Сравнение доминирующих страхов дошкольников исследуемых групп

Сравнение доминирующих страхов дошкольников исследуемых групп - student2.ru

Сравнение доминирующих страхов дошкольников исследуемых групп - student2.ru

Страх смерти тесно связан со страхами нападения, сказочных персонажей, заболевания и смерти родителей, жутких снов, животных, стихии, войны. Эти страхи является типичными страхами старшего дошкольного возраста, все эти страхи связаны с причинением физического ущерба и в своей мотивации они несут угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), также как и болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью, то же относится к пожару, урагану, грозе, войне.

Нестабильность социально-политической и экономической обстановки в стране, частые мировые природные катаклизмы и возможность террористической угрозы подробно иллюстрируются в средствах массовой информации. Динамичные, эмоциональные и яркие «картинки» наводнений, землетрясений, ураганов, военных действий с применением спецтехники и захваты заложников вызывают у дошкольников сначала интерес, а затем беспокойство и страх. У всех трех групп исследуемых детей достаточно высокие показатели боязни стихийных бедствий и катастроф (заикание – 76,6 %, ОНР – 76,5 %, нормально развивающиеся дошкольники – 74,1 %).

Публикации статистики нападений и криминальные новости, постоянно транслируемые по телевидению, увеличение грабежей, изнасилований, убийств, привели население в определенное состояние боязни стать жертвой бандитов и нападения. Опасение выйти на улицу в ночное время, отпустить ребенка одного погулять является проблемой, из-за страха стать жертвой криминалистических элементов. Все это переживают взрослые, которые, опасаясь за жизнь своих детей, дают им определенные наставления, стараясь предотвратить трагедию. Тревожная реакция и пессимистические беседы родителей после просмотра новостных программ усиливают ощущение незащищенности и чувство страха у детей. Страх нападения бандитов является одним из доминирующих страхов нашего времени, как у взрослых, так и у детей, он проявляется достаточно большими показателями в трех исследуемых группах. 72,4 % нормально развивающиеся ребенка боятся бандитов и нападения, так же как и 76,5 % дошкольников с ОНР и 75,5 % детей с заиканием.

Обследование дошкольников с нормальным речевым развитием выяснило, что их в большей степени, чем других исследуемых детей пугает война (норма – 66,9 %, ОНР – 58,8 %, заикание – 63,8 %), пожар (норма – 70.7 %, ОНР – 64,7 %, заикание – 63,8 %), они в большей степени подвержены страху заболеть, заразиться . Это говорит о том, что дети с речевыми проблемами, посещающие специализированные дошкольные учреждения, имеют медицинское и психологическое сопровождение, а с детьми, без речевых нарушений такая работа не проводится. Кроме того, дети с нормальным речевым развитием в большей степени осознают различные опасения в связи с более развитым вербально-логическим мышлением, в отличие от детей с речевой патологией. Возможности их когнитивного развития позволяют им лучше понимать опасности и их последствия для собственного здоровья и жизни близких людей. Заикающиеся дошкольники (59,6 %) в меньшей степени бояться болезней, ведь частые посещения врачей, приемы препаратов и проведение различных медицинских исследований помогли свыкнуться с мыслью о болезни, она не так пугает заикающихся детей, в отличие от других исследуемых групп (норма – 72,4 %, ОНР – 67,4 %).

Страхи животных и сказочных персонажей являются достаточно выраженными. 5–7 лет – это возраст «сказок и фантазий». Последние данные показывают, что современным детям стали свойственны страхи детей более младшего возраста (Бабы-Яги, Кащея Бессмертного, скелетов и др.). Яркие сказочные и мультипликационные персонажи, фантастические герои, часто агрессивно настроенные, сейчас часто рекламируются средствами массовой информации, переполняя как телеэкраны, так и детскую литературу. У некоторых детей тревожные фантазии проявляются настолько сильно, что начинают проявляться в нарушениях сна, трудностях засыпания и ночных кошмарах. Наше исследование показало, что в большей степени видят и боятся страшных снов дошкольники без речевой патологии (70,7 %), дети с речевыми проблемами в меньшей степени видят страшные сны (ОНР – 54,9 %, заикание – 57,7 %). Многие дети рассказывали и описывали свои кошмары, в основном сюжет был один и тот же – преследование ребенка чудовищем. Не все родители контролируют количество и качество просмотренной ребенком информации. В некоторых современных мультфильмах часто преобладают агрессивно-страшные персонажи и сюжеты. Такие просмотры в дальнейшем могут сказаться на психическом состоянии ребенка и проявиться не только появлением страхов, тревожности, истерических реакций, но и повышением агрессии. 70,7 % исследуемых дошкольников без речевых нарушений пугают сказочные персонажи . Большое количество исследуемых детей с общим недоразвитием речи (74,5 %), боятся Бабу-Ягу, Кащея Бессмертного, данные персонажи являются устрашающими для детей более младшего возраста, это говорит о том, что данный контингент детей с речевой задержкой имеет еще и задержку эмоционального развития. Дошкольники с ОНР – инфантильны, что проявляется в их страхах. Заикающиеся дети в меньшей степени пугаются сказочных персонажей (59,6 %), возможно, потому что с этой категорией детей ведется большая работа по развитию речи, где большое внимание уделяется русскому фольклеру. Заикающиеся дети больше бояться монстров, чудовищ, скелетов, пришельцев, чем представителей русских сказок.

67,2 % исследуемых дошкольников без речевых проблем находят устрашающими для себя взаимоотношения с животными, так же как и 70,6 % детей с ОНР и 66 % их сверстников с заиканием. Агрессивных животных, хищников и злых собак нормально развивающиеся дети боятся в меньшей степени, однако брезгливое отношение, боязнь за свое здоровье и жизнь в большей степени вызывают у дошкольников ядовитые укусы змеи, паука или осы, в отличие от них заикающихся дошкольников в большей степени пугают именно собаки и хищные животные.

Исследование показало, что в наименьшей степени детей беспокоят социально-опосредованные страхи (людей, родителей, врачей), которые в той или иной степени связаны с общением и социумом, другие страхи являются специфическими (замкнутого пространства, воды, больших площадей), сюда же входит и страх речи. Этот страх проявился в группах детей с ОНР и заиканием, у детей с нормальным речевым развитием страх речи не был выявлен. В группе заикающихся детей 68,1 % не испытывают страха речи, но 31,9 % детей выявлен страх речи, причем у 21,3 % обследуемых заикающихся он имеет высокий уровень выраженности, дети осознавали, что бояться говорить из-за запинок в речи. У остальных (10,6 %) – боязнь проявлялась скорее как неуверенность, фрустрация, встречающаяся только в ситуациях общения, носящая избирательный характер, в которых дети старались промолчать и не вступать в диалог. Некоторые заикающиеся дошкольники очень эмоционально и испугано говорили: «Да! Я боюсь говорить!». Многие родители заикающихся дошкольников подтверждали, что в общении с чужими, незнакомыми людьми, дети замыкаются, становятся более молчаливыми, начинают бояться.

Вопреки общепринятому мнению о наличии страха речи у дошкольников с ОНР выяснилось, что у небольшого количества исследуемых детей, 29,4 % имеют страх речи, который проявляется фрустрированностью на речевом дефекте. В отличие от заикающихся детей, только 5,9 % имели высокий уровень этого страха, для остальных 23,5 % это было как опасение по поводу своего дефекта. Это проявлялось в переживании и неуверенности в себе по поводу преодоления речевых проблем, но не сказывалось на речевой активности детей и на их взаимоотношении с окружающими людьми. У дошкольников с ОНР вопрос: «Бояться, ли они говорить?» вызывал улыбку или смех. Но они отмечали свое переживание по поводу своих речевых сложностей, боязни не исправить их и неуверенности в общении с другими людьми, особенно детьми, из-за трудностей в произношении. К сожалению, одной из причин этого являются взрослые, которые акцентируют внимание детей на речевом дефекте, усиливая их переживания, а также дети, которые дразнят своих сверстников имеющих различные речевые трудности.

Страх речи возникает, только в диалогическом общении. Он является социальным, проявляясь при общении с другим человеком. Когда у детей есть определенные переживания о своем дефекте, о том, как окружающие посмотрят и оценят ребенка, появившаяся неуверенность в себе и тревога является началом появления страха речи. В дошкольном возрасте страх речи является не доминирующим, дети не вполне осознают свои проблемы, их социальные контакты еще минимизированы семьей и детским садом. Страх проявляется, когда чужие, незнакомые люди, входят в контакт с ребенком, и даже сам факт их появления, может вызвать у ребенка страх, тревогу и неосознанную боязнь.

Заключение

Результаты исследования психологических особенностей страхов дошкольников с недостатками речевого развития, позволили сформулировать следующие выводы.

1. Эмоциональное развитие большинства исследуемых дошкольников с недостатками речевого развития характеризуется наличием большого количества возрастных и специфических страхов связанных клиническим проявлением заболевания и специфическими особенностями воспитания в семье;

2. Благодаря нашему исследованию получены и анализированы данные о специфике эмоционального развития дошкольников с недостатками речевого развития в сравнении с нормально развивающимися детьми. Особенность эмоционально-личностной сферы дошкольников с недостатками речевого развития характеризуется:

1) Многообразием возрастных страхов и их качественным отличием от страхов детей без речевых нарушений;

2) Устойчивостью и высокой интенсивностью переживания страхов;

3) Влиянием особенностей семейной обстановки (наличием или отсутствием отца и его взаимоотношением с матерью), преобладающим стилем воспитания (авторитарный стиль, гиперопека и др.) на возникновение страхов у детей;

4) Доминирующими страхами дошкольников с недостатками речевого развития являются:

– боязнь собственной смерти и смерти родителей;

– страхи причинения физического ущерба от стихийных бедствий и военных действий, сказочных, криминальных элементов и животных;

– ночные страхи;

– медицинские страхи и боязнь за свое здоровье;

– социально-опосредованные страхи;

– страх физического и вербального наказания родителями;

Эти страхи обусловлены возрастными проявлениями онтогенеза, условиями воспитания в семье, тесной взаимосвязью с эмоциональным состоянием матери и ее страхами.

5) Наличием гендерных различий в количественном преобладании страхов у мальчиков всех исследуемых групп;

6) Специфический страх речи у детей с недостатками речевого развития определяется клиническими особенностями заболевания, степенью фиксированности на речевом дефекте, условиями социального окружения и воспитания.

Специфическим различием страха речи у детей разного речевого дизонтогенеза (ОНР, заикание) является:

– Высокая интенсивность переживания страха речи дошкольниками с заиканием в отличие от детей с ОНР.

– Большая фиксация на речевом дефекте мальчиков с заиканием, чем мальчиков с ОНР. Большее переживание о наличии речевых трудностей у девочек с ОНР, чем у девочек с заиканием.

– Страх речи детей с заиканием проявляется в ситуациях общения и влияет на коммуникативное развитие детей.

– Страх речи детей с ОНР проявляется в переживании и неуверенности в себе по поводу преодоления речевого дефекта и не сказывается на речевой активности детей;

3. Разработанный и апробированный в психодиагностическом процессе пакет диагностических методик показал высокую информативность получения данных о наличии, особенностях и уровне страхов детей с недостатками речевого развития.

Дальнейшую перспективу работы мы определили в создании условий для проведения психокоррекционной работы с детьми, которые имеют высокие показатели страхов. А также введение в коррекционный процесс специализированных детских садов систему методов и мероприятий по профилактике и преодолению страхов у дошкольников с недостатками речевых нарушений и в последующем исследовании других психоэмоциональных трудностей детей с разными видами речевого дизонтогенеза.

Литература

1. Акопян Л.С. Атлас детских страхов. – Самара: Изд-во СГПУ, 2003. – 172 с.

2. Акопян Л.С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста: Дисс. канд. псих. наук. – Самара, 2002. – 201 с.

3. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. – 1992, № 5. – С. 111–117.

4. Астапов В.М. Тревожность у детей. – СПб.: Изд-во «Питер», 2004. – 224 с.

5. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. – М.: «Педагогика», 1993. – 55 с.

6. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – Л.: Изд-во «Медицина», 1977. – 272 с.

7. Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. – Л.: Изд-во «Медицина»,1990. – 176 с.

8. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985. – 184 с.

9. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Изд-во «Союз», 2004. – 448 с.

10. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 36 с.

11. Изард К.Е. Эмоции человека. Пер. с англ. – М., 1987. – 440 с.

12. Изард К.Е. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Л.З. Неверович. – М., 1986.

13. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. – М.: Изд-во «Медицина», 1995. – 560 с.

14. Ковалева Е.Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью и их коррекция: Дисс. канд. псих. наук. – Иркутск, 1998. – 172 с.

15. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб., Изд-во «Речь», 2003. – 160 с.

16. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 144 с.

17. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баянская Е.Г., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения и их коррекция в детском возрасте. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 196 с.

18. Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Монография. М.: «Альфа», 2008. – 137 с.

19. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Изд-во «Национальный книжный центр», 2013. – 118 с.

20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972. – 584 с.

21. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Изд-во «Педагогика», 1989. – 102 с.

22. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М.: «Знание», 1978. – С. 26–37.

23. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971. – 415 с.

24. Миланич Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: Дисс. канд. псих. наук. – СПб., 1998. – 161 с.

25. Минаева В.М. Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении: Дисс. канд. псих. наук. – М., 2000. – 140 с.

26. Мухина B.C. Психология дошкольника. – М.: «Просвещение», 1975. – С. 158–159.

27. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: ЛГУ, 1960. – 426 с.

28. Общение и его влияние на развитие личности дошкольников / Под ред. М.И. Лисиной. – М.: Изд-во «Просвещение», 1974. – 234 с.

29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М., 1996. – 360 с.

30. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988. – 132 с.

31. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 1998, № 2. – С. 11–17.

32. Прихожан А.М. Тревожность и страх у младших школьников // Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Изд. центр «Академия», 1997. – 84–93 с.

33. Риман Ф. Основные формы страха. М., 2000.

34. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: МГУ, 1988. – 200 с.

35. Талипина О.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами игротерапии: Дисс. канд. псих. наук. – М., 2002. – 170 с.

36. Фрейд 3. Психоанализ детского страха. – М.: Изд-во «Наука», 1913. – 150 с.

37. Швец И.Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников: Дисс. канд. псих. наук. – Ярославль, 2001. – 181 с.

38. Шишова Т.Л. Страхи – это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. – М.: Изд. дом «Искатель», 1997. – 94 с.

39. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. – М: Изд-во «Знание», 1981. – 192с.

40. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекции / Под ред. В.В. Лебединского. – М., 1990.

41. Kramer E. Kunst als Therapie mit Kinder. – Munchen-Basel, 1981. – 212 s.

Наши рекомендации