Метод 3. Изучение уровня беспокойства - тревожности
Изучение уровня беспокойства - тревожности
Задача исследования: Выявить уровень беспокойства – тревоги, сопоставить полученные результаты с поведенческими реакциями учащихся, предложить возможные пути коррекции.
Методика: На листе бумаги расставьте цифры от 1 до 50. Дайте ответы на 50 утверждений, содержащихся в опроснике. Если утверждение соответствует Вашему поведению или характеру, напишите против номера ответ «да». В противном случае пишите «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, пишите «не знаю». Работать нужно быстро, не пропускать вопросов, представлять себе наиболее типичные ситуации.
1. Обычно я работаю с большим напряжением.
2. Для меня неприятны неожиданные изменения в привычной обстановке.
3. Ночью я засыпаю с трудом.
4. Мне нередко снятся кошмарные сны.
5. Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании или работе.
6. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
7. Я хотел бы быть таким же счастливым, как, на мой взгляд, счастливы другие.
8. Безусловно, мне не хватает уверенности в себе.
9. Моё здоровье сильно беспокоит меня.
10. По временам я чувствую себя совершенно бесполезным.
11. Я часто плачу, у меня глаза на «мокром месте».
12. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь сделать что-либо трудное или опасное.
13. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, и это чрезвычайно беспокоит и смущает меня.
14. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
15. Нередко я думаю о таких вещах, о которых не хотелось бы говорить.
16. Даже в холодные дни я легко потею.
17. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
18. Жизнь для меня всегда связана с необычайным напряжением.
19. Я гораздо чувствительнее, чем большинство людей.
20. Я легко прихожу в замешательство.
21. Моё положение среди окружающих сильно беспокоит меня.
22. Мне очень трудно сосредоточиться на чём-либо.
23. Почти всё время я испытываю тревогу из-за чего-нибудь или из-за кого-нибудь.
24. Временами я становлюсь таким возбуждённым, что мне трудно заснуть.
25. Мне приходилось испытывать страх даже в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничего не угрожает.
26. Я склонен принимать всё слишком всерьёз.
27. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.
28. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
29. Я почти всё время чувствую неуверенность в своих силах.
30. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
31. Ожидание всегда нервирует меня.
32. Бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
33. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.
34. Я – человек, легко возбудимый.
35. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
36. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
37. Порой мне кажется, что моя нервная система расшатана и я вот-вот выйду из строя.
38. Обычно мои руки и ноги достаточно тёплые.
39. У меня обычно ровное и хорошее настроение.
40. Я почти всегда чувствую себя счастливым.
41. Когда нужно чего-либо долго ждать, я могу делать это спокойно.
42. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.
43. У меня не бывает сердцебиения при ожидании чего-либо нового или трудного.
44. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.
45. Я уверен в себе.
46. По сравнению с моими друзьями я считаю себя вполне смелым.
47. Я застенчив не более других.
48. Обычно я спокоен, и вывести меня из себя нелегко.
49. Практически я никогда не краснею.
50. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.
Обработка результатов: Разбить ответы на две группы. С 1 по 37 подсчитать ответы «да», с 38 по 50 – ответы «нет». Ответы «не знаю» подсчитываются во всех вопросах и результат делится на 2. Уровень беспокойства – тревоги определяется суммированием трёх результатов.
Высокий уровень – 27 баллов и больше.
Низкий уровень – от 0 до 18 баллов.
Средний уровень –19-26 баллов.
Отметить особенности поведения учащихся в зависимости от уровня беспокойства-тревоги.