II. РАЗЛИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ ТЕМА - ПРОБЛЕМА - ТЕЗИС. Анализ критериев оценивания и требований к итоговому сочинению
Анализ критериев оценивания и требований к итоговому сочинению
Требование № 1. «Объем итогового сочинения».
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения».
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
II. РАЗЛИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ ТЕМА - ПРОБЛЕМА - ТЕЗИС.
Тема- круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведений, предмет художественного изображения (область отражения реальности).
Внимание!Необходимо помнить, что любой, предложенный для осмысления отрывок имеет тему, а, возможно, и несколько микротем, которые представлены в тексте.
Тема бывает по типу:
1. Актуальная (т.е. созвучная основным проблемам времени) или малоактуальная;
2. Общественно значимая (широкая) или частная (локальная);
3. Внехудожественная (явления жизни, относящиеся к внехудожественной реальности) или внутрихудожественная (тема замкнутого на себе творчества);
4. Декларируемая (т.е. представленная открыто, непосредственно) или существующая в подтексте(опосредованно).
Виды тем:
1. Вечные, т.е. общие для всех времен и народов, равноинтересные и актуальные на протяжении веков.
Например, темы отцов и детей, человеческого возраста, нравственности, греха и святости, любви и ненависти, войны и мира и т.д.
2. Национальные, характерные для определенного этноса и воспринимаемые посторонним читателем как национальная экзотика.
Например, «Хождение за три моря» А.Никитина, «Письма русского путешественника» Н.Карамзина.
3. Исторические - в них «фактор времени» является сверхтемой, «все прочие явления жизни» рассматриваются через призму истории.
Например, тема гражданской войны, тема коллективизации, тема крепостного права.
4. Внелитературные, т.е. самопознание художника, процесс творчества, творческие искания.
Например, гений и злодейство в трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».
Итак, тема - это объективная основа произведения, которая указывает в общих чертах на преимущественное внимание писателя к определенной стороне действительности и отвечает на вопрос «Что изображено?»
Таким образом, тема - это то, о чем произведение, чему оно посвящено, что прежде всего бросается в глаза
Те́зис (греч. thesis — положение, утверждение) — кратко сформулированные основные мысли в одном предложении.
направление 1 «Разум и чувства»
Вопрос 1: В какой форме могут быть сформулированы темы сочинения?
в форме вопроса | в форме высказывания (афоризма, пословицы) | в форме назывного (номинативного) предложения | в форме утверждения |
Должен ли разумный человек жить чувствами? | Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви. Сент-Экзюпери | Сплав разума и чувства | Любовь к родине – это проявление разума |
Должен ли разум преобладать над чувствами? | Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла. Фирдоуси | Победа разума над чувством... | Героизм как высшее проявление разума |
Как в водовороте страстей не потерять разум? | ...Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. В. Г. Белинский | Спор разума и сердца... | Чувства сильнее разума... |
Можно ли победить ревность? | Разум — счастливый дар человека и его проклятие. Эрих Фромм | Стихия чувств и холод разума... | Антиподы – разум и душа... |
Вопрос 2:
Давайте попробуем найти ключевые слова в предложенной теме и составить «магнитное поле» данных слов.
Приём «Слово-магнит»
Прочитайте внимательно тему сочинения и найдите ключевые слова.(Тема:...Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой (В. Г. Белинский) (Ключевые слова: разум и чувства – две силы, нуждающиеся друг в друге)
Как вы это понимаете? Давайте попробуем оформить ваши предположения в виде «магнитного поля», то есть запишем слова, которые притягиваются к понятиям РАЗУМ и ЧУВСТВА:
истины
РАЗУМ познание мира
ценностей
самого себя связи вещей и явлений
рациональное начало в человеке
ЧУВСТВА эмоциональный процесс человека
оценочное отношение к реальным и абстрактным объектам
иррациональное начало в человеке (недоступность рассудку)
Мы выяснили, чем отличаются слова РАЗУМ и ЧУВСТВА. А что их объединяет, ведь в теме говорится о том, что эти две силы нуждаются друг в друге? (Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают[1])
тема «Конфликт разума и чувства»на примере одного произведения
Пьер Безухов | Порой человек всю жизнь познаёт себя, и в ходе этого поиска его разум конфликтует с чувствами, заставляя человека «метаться», а иногда и страдать | конфликт разума и чувства | Жизнь, в которой чувства преобладают над разумом, нельзя назвать разумной, однако человек от этого не становится несчастным: чувства делают его жизнь яркой, привлекают к такому человеку других людей, а холодный расчёт, наоборот, отталкивает | Наташа Ростова |
роман Л.Н.Толстого «Война и мир» | роман Л.Н.Толстого «Война и мир» | |||
Андрей Болконский | Элен Курагина |