Индивидуальные различия в мыслительной деятельности.
Индивидуальные различия в мыслительной деятельности могут быть обусловлены качествами ума: самостоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной, оригинальностью.
Самостоятельность характеризуется умением ставить новые задачи, творчески подходить к познанию действительности, находить новые пути и способы их решения. Она тесно связана с критичностью.
Критичность ума – это способность не попадать под влияние чужого мнения, требовательно оценивать свое, тщательно проверять решение, взвешивая все аргументы «за» и «против». Критичность и самостоятельность зависят от жизненного опыта человека, глубины и богатства его знаний.
Гибкость ума выражается в свободе от сковывающего влияния приемов, способов решения аналогичных проблем, в готовности изменить тактику и стратегию решения, находить новые способы действий в меняющихся условиях.
Глубина выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов, видеть проблему там, где другие ее не видят, предусматривать возможные последствия развития событий или решения задач. Качеством, противоположным глубине ума, является поверхностность, неумение выделить главное.
Широта ума как показатель эрудированности и интеллектуальной разносторонности проявляется в способности привлекать к решению проблемы знания из разных отраслей, использовать различные виды мышления (образное, логическое и т. д.).
Оригинальность ума – способность нестандартно, нешаблонно решать мыслительные задачи.
Кроме того, выделяют индивидуально-своеобразные типы мышления. Так, К. Г. Юнг по характеру мышления отмечает интуитивный и мыслительный тип людей. Интуитивный характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга. Мыслительному типу свойственны рациональность, логичность и преобладание левого полушария над правым.
И. П. Павлов выделял художественный и мыслительный типы людей в зависимости от доминирования первой или второй сигнальной системы.
К индивидуальным особенностям мышления относится и предпочтение использования определенного его вида (наглядно-образного, словесно-логичекого и т. д.), а также индивидуальные стили мышления: синтетический, аналитический, идеалистический, прагматический и реалистический.
Синтетический стиль проявляется в стремлении комбинировать несходные, часто противоречивые идеи, взгляды, позиции, обобщать и теоретизировать.
Аналитический стиль обнаруживается в ориентации на систематическое рассмотрение проблемы, разработке детальных планов, привлечении большого количества информации, его анализе и систематизации.
Прагматический стиль отличается опорой на непосредственный личный опыт, использованием доступной информации и стремлением как можно скорее получить конечный результат.
Идеалистический стиль характеризуется склонностью к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем.
Реалистический стиль отличается конкретностью, ориентацией на признание фактов и получение конкретных результатов.
Индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем и поведение.
Индивидуальные мыслительные способности человека нередко рассматривают как синоним интеллекта. Однако еще Ж. Пиаже разграничивал эти понятия и отмечал, что интеллект – это общий регулятор поведения всех уровней. По его мнению, интеллект – это «психическая адаптация к новым условиям». Л. Векслер рассматривал интеллект как показатель обучаемости человека и животных всему новому. Б. Г. Ананьев считал, что интеллект является многоуровневой организацией познавательной деятельности, охватывающей психические процессы, свойства, состояния личности. Эта структура связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками, которые определяют меру интеллектуальной напряженности и степень ее полезности-вредности для здоровья организма. Б. Г. Ананьев определяет интеллект как интегральное образование познавательных процессов и функций, сопровождаемое метаболическим обеспечением. Многообразие определений интеллекта можно свести к следующему:
· способность к адаптации и решению задач;
· способность к обучению;
· интегральный показатель познавательной деятельности, способности к обучению, целенаправленному подбору и обработке информации и саморегулированию.
Высокие показатели по интеллекту прогнозируют успешность человека в любом виде деятельности.
Представление
Представление–это создание, конструирование конкретных образов предметов и явлений, которые ранее воздействовали на наши органы чувств и которые мы когда-либо воспринимали.
Основная особенность представления заключается в том, что это образ предмета, который – на основе предшествовавшего сенсорного воздействия – воспроизводится в отсутствие предмета. По сравнению с образами восприятия, образы представлений отличаются меньшей яркостью, фрагментарностью, обобщенностью и динамичностью. Благодаря участию процессов памяти именно в представлении делаются первые шаги на пути к абстракции и обобщению. Представления – не механическая репродукция образов восприятия, это – изменчивое образование. Образ представления определяется как целями и задачами создания этого образа, так и индивидуальными особенностями человека, его интересами, направленностью. Создание образов представлений сопровождается микродвижениями, которые называются идеомоторными.
Физиологическую основу представлений составляют "следы" в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии.
Функции представлений.
Основными функциямипредставлений являются: сигнальная, регулирующая, настроечная.
Сущность сигнальной функции состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и содержащейся многообразной информации о нем, которая впоследствии под влиянием конкретных воздействий превратились в систему сигналов, управляющих нашим поведением. Отличительной особенностью сигнальной функции, например, двигательных представлений, является то, что в них сигнальное значение приобретают не только свойства двигательного акта (форма, направление движения, развиваемые усилия и др.), но и все системы организма, участвующего в осуществлении движений.
Регулирующая функция представлений состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств, с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Благодаря регулирующей функции актуализируются именно те стороны, например, двигательных представлений, на основе которых с наибольшим успехом решается поставленная задача.
Настроечная функция представлений проявляется в ориентации деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействий окружающего мира. При этом, появившийся. например, двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений.
Виды представлений.
Представления разделяют: а) по видам анализаторов, которые в них задействованы, б) по степени обобщенности, в) по степени проявления волевых усилий, г) по продолжительности.
По видам анализаторов, которые участвуют в формировании представлений, различают следующие:
o зрительные (образ человека, предмета, пейзаж),
o слуховые(представления музыкальной мелодии),
o обонятельные (представления запаха цветов, травы, леса),
o осязательные(представления предмета, к которому прикасался ранее),
o двигательные (например, представления движений своего тела и конечностей при прыжке) и др.
Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно, поскольку наиболее часто представления возникают на основе двух или нескольких анализаторов.
По степени обобщенности представления бывают: а) единичными, б) общими.
Единичные представления – основаны на восприятии одного, конкретного предмета (ель, береза). Общие – это представления, обобщенно отражающие множества сходных предметов (дерево, березовая роща и т. д.).
По степени проявления волевых усилий представления различаются на: а) непроизвольные, б) произвольные.
Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли и памяти человека.
По продолжительности представления бывают:
o оперативные,
o кратковременные,
o долговременные.
Оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, деятельность авиадиспетчера, управляющего авиационными полетами.
Кратковременные представления – это представления весьма непродолжительные по времени. Например, школьнику на занятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого представления.
Долговременные представления – представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления. В качестве примера приведем профессиональную деятельность музыкантов, художников, конструкторов.
Воображение
Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях и свойственно только человеку. Воображение позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение– это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.
Воображение является одним из самых загадочных психических явлений и занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Нам мало, что известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе.
Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется прежде всего активностью человека.
Виды воображения.
По степени выраженности активности различают воображение: активное и пассивное.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Активное воображение может быть:
o творческим
o воссоздающим.
Творческое активное воображение, возникает в процессе труда и предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Творческое активное воображение является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.
Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этим видом воображения мы пользуемся при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей.
Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
Пассивное воображение может быть: преднамеренным и непреднамеренным.
Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Так, создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от действительности. Фантазия героя создает проекты, которые не реализуются и зачастую не могут быть реализованы. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.