Зрительное восприятие композиции
Сознание – зеркало мироздания, а в результатах труда отражено сознание человека.
Искусство – проявление властной потребности в красоте и гармонии, присущей человеку изначально; человек и искусство возникают одновременно. В силу каких причин зрительное восприятие связано с геометрией и геометрическим подобием?
Физическая причина зрения – свет. Различная частота волн – объективно присущее электромагнитным волновым колебаниям качество отобразилось в работе зрительного анализатора, классифицирующего волны по частоте (цветовое зрение). Различная интенсивность светового потока отображена в нейронных структурах, осуществляющих измерение интенсивности света. Это черно-белое палочковое зрение и светотень. Светотень – главное средство определения формы сознанием, она выявляет контуры, пластику и фактуру поверхности.
Но зрение имеет не только физическую, но и биологическую причину возникновения. Это потребность в опережающей информации о событиях в пространстве внешнего мира. Биологическая праматерь зрения – вопросы «Что это?» и «Где это?»
Понятно, что признаки, по которым развертывается зрением сущность объекта, должны быть информативно существенны. Такими признаками являются соразмерность, пропорция, контурная линия и цвет.
Энергетические взаимодействия в природе подчинены принципу наименьшей затраты энергии (принцип Гамильтона). Отсюда реальность прямой линии: взаимное притяжение тел происходит по кратчайшему между ними пути. Вертикальная линия – реальность всемирного тяготения. По вертикали осуществляется взаимодействие всех земных объектов с Землей: свободное падение тел, рост растений и т.д. Вертикальная плоскость – плоскость зеркальной симметрии живых существ, и потому имеется специальный орган контроля за равновесием тела, т.е. вертикального положения (вестибулярный аппарат-ред.).
Вторая объективность природы – реальность прямого угла. Электрические, магнитные и световые волны распространяются в направлении, перпендикулярном полю волны – плоскости действия силовых линий. Следствием физической реальности прямого угла и вертикали является реальность горизонтали. Это линия горизонта, поверхность воды и т.д.
Три эти реальности – вертикаль, горизонталь и прямой угол положены человеком в основу древнейшей науки геометрии потому, что они были реальностью сознания, зрительного реальностью восприятия.
Восприятие человеком окружающего мира, формы освоения, познание этого мира, зависят от психо-физического устройства организма человека, а посредством этого являются эмоции. Эмоции тесно связаны с понятием гармонии, ибо гармоническое начало в природе и в искусстве благотворно для человека и «поощряется» его эмоциями.
Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта:
- в первую очередь, воспринимается отношение предметов и пространства,
- затем осваиваются отношения между предметами,
- затем между деталями предметов;
- создается четкое представление о целом.
Эту особенность зрительного восприятия необходимо учитывать при композиционном построении произведения.
Зрительное восприятие зависит от эмоциональных импульсов, которые возникают в глазу, когда взгляд скользит по изображению. Можно отметить некоторую закономерность восприятия образов. Напр., картина, где много пересекающихся линий и углов, вызывает чувство беспокойства, и наоборот, там, где движение имеет волнообразный характер, возникает ощущение естественности, умиротворенности. Волновая природа присуща материи, и, возможно, что с этим связано возникновение положительной реакции. Также положительная реакция возникает, когда глаз созерцает предметы, построенные по пропорциям «золотого сечения».
Наш мозг одновременно может воспринять не более 5-7 элементов или групп одновременно. При большом количестве элементов форма уже не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Потребность «организовать», «группировать», чтоб опознать объект, является свойством человеческой психики.
Также и художественные приемы композиции связаны с восприятием человека окружающего мира. Например, симметрия связана с чувством равновесия, а асимметрия вызывает эмоциональный импульс движения. Асимметрия всегда соседствует с симметрией в природе. Абсолютная симметрия встречается только в кристаллах.
Статика и динамика – это естественные состояния, в которых пребывают физические тела; и они, так или иначе, отражаются в композиционном построении. Средневековый художник Ломаццо в книге о живописи пишет, что Микеланджело дал такое наставление своему ученику: в основу своей композиции он всегда должен класть фигуру пирамидальную, змеевидную и поставленную в одном, двух и трех положениях. Ломаццо добавляет, что в этом правиле заключается вся тайна искусства, потому что величайшее очарование и жизнь, какие только может иметь картина, это передача Движения, которое художники называют духом картины. Нет такой формы, которая бы не выражала движение лучше, чем пламя или огонь, который согласно Аристотелю и другим философам, является наиболее деятельным из всех других элементов. Поэтому форма языка пламени наиболее пригодна для изображения движения. Пламя имеет форму конуса или острия, которым оно будто бы рассекает воздух, чтобы подняться в свою, присущую ему сферу. Таким образом, композиция, которая имеет эту форму, будет наиболее красивой…»
Хогарт в книге Анализ красоты говорит, что Рафаэль так пристрастился к змеевидной линии, что довел ее до смешного излишества, особенно в своих драпировках; правда, превосходное умение наблюдать жизнь скоро избавило его от этого заблуждения.
Делафруа в своем «Искусстве живописи» говорит, что род линий, подобных пламени, змеевидной формы имеет от природы нечто живое и как бы таит движение, очень сходное с подвижностью пламени и змеи.
Перспективное построение изображения вызвано устройством органов зрения, восприятием относительной величины предметов на расстоянии.
Ведущая роль доминанты, главного участка, центра изображения связана с особенностями направленного и периферического зрения, благодаря которым мы различаем детали только вокруг точки фиксации. Эта способность не только позволяет выделить нужные сведения из прочих, но в художественном композиционном произведении диктует весь строй картины.
Ритм – важнейшее средство организации художественного произведения; необходимость все подчинить ритму в композиции связана с биологической потребностью: ритм – форма движения, ритм присущ материи как ее свойство. Все, что движется, развивается, функционирует в природе и в человеческой деятельности, подчинено ритму. Ритмы биения сердца, дыхания, смена дня и ночи и времен года, приливы и отливы и все великое разнообразие ритмов природы оказывают организующее воздействие на жизнь человека, на все формы его деятельности. Ритмическое чередование различных ощущений вызывает положительные эмоции. Длительное однообразное состояние или однородные впечатления, наоборот, угнетают психику. Таким образом, необходимость смены состояний, впечатлений, напряжения и расслабления и т.д. заложена в биологической природе человека.
Очевидно та же потребность лежит в основе и другого явления – контраста, связанного с усилением зрительных импульсов в пограничных зонах; чем сильнее импульс, тем резче контрастируют формы. Контраст – одно из самых сильных выразительных художественных средств.
Художественное целое неадекватно целому в природе. Взаимодействие частей целого между собой в картине отличается от взаимодействия частей в живом организме, подчинено условному двумерному ограниченному пространству картины и полностью зависит от восприятия. В художественном произведении мы видим преображенную действительность. Условность – язык искусства. Но эта условность отражает реальность, объективно существующую в природе и в сознании человека.
Оптические иллюзии
Относительность зрительных оценок оценок очевидна. Объекты восприятия не имеют для зрения абсолютных размеров. Например, ладонь невелика в сравнении с Солнцем, но Солнце можно прикрыть ладонью, как пламя свечи. Луна, биллиардный шар и Солнце при определенных условиях могут быть восприняты как нечто схожее, одинаковое по размерам и форме, несмотря на колоссальную разницу в величине. Представление об абсолютных размерах объектов внешнего мира между тем чрезвычайно важны.
Описанный эффект связан с таким явлением зрительного восприятия как оптические иллюзии. Приведем некоторые примеры.
Геометрические фигуры, состоящие из прямых линий, правильных окружностей и других правильных форм, кажутся искривленными и неправильными из-за того, что их пересекают косыми линиями или пучком лучей; идеальная горизонталь издали кажется прогибающейся; удаленные от зрителя в глубину предметы воспринимаются неадекватными их действительным размерам. Примеры могут быть многочисленными. Задание – привести примеры.
Явление некоторых оптических иллюзий может быть объяснено с точки зрения биомеханики глаза. Так, например, горизонталь кажется короче равной ей по длине вертикали, потому что горизонтальное движение глаз совершается легче, и горизонталь читается легче, на ее чтение идет меньше времени. Прямая, к противоположным концам которой добавлены отростки равной величины (под углом), кажется длиннее, если отростки направлены наружу, и короче, если направлены к середине прямой. Отростки эти в одном случае продлевают движение глаза по прямой, в другом – приостанавливают его. Поэтому прямая кажется в первом случае длиннее, а во втором – короче.
В художественной практике художники сознательно используют явления оптических иллюзий и корректируют их действия. Так, например, древние греки открыли «закон курватур» (курватура – кривизна очертания колонны). Они придавали выпуклую кривизну колонне, чтобы та казалась ровной и стройной.