Оценка стиля взаимодействий
Цель работы. Научить студента определять приверженность к тому или иному стилю взаимодействия.
Основные понятия
Каждый из нас привержен в большей или меньшей степени к тому или иному стилю взаимодействия: директивному, коллегиальному и не хотел бы, чтобы вмешивались в его дела.
Задание. Освоить методику диагностирования стиля взаимодействия и определить свой стиль и стиль взаимодействия двух испытуемых
Порядок выполнения работы
Перед Вами двадцать утверждений. Оцените по 5-бальной шкале, как часто интересующий Вас человек поступает тем или иным образом с другими людьми.
№ п/п | Действия | Баллы |
Указывает, что надо делать | 5 4 3 2 1 | |
Выслушивает мнения других | 5 4 3 2 1 | |
Дает возможность другим участвовать в принятии решения | 5 4 3 2 1 | |
Дает возможность другим действовать самостоятельно | 5 4 3 2 1 | |
Настойчиво объясняет, как надо что-либо сделать | 5 4 3 2 1 | |
Обучает других работать | 5 4 3 2 1 | |
Советуется с другими | 5 4 3 2 1 | |
Не мешает другим работать | 5 4 3 2 1 | |
Указывает, когда надо делать работу | 5 4 3 2 1 | |
Учитывает успехи других | 5 4 3 2 1 | |
Поддерживает инициативу | 5 4 3 2 1 | |
Не вмешивается в процесс определения целей деятельности другими - | 5 4 3 2 1 | |
Показывает, как надо работать | 5 4 3 2 1 | |
Иногда дает возможность другим принимать участие в обдумывании проблемы. | 5 4 3 2 1 | |
Внимательно выслушивает собеседников. | 5 4 3 2 1 | |
Если вмешивается в дела других, то по-деловому | 5 4 3 2 1 | |
Не разделяет мнения других. | 5 4 3 2 1 | |
Прилагает усилия с целью улаживания разногласий | 5 4 3 2 1 | |
Старается улаживать разногласия | 5 4 3 2 1 | |
Считает, что каждый должен применять свой талант, как может. | 5 4 3 2 1 |
а. Действия 1, 5, 9, 13, 17 указывают на приверженность к директивному стилю.
б. Действия 3, 7, 11, 15, 19 свидетельствуют о приверженности к коллегиальному стилю.
в. Действия 4, 8, 12, 16, 20 являются индикаторами невмешательства в действия других людей.
г. Действия 2, 6, 10, 14, 18. дают основание судить о приверженности к деловому стилю.
Обработка и интерпретация результатов
В каждой группе можно максимально набрать 25 баллов.
20 и более баллов свидетельствуют о том, что человек привержен к стилям а, б, в или г.
12-14 баллов означают, что иногда он склонен проявлять именно данный стиль взаимодействия.
Общий показатель (по всему тесту) в 70-80 баллов свидетельствует об устремленности к взаимодействию с людьми.
Показатель в 30-40 баллов говорит о пассивности человека в групповой деятельности.
Содержание отчета
В отчете приведите результаты тестирования, опишите Ваш стиль взаимодействия, стиль взаимодействия Ваши однокурсников и знакомых. Наметьте основные шаги по изменению и совершенствованию стиля взаимодействия.
Практическая работа 3
ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ
Цель работы. Научить студентов определять коммуникативные и организаторские склонности (КОС) у испытуемого и оценить собственную общительность.
Основные понятия
Предложенные тесты позволят Вам определить склонность человека к определенной деятельности и его общительность.
Склонность - это избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Возникновение склонности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей.
Задание 1. Освоить методику оценки коммуникативных и организаторских склонностей и выполнить анализ своих склонностей и двух испытуемых
Порядок выполнения работы
Ответьте на предложенные вопросы. Если Вы согласны, то ответьте положительно, если не согласны - отрицательно. Долго над вопросом не думайте, важна Ваша первая реакция.
Опросник КОС
Вопросы располагаются в четырёх столбцах по 10 в каждом.
I
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
4. Сильно ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Сильно ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с новыми людьми?
6. Сложно ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
9. Трудно ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
II
11 .Легко ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
12.Верно ли, что Вы откладываете на другие дни те дела, которые бы могли выполнить сегодня?
13.Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14.Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15.Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
17.Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18.Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19.Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20.Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
III
21 .Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22.Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
23.Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24.Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25.Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26.Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
27.Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
28.Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29.Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?
30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32.Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
33.Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
34.Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35.Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36.Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37.Верно ли, что у Вас много друзей?
38.Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39.Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40.Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?