Проблемы мышления в психологии
Тенденции интеграции и дифференциации господствуют не только в междисциплинарных исследованиях мышления. Они пронизывают всю систему психологических знаний о мышлении, внутри которой четко подразделяются общепсихологические и отраслевые, фундаментальные и прикладные аспекты данной проблемы. На современном этапе психология мышления представляет собой весьма обширную и разветвленную систему знаний, вбирающую множество отраслей, подотраслей, разделов и локальных исследовательских направлений.
Прежде всего, проблема мышления поднимается в общей психологии, поскольку, как известно, разработанность общепсихологического аспекта является залогом продуктивного решения отраслевых проблем. Общая психология мышления призвана вскрыть наиболее общие, универсальные механизмы и закономерности мышления как психического процесса и как особой умственной деятельности человека. Эта фундаментальная отрасль преследует перечисленные ниже цели:
q отграничение психологических аспектов проблемы мышления от её философских, естественнонаучных и прочих аспектов;
q анализ и синтез методологических принципов в области психологии мышления, систематизация психологических теорий мышления и создание категориального аппарата (системы базовых понятий) для исследований мышления в психологии;
q инвентаризация и обоснование методов теоретического и эмпирического исследования мышления в психологии;
q локализация мышления в многоуровневой структуре психического отражения, соотнесение с фундаментальными категориями психологической науки – сознанием, личностью, деятельностью (поведением), выявление общего и особенного в мышлении по сравнению с нижележащими уровнями познания и другими формами психического отражения;
q исчерпывающее описание психической феноменологии мышления, т. е. круга его реальных проявлений в качестве психического процесса, психического состояния и психического свойства;
q выявление наиболее фундаментальных законов, которым подчиняется мышление в своем формировании и функционировании;
q выделение различных сторон и классификация видов мышления.
При общепсихологическом подходе к мышлению возможны следующие аспекты анализа:
q функциональный аспект – изучение того, как функционирует, работает, протекает мыслительная деятельность, чем она результируется (продукты мышления) и как мышление выступает в качестве регулятора деятельности, в том числе принятия решений и решения задач;
q генетический аспект – исследование того, как и когда возникает мышление в филогенезе, антропогенезе и онтогенезе, по каким законам оно развивается и совершенствуется, а также какова его специфика на различных этапах общечеловеческой истории и жизненного пути личности.
Общая психология при изучении мышления активно кооперируется с другими психологическими отраслями, выступая для них в качестве методолого-теоретической основы. Наряду с общей психологией проблему мышления затрагивают нижеследующие фундаментальные и прикладные отрасли:
q возрастная психология и психология развитияисследуют закономерности и механизмы развития мышления в онтогенезе от рождения до старости и смерти, а также психологические особенности мышления, специфичные для разных возрастных этапов;
q социальная психология анализирует психологические особенности, механизмы и закономерности мышления, обеспечивающего процесс социального познания, то есть познания социальных объектов – социальных индивидов, групп, явлений социальной сферы, а также закономерности группового мышления. Данная отрасль также стремится выявить психологические условия, механизмы и закономерности организации совместной умственной деятельности, которая разворачивается в процессе общения, делового и межличностного взаимодействия людей;
q педагогическая психология раскрывает закономерности развития мышления под воздействием обучения и воспитания и разрабатывает педагогические средства планомерного формирования мышления;
q психофизиологияосвещает естественные физиологические задатки и мозговые механизмы мыслительной деятельности человека и животных;
q нейропсихология познает закономерности функциональной мозговой организации и локализации мышления как высшей психической функции человека. Различие между психофизиологией и нейропсихологией – в изучении низших (натуральных) и высших (культурных) форм мыслительной деятельности;
q патопсихология изучает закономерности нарушений и распада различных сторон мышления при психических заболеваниях;
q специальная (коррекционная) психология исследует закономерности формирования и специфические особенности мышления в условиях моторной, сенсорной, социальной депривации (у слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, немых и обладающих речевыми дефектами, у умственно отсталых, социально запущенных) и намечает пути устранения отклонений и отставаний в развитии мышления;
q историческая психологиявосстанавливает специфические черты мышления людей в отдельные исторические эпохи, а также закономерности развития человеческого мышления в социогенезе, т. е. в истории происхождения общества;
q кросскультурная психология и этнопсихология вскрывают детерминацию и различия мышления в зависимости от культурного окружения и этнической принадлежности индивида;
q дифференциальная психология решает проблемы индивидуально-психологических различий мышления, классификации и типологизации мышления в зависимости от этих различий;
q зоопсихологияустанавливает психические предпосылки и зачатки развития мышления в животном мире;
q сравнительная психология прослеживает сходства и различия интеллектуальной деятельности человека и животных, а также происхождение человеческого мышления в антропогенезе.
В современной зарубежной (американской и европейской) психологии отсутствует традиционное для советской и постсоветской психологии деление на отрасли при изучении мышления. Там проблема мышления обсуждается целостно в контексте крупного интегративного научного направления, которое называется «когнитивная психология». Когнитивная психология рассматривает процессы, механизмы, уровни и способы переработки информации живыми организмами и, в особенности, человеком. В когнитивной психологии мышление интерпретируется как процесс оперирования информацией, связанный с учением, пониманием, речью, решением задач, принятием решений, творчеством. Мышление полагается одной из важнейших разновидностей познавательной (или когнитивной) активности, под которой подразумевается активность, направленная на приобретение, организацию и использование знаний, на конструирование человеком ментальных репрезентаций (моделей и образов) окружающего мира. Специфика мышления в когнитивной психологии усматривается в том, что оно создает опосредованные репрезентации, которые фиксируют скрытые, не улавливаемые органами чувств свойства и отношения действительности. Мыслительный процесс, по представлению когнитивных психологов, двухфазен: сначала при помощи восприятия создается чувственный образ действительности, а затем из него выводится следующая репрезентация, уже собственно мыслительная. Правила вывода диктуются нормами логики и употребления языка как универсального средства построения психических репрезентаций.
Между когнитивной психологией и психологией мышления существуют серьезные разногласия, обусловленные непохожестью и противоречивостью исходных методологических подходов. Суть этих разногласий сводится к следующему:
q исследования мышления в когнитивной психологии ведутся вне контекста реальной деятельности и общения, в связи с чем из поля зрения выпадает регулятивная функция мышления. В психологии мышления, напротив, утверждается, что мышление обслуживает практическую деятельность и общение человека, в которых оно первично и зарождается. Если когнитивная психология рисует образ человека-созерцателя, то психология мышления – образ человека-деятеля;
q в когнитивной психологии проблема мышления изолируется от проблемы личности, ввиду чего утрачивается представление о субъекте мышления. Получается, что мыслительный процесс инициируется и прекращается, приостанавливается и возобновляется сам по себе, а не по воле субъекта. В психологии мышления функционализм преодолевается за счет изучения личностной регуляции мыслительной деятельности. Признанно, что мыслит не мышление, мыслит личность, реализующая какую-либо задачу собственной жизни;
q в когнитивной психологии мышление редуцируется к чисто информационному процессу, а его механизмы сравниваются с механизмом работы электронно-вычислительного устройства. При этом допускается отрыв мышления от других психических процессов, в частности, эмоциональных и мотивационных, которые выполняют по отношению к мыслительному процессу регулирующую функцию. Эксперимент в когнитивной психологии всегда организуется так, чтобы минимизировать влияние мотивационных и эмоциональных состояний («помех») на мышление. Это противоречит тому, в каких условиях протекает мышление в реальной жизни;
q в когнитивной психологии мышление человека рассматривается как формирующееся и функционирующее вне общества, недооценивается его оснащенность культурным опытом и средствами познания. В психологии мышления, напротив, акцентируется опосредованность мышления общественно-историческим опытом и средствами познания реальности.