МЕТОДИКА 15. Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности (по Г. Глаусу).

Цель:определение индивидуальных особенностей, влияющих на учебную деятельность.

№ п/п Параметр сравнения Позитивный тип 2 1 0 1 2 Негативный тип
1. Скорость Быстро   Легко, без труда   Прочно, устойчиво во времени   Легко переучивается   Обладает гибкостью   Медленно С трудом, напряженно и тяжело   Поверхностно, мимолетно, быстро забывается С трудом переучитывается   Характеризуется ригидностью, застенчивостью
2. Тщательность Добросовестно   Аккуратно   Основательно   Халатно   Небрежно, неряшливо   Поверхностно
3. Мотивация Охотно   Добровольно По собственному побуждению   Активно, включенно, увлеченно   Старательно, усердно, изо всех сил   Неохотно   По обязанности Под давлением   Пассивно, вяло, безучаствно   Нерадиво, лениво
4. Регуляция действия Самостоятельно   Автономно, независимо   Планомерно, целенаправленно   Настойчиво, постоянно   Несамостоятельно   Подражая   Бесцельно, бессистемно, без плана   Периодически, неустойчиво5
5. . Когнитивная организация Осознанно, с пониманием   Направленно, предвидя последствия   Рационально, экономно   Механически, не понимая, методом проб и ошибок. Случайно, непреднамеренно   Нерационально, неэффективно6
6. Общая оценка Хорошо   Плохо

МЕТОДИКА 16. Определение направленности личности.

Цель. Методика используется для определения личностной направленности. С ее помощью выявляются следующие направленности:

1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция: Опросник состоит из 27 пунктов, к каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В. Сначала на каждый из вопросов выберите тот ответ, который лучше всего выражает вашу точку зрения. Затем из ответов выберите тот, который наименее всего близок к вашему мнению.

Тестовый материал

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

A. Одобрения моей работы.

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо.

B. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

A. Тренером, который разрабатывает тактику игры.
Б. Известным игроком.

B. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

A. Проявляет интерес к учащимся и к каждому, имеет индивидуальный подход.

Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.

B. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

A. Радуются выполненной работе.

Б. С удовольствием работают в коллективе.

B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого предоставляется возможность.

Б. Были верны и преданны мне.

B. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

A.С кем складываются хорошие взаимоотношения.
Б. На кого всегда можно положиться.

B. Кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

A. Когда у меня что-то не получается.

Б. Когда портятся отношения с товарищами.

B. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

A. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему
несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними.
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе.

B. Недостаточно хорошо знает предмет, который
преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

A. Проводить время с друзьями.
Б. Ощущение выполненных дел.

B. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10.Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

A. Добился успеха в жизни.

Б. По-настоящему увлечен своим делом.

B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11 .В первую очередь школа должна:

A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь.

Б. Развивать, прежде всего, индивидуальные способности ученика.

B. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12.Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

А. Для общения с друзьями.

Б. Для отдыха и развлечений.

В. Для своих любимых дел и самообразования.

13.Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны.
Б. У меня интересная работа.

B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14.Я люблю, когда:

A. Другие люди меня ценят.

Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.

B. Приятно провожу время с друзьями.

15.Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось участвовать.

Б. Написали о моей деятельности.

В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

16.Лучше всего я учусь, если преподаватель:

A. Имеет ко мне индивидуальный подход.

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.

B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17.Для меня нет ничего хуже, чем:

A. Оскорбление личного достоинства.

Б. Неудача при выполнении важного дела.

B. Потеря друзей.

18.Больше всего я ценю:

A. Успех.

Б. Возможности хорошей совместной работы.

B. Здравый практичный ум и смекалку.

19.Я не люблю людей, которые:

A. Считают себя хуже других.

Б. Часто ссорятся и конфликтуют.

B. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

A. Работаешь над важным для всех делом.
Б. Имеешь много друзей.

B. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, руководитель в первую очередь должен быть:

A. Доступным.

Б. Авторитетным.

B. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

A.О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие
отношения с людьми.

Б. О жизни знаменитых и интересных людей.

B.О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

A. Дирижером.

Б. Композитором.

B. Солистом.

24.Мне бы хотелось:

A. Придумать интересный конкурс.
Б. Победить в конкурсе.

B. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

A. Что я хочу сделать.
Б. Как достичь цели.

B. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

А. Другие были им довольны.

Б. Прежде всего выполнить свою задачу.

В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

A.В общении с друзьями.

Б. Просматривая развлекательные фильмы.

B. Занимаясь своим любимым делом.

Записанные в бланке для ответов (табл. 12) буквы соответствуют той или иной направленности. Это соответствие отражено в ключе. С помощью ключа (табл. 13) определяем, какую из направленностей выбрал испытуемый в каждом из утверждений как наиболее подходящую (2 балла) и как наименее подходящую (0 баллов). Направленности, которая осталась невыбранной, присваивается 1 балл. Для удобства подсчета можно использовать бланк, куда заносятся полученные баллы (табл. 14).

Таблица 12 ЗАПИСЬ ОТВЕТОВ

Больше всего Меньше всего
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Таблица 13

Ключ

№п/п Я О Д
А В Б
Б В А
А В Б
В Б А
Б А В
В А Б
В Б А
А Б В
В А Б
А В Б
Б В А
Б А В
В А Б
А В Б
Б В А
А В Б
А В Б
А Б В
А Б В
В Б А
Б А В
А В
А Б
Б В А
А В Б
В А Б
Б А В

Таблица 14

Подсчет баллов

  "Я" – на себя "О" - общение "Д" на дело
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
СУММА      

Наши рекомендации