Этнос этногенез воспитательный энергетический
Виды этнопсихологических исследований.
В настоящее время в зависимости от того, как и какие используются методы и методики, изучение национально-психологических особенностей людей может принимать форму стандартного или кросскультурного этнопсихологического исследования.
Стандартное этнопсихологическое исследование первоначально не предполагает межкультурного сравнения.
Его объектом обычно выступают:
- национальное сознание или самосознание;
- национальные ценности и ориентации, потребности и мотивы;
- специфика авто- и гетеростереотипов, этнических установок;
- отдельные национально-психологические особенности, традиции, привычки и обычаи;
- своеобразие поведения представителей конкретных наций и народов.
Для проведения стандартного этнопсихологического исследования необходимо создание оригинальных, специально разработанных методик, адекватных его целям и задачам. Или могут использоваться адаптированные (модифицированные) к конкретной этнической общности существующие в психологии (и других науках) методики изучения сознания личности и социально-психологических феноменов, функционирующих в иноэтнической среде.
В настоящее время разработана специальная программа стандартного этнопсихологического исследования, в состав которой входит набор из 24 стандартизированных (специально адаптированных и модернизированных) методик, включающих:
- этнопсихологический опросник;
- методику исследования самоотношения;
- методику измерения локуса контроля;
- цветовой тест отношений; методику исследования направленности
интересов, ценностных ориентации и социальных установок;
- методику измерений ценностных ориентации;
- личностный ориентационный опросник;
- опросник измерения потребности в достижениях;
- тест для измерения художественно-эстетических потребностей;
- вопросник для оценки мотивации одобрения;
- вопросник для оценки мотивации к достижению цели;
- методику выявления импульсивности - целеустремленности;
- методику исследования нормативных предпочтений группы;
- методику оценки восприятия индивидом группы и др.
Эта программа опробована на изучении национально-психологических особенностей таджиков, казахов, бурятов, калмыков, кабардинцев и балкарцев и может широко использоваться.
Кроме того, в рамках стандартного этнопсихологического исследования часто используются методики изучения этнических стереотипов и установок, достаточно хорошо представленные в отечественной и зарубежной психологической литературе.
На Западе широко распространены также методики изучения поведения и непосредственных реакций людей по отношению к представителям чужих этнических групп, которые применяются в условиях естественного эксперимента.
Кросскультурное этнопсихологическое исследование -- изучение психологических и социокультурных особенностей людей, проводимое параллельно на нескольких группах испытуемых, относящихся к разным нациям или в группах, где представители разных наций собраны вместе.
Впервые такое исследование было проведено в 1901 -- 1905 американским ученым К. Риверсом, который экспериментально показал, что жители острова Мюррей, а также индейцы племени тогда в меньшей степени подвержены иллюзиям, чем европейцы.
Это исследование, обратившее на себя внимание многих ученых, повлекло за собой большое количество аналогичных работ по изучению самых разнообразных психологических феноменов.
Общее для всех них была исходная схема построения:
зависимости от целей исследования (изучение познавательных процессов, личностных характеристик, социокультурных особенностей) подбиралась какая-либо методика из существующего психологического арсенала, адекватная поставленным задачам, и по ней проводилось сравнительное исследование испытуемых двух и более этнических групп. При проведении кросскультурного исследования, несмотря на его кажущуюся простоту, доступность и легкость исполнения, встречаются серьезные трудности.
Во-первых, перед психологами встает вопрос о валидности методик, сравнимости полученных результатов. В идеале каждая из методик должна быть специально адаптирована к мировосприятию, традициям и привычкам конкретного народа.
Во-вторых, так или иначе необходимо вырабатывать специальные процедуры эксперимента для определенных народов, поскольку оказалось, что отношение к ним у представителей различных этнических общностей неодинаково.
В-третьих, всегда возникает вопрос: сможет ли исследователь объективно и беспристрастно сопоставлять особенности «своей» и «чужой» культуры? Или же: имеет ли он право изучать те этнические группы, к которым сам не принадлежит?
В целом кросскультурное этнопсихологическое исследование не предполагает создания каких-либо универсальных методик. Несмотря на определенные ограничения, оно даст принципиально новые результаты за счет выхода исследования за пределы одной культуры, одной этнической общности.
При изучении национально-психологических особенностей можно применять и историко-гносеологический подход. В этнопсихологических исследованиях он может быть реализован за счет изучения национально-психологических особенностей с помощью исторического анализа, контент-анализа, факторного анализа и иных методов обобщения разнообразных данных и результатов других исследований. Историко-гносеологический подход применяется тогда, когда невозможны прямые контакты с представителями той или иной национальности. Зарубежные этнопсихологи называют этот подход «методом изучения этноса на расстоянии».
В этом случае анализу подвергаются исторические, политические, мемуарные, архивные или специальные источники, исследования, раскрывающие специфику формирования и развития той или иной этнической общности, ее экономики, культуры, политики, социальной и конфессиональной структуры, психологии и т.д.
Основой при этом является контент-анализ. Он отвечает таким требованиям, как объективность, надежность, валидность, позволяет использовать методы многомерного статистического обобщения, в том числе факторного и других видов анализа.
Логика этнопсихологического исследования в целом находит выражение в составляемой в каждом конкретном случае специальной программе, которая может состоять из нескольких составных частей:
1) объекта, предмета, цели, задач и гипотез и методологии исследования;
2) концептуальной модели исследования, предполагающей разработку стратегии, отбор видов, методов и методик исследования, а также осмысление критериев и показателей для оценки его результатов;
3) концепции пилотажной проверки валидности и действенности процедур исследования;
4) подведения результатов исследования и формулировки основных его выводов.
Принципы этнопсихологического исследования. Этнопсихологическое исследование, являясь достаточно сложным и объемным по содержанию, чрезвычайно значимым по своим результатам, всегда должно опираться на определенную систему анализа, фундамент которой - конкретные принципы изучения. Важнейшими из них являются: принцип учета различных факторов формирования этнической общности и ее психологии; принцип анализа национально-психологических особенностей представителей того или иного этноса в единстве с проявлениями других их характеристик; принцип учета многообразия проявлений национально-психологических характеристик людей; принцип сравнительности в анализе национально-психологических особенностей.
Принцип учета различных факторов формирования этнической общности и ее психологии предполагает изучение национальной психологии как продукта исторического, экономического, политического и культурного развития и других условий, в которых живет данная этническая общность на протяжении длительного времени. Только при таком подходе можно правильно изучить, интерпретировать и осмыслить национально-психологические особенности представителей того или иного народа и специфику их проявления.
В интересах правильного анализа национально-психических особенностей необходимо, кроме того, изучать: специфику проявления исторической памяти нации; характер природной среды, в которой она формировалась; генезис ее социального развития; специфику быта, жизни и деятельности, взаимоотношений различных групп, ее составляющих; особенности военной истории; своеобразие культурных связей с другими этническими общностями.
Изучая национально-психологические особенности представителей тех или иных народов, следует иметь в виду и тот факт, что определенные их характеристики могут быть результатом одновременного воздействия многих факторов материальной и духовной жизни и деятельностиСвязь различных характеристик национальной психики с условиями и факторами, их породившими, также нельзя понимать упрощенно, поскольку эта зависимость может быть опосредованной.
Принцип анализа национально-психологических особенностей представителей того или иного этноса в единстве с проявлениями других их характеристик ориентирует на верное осмысление того, как у различных социальных групп в структуре их общественного и индивидуального сознания переплетаются черты национальной, классовой, конфессиональной, профессиональной, возрастной и т.п. психологии.
Следует в то же время всегда принимать во внимание и тот факт, что соотношение и проявление общественной идеологии и общественной психологии в жизни и деятельности этноса весьма подвижно, изменчиво. В переломные моменты развития нации, в периоды смены ее идеологических, экономических политических приоритетов перестраивается и социальная психика ее представителей, меняется «вес», соотношение в ней различных компонентов: национального, классового, конфессионального.
Принцип учета многообразия проявлений национально-психологических характеристик людей предполагает всестороннее осмысление и правильную интерпретацию не только всего их комплекса и специфики, но и системных исследований каждой из них.
5.3. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева 3-08-2010, 14:59 |
Несмотря на многократные попытки ученых объяснить процессы этногенеза, антропогенеза и расогенеза, все же существующие концепции носят преимущественно частный характер. До настоящего времени в этнологии нет законченных, научно аргументированных теорий, которые бы давали полное и убедительное описание всех этих процессов. Работа этнологов в этом направлении продолжается, и поэтому большой интерес вызывает концепция этногенеза Льва Николаевича Гумилева.
В основу своей теории этногенеза Гумилев положил в качестве главного постулата тезис о природно-биологическом характере этноса, обусловленного тем, что он является составной частью биоор-ганического мира планеты и возникает в определенных географо-клпматических условиях. Гумилев определяет этнос как биофизическую реальность, и поэтому весь механизм этногенеза он ищет в реальных природных процессах. По его мнению, будучи составной частью биосферы, этносы должны подчиняться ее законам, быть составной частью протекающих в ней процессов. А эти процессы, гигантские по своим масштабам, сравнимые по энергетическим затратам с величайшими геологическими процессами, создали в значительной мере весь современный облик нашей планеты. В.И. Вернадский назвал эту энергию биогеохимической энергией живого вещества биосферы. Она есть не что иное, как преобразованная энергия Солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли. Биосфера просто купается в потоках энергии; как доказал наш соотечественник А.Л. Чижевский, она открыта космосу и чутко реагирует на происходящие в нем энергетические всплески. В этом заключается причина загадочных, на первый взгляд, взрывов популяции — стай саранчи, леммингов, вдруг появляющихся в гигантских количествах, чтобы броситься в воды океана. Подобные же влияния испытывает и человек, реакция на них становится заметной на vpoe-ic- этносов. При соблюдении некоторых условий энергетическая Вспышка становится началом процесса этногенеза.
Гипотеза Гумилева заключается в предположении, что несколько Раз за тысячелетие поверхность нашей планеты подвергается воздействию определенного типа космического излучения, которое вы-ь>вает пассионарный толчок, т.е. мутацию гена человека, отвечаю-ег° за восприятие организмом энергии из внешнего мира. Особен-
Ть этих толчков заключается в их кратковременности. За последние 3 тыс. лет было достоверно зафиксировано девять пассионарных толчков: четыре — до нашей эры и пять — за последние два тысячелетия.
Суть явления пассионарности состоит в том, что до мутационных изменений человек получает из окружающего мира энергии ровно столько, сколько ему необходимо для нормальной жизнедеятельности. При пассионарном толчке, вызывающем мутацию гена, человек становится способным воспринять энергии значительно больше. И, восприняв ее, будет обладать повышенной тягой к действию — пас-сионарностью. Эта избыточная энергия может быть направлена на организацию завоевательных походов или научных экспедиций, создание новой религии или научной теории. F.cnn же некоторое количество людей, обладающих этим признаком, соберется вместе, объединенные одной целью, если при этом они находятся в благоприятных географических условиях (необходим разнообразный ландшафт), появляется зародыш нового этноса, начинается бурный процесс этногенеза, завершающийся через 130—160 лет появлением нового народа. Наиболее существенным отличительным признаком нового этноса являются специфические стереотипы поведения, которые передаются последующим поколениям не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, через культуру, когда потомство путем подражания и научения перенимает от родителей необходимые поведенческие стереотипы. Именно эти стереотипы и создают пассионарии.
Этногенез, по Гумилеву, — энергетический процесс получения однократного запаса энергии после вспышки космического излучения и дальнейшей его растраты в ходе развития этноса, пока этнос не придет в состояние гомеостаза — равновесия с природой, при котором уровень пассионарности равен нулю.
Цикл жизни этноса составляет около 1,5 тыс. лет, если этнос не гибнет раньше по внешней причине. Фазы его развития связаны с определенными уровнями пассионарного напряжения, что внешне выражается в специфических для каждой фазы стереотипах поведения.
После пассионарного толчка наступает фаза подъема, которая продолжается 200-300 лет. Она связана с экспансией нового этноса, обязанной пассионариям. ста? вящпм перед собой задачу создания нового сильного государства и идущим ради этого на любые жертвы. Окружающие народы воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг, на месте нескольких незначительных племен, и активно отстаивающую свои интересы, часто за счет соседей.
Основной императив поведения: «Будь тем, кем ты должен быть». Примером могут служить все молодые народы: предки современных англичан И французов в IX в., монголы в XII в. и т.д.
Затем наступает акматическая фаза, в которой пассионарное напряжение достигает высочайшего уровня за счет большого количества пассионариев, которые думают уже не столько об общих целях, сколько о своих личных интересах. Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто вводит этнос в состояние пассионарного перегрева, когда избыточная энергия, тратившаяся в фазе подъема на бурный рост и экспансию, уходит на внутренние конфликгы. Эта фаза, продолжающаяся следующие 300 лет, одна из самых тяжелых в жизни этноса, так как это период гражданских войн, культурных потерь.
Основной императив поведения в это время: «Будь тем, кем я хочу». Люди думают уже не об общем благе, а только о своем. Обычно это связано с тем, что глобальная цель предыдущей фазы - создание великого государства — уже выполнена. Примером может служить Европа периода феодальной раздробленности, Россия Смутного времени.
В конце концов большая часть пассионариев не гребляет друг друга, что резко снижает уровень пассионарного напряжения в этносе. Кроме того, ушедшие пассионарии замещаются не гармоничными особями, а субпасснонарпямп - людьми, не способными воспринять даже нормы энергии, необходимой для полноценной адаптации к среде. Люди такого типа хорошо известны — это бродяги, люмпены, босяки, бомжи. Эти признаки означают наступление фазы надлома — кризисной фазы, длящейся 200 лет.
Жизнь в фазе надлома очень тяжела. Мы это знаем на собственном опыте, так как наша страна находится сейчас в конце этой фазы. Западная Европа пережила ее в период Реформации и Контрреформацпи. уплатив за свое нынешнее спокойствие не менее кровавую дань, чем мы в XX в.
После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя. Это означает, что этнос перешел в следующую — инерционную — (разу. Уровень пассионарного напряжения несколько повышаете!, а затем плавно снижается. Идет укрепление государственной власти, социальных институтов, интенсивное накопление материальных и духовных ценностей, активное преобразование окружающей среды. В этносе доминирует тип «золотой посредственности» — законопослушного, работоспособного человека.
«Будь таким, как я!» — господствующий императив поведения инерционной фазы «меняет императив предшествующего периода: «Мы устали от великих». Это означает, что люди наконец-то поняли, что именно индивидуальности, пытающиеся проявиться во всей своей оригинальности, представляют наибольшую опасность для соседей. Примером служит современная Западная Европа, Киевская РусьХ1-ХИ вв., Китай эпохи Сун.
Культура и порядок в это время столь совершенны, что кажутся современникам непреходящими. Но уровень пассионарного напряжения этноса постепенно снижается, что влечет неизбежный упадок, скрытый вначале за маской процветания, которая сбрасывается после последнего фазового перехода.
Важной причиной кризиса обычно бывает резко возросшее воздействие цивилизации на природу, которая в конце концов не выдерживает ЭТОЙ нагрузки. Недаром все крупнейшие цивилизации древности оставили после себя в прямом смысле слова пустыни, занявшие место прежних плодородных земель (Вавилон, Египет и др.). Наступает фаза обскурации — старости этноса. Это происходит, когда возраст этноса достигает 1100 лет. Пассионарное напряжение падает до отрицательных величин за счет появления значительного числа субпассионариев. Поэтому любая конструктивная деятельность отсутствует, этнос существует за счет прежних запасов. В результате общественный Организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят циничные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Численность этноса и его территория значительно сокращаются, он может легко стать добычей более пассионарных со< едей.
Меняется императив поведения: «Будь таким, как мы!». Причем определяют его отныне люди нетворческие и нетрудолюбивые, эмоционально и умственно неполноценные, но при этом обладающие повышенными требованиями к жизни (не выходящими, правда, за пределы того, чего нельзя съесть или выпить). Всякий рост становится явлением исключительным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость. Все продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться. Идет настоящий естественный отбор. Но тут-то и наступает возмездие. Субпассионарии разъедают тело народа, как клетки раковой опухоли организм человека, но, победив, т.е. умертвив соперника, они гибнут сами.
Классический пример " Рим эпохи поздней империи, Китай с XVII в.. Гусь перед нашествием татаро-монголов.
Фаза обскурацпп предшествует гибели этнической системы или переходу ее к состоянию гомеостаза, которого может достичь лишь незначительная здоровая часть этноса.
Иногда возникает фаза регенерации— временного восстановления этнической системы после обскурацпп за счет сохранившейся на окраинах ареала пассионарности. Например, Византия в последний период своей истории. После падения Константинополя в 1204 г. под натиском крестоносцев казалось, что великая империя погибла безвозвратно, от нее остался крохотный обломок — Никейская империя, окраина Византии. Но именно из нее через 50 лет смогла возродиться Византийская империя, которая, правда, была только тенью прежней великой страны, но она просуществовала еще 200 лет. Это смогло произойти только за счет того, что в фазе обскурацпп именно на окраине ареала обитания этноса сохранилась повышенная пасспонарность.
Но в любом случае — это короткий всплеск активности накануне завершения процесса этногенеза, которым является мемориальная фаза. В этой фазе этническая система уже утеряла пасспонарность, и лишь отдельные ее члены продолжают сохранять культурную традицию прошлого. Память о героических деяниях предков живет в фольклоре, легендах.
Такую картину мы наблюдаем на Алтае. Там живут телесы, теленгиты, телеуты, алтай-кпжи. У всех есть богатый былинный эпос. Такую же картину можно увидеть у киргизов Тянь-Шаня, индейцев пуэбло и других, некогда могучих этносов, превратившихся в малочисленные «племена».
После конца динамических фаз этногенеза уцелевшие люди не становятся хуже, слабее или глупее прежних. Изменяются не люди, а этническая системная целостность. Раньше рядом с обычным большинством были пассионарии, многим мешавшие, но придававшие этносу сопротивляемость и стремление к переменам. Агрессивность этнической системы исчезает, но снижается и ее резистентность (сопротивляемость). А это значит, что взамен приобретений наступает время утрат.
Дальше все зависит от соседей. Если они не будут нападать, то остатки этноса продолжат меняться, превращаться в милых, безобидных людей, гостеприимных и доброжелательных. Они постепенно теряют память о прошлом, а вместе с пей и ощущение времени. На конечном этапе они просто ограничиваются констатацией смены времен года и даже просто дня и ночи. Так Живут чукчи — прекрасные охотники, создавшие развитую мифологию. Сходную картину демонстрируют племена Центральной Африки, члены которых не знают даже, сколько им лет (при том, что они прекрасно ориентируются в джунглях). Но эти этносы живут в контакте с более пассионарными соседями, которые держат их в форме, Если же этого не будет, то остатки этноса могут просто вымереть из-за отсутствия желания жить. Такие этносы сегодня живут в некоторых заповедниках.
11ереход от мемориальной фазы к законченной форме этнического гомеостаза имеет очень плавный характер и выглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Жизненный цикл повторяется из поколения в поколение, система сохраняет равновесие с ландшафтом, не проявляя каких-либо форм целенаправленной активности. Этнос в это время состоит почти целиком из гармоничных людей — достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем себя и свое потомство, но лишенных потребности и способности что-либо менять в жизни.
В таком состоянии этнос может существовать неограниченно долго, если только не станет жертвой агрессин, стихийного бедствия пли не будет ассимилирован. Тому пример — народы Австралии, Крайнего Севера, пигмеи Центральной Африки.
Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза — процессу, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли.