Методика 3. Исследование произвольной зрительной памяти
Материал: набор из 10 картинок, на которых изображены:
1. Шапка 6. Ведро
2. Яблоко 7. Телевизор
3. Гриб 8. Грузовик
5. Санки 10. Матрешка
Ход эксперимента.
Инструкция испытуемому: «Сейчас я тебе буду показывать картинки, ты говори, что нарисовано и постарайся их запомнить». Картинки предъявляются по одной и выкладываются перед обследуемым в ряд. После того как выложена последняя картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду и убирает стимульный материал. Обследуемый учащийся должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне. Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения. В протоколе фиксируется только каждая правильно воспроизведенная картинка.
Обработка данных.
За каждую правильно воспроизведенную картинку выставляется по одному баллу. Результаты анализируются по следующей шкале:
I уровень – 10 баллов
II уровень – 9-8 баллов
III уровень – 7-6 баллов
IV уровень – 5-4 баллов
Формы отчетности:
1. Протокол выполнения задания.
2. Протокол обработки.
3. Вывод об особенностях объема произвольной зрительной памяти.
Задание 4. Изучение объема непроизвольной зрительной памяти.
Материал:набор из 10 картинок, на которых изображены:
1. Лошадь 6. Ключ
2. Ведро 7. Зонтик
3. Пирамидка 8. Чашка
4. Молоток 9. Утюг
5. Портфель 10. Дерево
Ход эксперимента.
Инструкция испытуемому: "Сейчас я тебе буду показывать картинки, а ты говори, что нарисовано". Картинки предъявляются по одной и выкладываются перед обследуемым в ряд (приблизительно одна картинка в секунду). После того как выложена последняя картинка, экспериментатор ждет еще одну секунду и убирает стимульный материал. Обследуемый после этого должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне (назвать, что было нарисовано на картинках). Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения. В протоколе фиксируется факт правильного воспроизведения картинок.
Обработка данных.
За каждое правильно воспроизведенное название выставляется по одному баллу. Результаты анализируются по следующей шкале:
I уровень – 10 баллов
II уровень – 9-8 баллов
III уровень – 7-6 баллов
IV уровень – 5-4 баллов
Формы отчетности:
1. Протокол выполнения задания.
2. Протокол обработки данных.
3. Вывод об объеме непроизвольной зрительной памяти.
Задание 5. Методика определения объема кратковременной слуховой памяти(на цифровом материале).
Материал: две карточки с рядами цифр.
Карточка 1.
5 8
6 4 3
4 2 7 3
6 1 9 4 7
5 9 1 7 4 2
5 8 1 9 2 6 4
2 7 5 8 6 2 5 8
Карточка 2.
2 4
6 8 9
3 2 7 9
1 5 2 8 6
5 3 9 4 1 8
8 1 2 9 3 9 5
9 4 3 7 6 2 5 8
Ход эксперимента.
Ученику говорится, что будет прочитано несколько цифр, которые нужно внимательно выслушать, запомнить и после окончания чтения по команде экспериментатора записать в том же порядке. После этого читается первый ряд цифр первой карточки, после воспроизведения их учеником также проводится работа со вторым рядом, с третьим и т.д.
Работа со второй карточкой строится аналогично за исключением того, что испытуемым предлагается воспроизводить каждый ряд чисел в обратном порядке. Например, при чтении чисел третьего ряда второй карточки: 3,2, 7, 9 – ученик должен их воспроизвести: 9, 7, 2, 3.
Обработка данных.
Просмотреть записи воспроизведенных рядов цифр карточки 1 и найти максимальный по длине ряд, где цифры воспроизведены в заданной последовательности. Найти такой же ряд при воспроизведении цифр карточки 2. Объем кратковременной памяти характеризуется максимальным числом цифр, воспроизведенных в заданной последовательности.
Формы отчетности:
1. Протоколы выполнения заданий.
2. Вывод об особенностях объема кратковременной слуховой памяти.
Методика 6. Методика «10 слов».
Методика позволяет изучить объем оперативной слуховой памяти.
Материал: набор из 10 слов:
1.Дом 6. Ложка
2. Молоко 7. Стол
3. Солнце 8. Снег
4. Ворона 9. Часы
5. Карандаш 10. Бабочка
Ход эксперимента.
Испытуемому предъявляется следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить». Слова предъявляются в медленном темпе (приблизительно одно слово в одну секунду). Набор слов предъявляется однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся учащимися. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируются правильно воспроизведенные слова в изначальной форме.
Обработка данных.
За каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце - солнышко). Оценка результатов производится по следующей шкале:
I уровень – 10 баллов
II уровень – 9-8 баллов
III уровень – 7-6 баллов
IV уровень – 5-4 баллов
Формы отчетности:
1. Протокол выполнения задания.
2. Протокол обработки данных.
3. Вывод об особенностях объема оперативной слуховой памяти.