Теории внимания в отечественной психологии. Высшие и низшие формы внимания по Л.С. Выготскому. Интериоризация как психологический механизм формирования произвольного внимания.

Внимание имеет высшие и низшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, вторые – произвольным. Непосредственное внимание – также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культур­но-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Итак, история развития внимания ребенка, по мнению Л.С.Выготского, есть история развития организованности его поведения. Эта история начинается с самого момента рождения. Первоначальное внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов, организующих протекание его рефлексов по принципу доминанты. При этом следует учитывать, по мнению Выготского, что у новорожденного есть только две доминанты – пищевая и связанная с переменой положения. Этот процесс занимает преобладающее место в первые годы жизни ребенка в дальнейшем как бы отступает на задний план по сравнению с новыми процессами развития внимания, качественно отличными именно по типу именно процессами культурного развития внимания. Под культурным развитием внимания понимается в данном случае эволюция и изменение самих приемов направления и работы внимания, овладение этими процессами и подчинение их власти человека.

Следовательно, в истории внимания можно наметить две основные линии развития: линию натурального развития внимания и линию культурного развития внимания.

Культурное развитие внимания начинается, строго говоря, тоже в самом раннем возрасте ребенка, при первом же социальном контакте между ребенком и окружающими его взрослыми людьми.

Ключ к генетическому пониманию произвольного внимания заключается, таким образом, в том положении, что корни этой формы необходимо искать не внутри, а вне личности ребенка. Само по себе органическое, или натуральное, развитие внимания никогда бы не привело бы к развитию произвольного внимания. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вни­манием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных сти­мулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направля­ет свое собственное поведение и внимание.

С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внима­ния идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более нату­рального внимания. При этом в школьном возрасте наступает пе­релом в развитии, который характеризуется тем, что первоначаль­но внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тен­денцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Л.С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так назы­ваемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направ­ляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка его внимание в значительной своей части ока­зывается направляемым с помощью слов-стимулов.

Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начи­нает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала – в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем – и в отношении самого себя.

Общая последовательность культурного развития внимания по Выготскому состоит в следующем: Сначала люди действуют по отношению к ребенку, а затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, то есть обращать внимание взрослых на интересующий его предмет.

Интериоризация – процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование предметной структуры деятельности в структуру внутреннего плана сознания. В онтогенезе выделяются такие стадии интериоризации:

1. взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;

2. ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3. ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Позднее понятие интериоризации было распространено Гальпериным на формирование умственных действий.

Наши рекомендации