Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

Широко распространенной концепцией потребностей, опреде­ляющих мотивацию человека к деятельности, является концепция МакКлелланда, связанная с изучением и описанием влияния со­участия и потребности властвования. В соответствии с идеями Мак­Клелланда, эти потребности, если они достаточно четко проявля­ются у человека, оказывают заметное воздействие на его поведе­ние, заставляя прилагать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей. При этом МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.*

* McClelland D. The Achieving Society. Princenton, N.Y., Van Nostrand, 1961.

Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее. Люди с высоким уровнем потребности достижения предпочитают самостоятельно ставить свои цели. При этом они обычно выбирают умеренно сложные цели и задачи, исходя из того, чего они могут достичь и что они могут сделать. Люди с выражен­ной потребностью достижения склонны принимать умеренно рис­кованные решения и ожидают немедленной обратной связи. Им нравится принимать решения и отвечать за них, они одержимы теми задачами, которые решают, и легко берут на себя персональ­ную ответственность.

МакКлелланд на основе проведенных исследований пришел к выводу, что данная потребность может быть отнесена не только к характеристике отдельных людей, но и к характеристике отдель­ных обществ. Те общества, где высока потребность достижения, обычно имеют хорошо развитую экономику. И, наоборот, в обществах, характеризуемых низкой потребностью достижения, эконо­мика развивается низкими темпами либо совсем не развивается.

Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дру­жеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребнос­тью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со сторо­ны окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие. Для них очень важным является тот факт, что они нужны кому-то, что их друзья и коллеги не безразличны к ним и их действиям.

Потребность властвовать является третьей крупной потребнос­тью, влияние которой на поведение человека было изучено и опи­сано МакКлелландом. Данная потребность так же, как и две преды­дущие, является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контро­лировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Ос­новной направленностью данной потребности является стремле­ние контролировать действия людей, оказывать влияние на их по­ведение, брать на себя ответственность за действия и поведение других. Потребность властвовать имеет два полюса: стремление иметь как можно больше власти, контролировать все и всех и в противо­положность этому стремление полностью отказываться от каких-либо притязаний на власть, желание полностью избегать таких си­туаций и действий, которые связаны с необходимостью выполнять властные функции.

Лица с высокой мотивацией властвования могут быть подразде­лены на две, в принципе взаимоисключающие друг друга группы. Первую группу составляют те, кто стремится к власти ради власти. Ко второй группе относятся те лица, которые стремятся к получе­нию власти ради того, чтобы добиваться решения групповых задач. Эти люди удовлетворяют свою потребность властвования тем, что определяют цели, ставят задачи перед коллективом и участвуют в процессе достижения целей. При этом очень важно отметить, что они ищут возможности мотивирования людей на достижение этих целей и работают вместе с коллективом как над определением це­лей, так и над их достижением. То есть потребность властвования для этих людей — не стремление к властному самоутверждению ради удовлетворения своего тщеславия, а стремление к выполне­нию ответственной руководящей работы, связанной с решением организационных задач, что, кстати, также является стремлением к властному самоутверждению.

Потребности достижения, соучастия и властвования в концеп­ции МакКлелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически, как это было представлено в концепциях Маслоу и Альдерфера. Более того, проявление влияния этих потребностей на поведение человека значительно зависит от их взаимовлияния. Так, например, если человек находится на руководящей позиции и имеет высокую потребность властвования, то для успешного осуществле­ния управленческой деятельности в соответствии со стремлением к удовлетворению этой потребности желательно, чтобы потребность в соучастии была у него относительно слабо выражена. Также мо­жет приводить к негативному, с точки зрения выполнения менед­жером своей работы, влиянию на ее результат комбинация силь­ной потребности достижения и сильной потребности властвова­ния, так как первая потребность все время будет ориентировать властвование на достижение личных интересов менеджера. По-ви­димому, нельзя делать однозначных жестких выводов о том, в ка­ком направлении воздействуют друг на друга три рассматриваемые потребности. Однако совершенно очевидно, что необходимо при­нимать во внимание их взаимовлияние при анализе мотивации и поведения человека и выработке методов управления процессом формирования и удовлетворения потребностей.

Наши рекомендации