Занятие № 8 (2 часа) Характеристика эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью. Чувства и воля умственно отсталых школьников

Цель занятия: показать студентам особенности эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью.

Вопросы для обсуждения:

  1. Общее понятие личности.
  2. Сущность понятия «личность».
  3. Личность как продукт общественно-исторических условий.
  4. Теория Л. С. Выготского по проблеме развития личности ребенка.
  5. Роль коррекционного обучения и воспитания в развитии личности умственно отсталого школьника.
  6. Основные факторы и условия формирования личности ребенка.
  7. Понятия «первичный» и «вторичный дефект» применительно к умственно отсталому ребенку.
  8. Особенности формирования личности детей-олигофренов.
  9. Пути и методы используемые для успешного формирования личности ученика вспомогательной школы.
  10. Определение понятия «чувство», раскройте физиологические механизмы возникновения чувств.
  11. Особенности проявления чувств у умственно отсталых детей.
  12. Причины проявлений патологических чувств у детей-олигофренов.
  13. Пути и методы воспитания чувств у умственно отсталых школьников.
  14. Определение воли.
  15. Недоразвитие волевых качеств у детей-олигофренов.
  16. Пути и условия воспитания воли у умственно отсталых детей.

Литература

1.Зейгарник, Б.В. Патопсихология : Учеб. пособ. для студ. вузов / Б.В. Зейгарник. – 2-е изд., стереот. – М.: Академия, 2003.- 208с.

2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПБ.: Речь, 2003. – 391с.

3. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сб. программ нормативных курсов для вузов / Под общ. ред. В.И. Селиверстова.- М.: Владос, 2000. – 176с.

4. Левченко, И.Ю. Патопсихология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / И.Ю. Левченко – М.: Академия, 2000.- 232с.

5. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Кмееленко, И.А. Могилева, И. Г. Соловьева, Т.В. Титкова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 576с.

6. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой – М., 2002.

7. Основы специальной психологии: Учеб.- метод. Рекомендации для студентов и преподавателей педагогического университета / Сост. И.В. Милакова, Е.А. Орлова, Н.Н. Савва, Е.И. Туревская, Л.А. Хижняк – Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002.- 57с.

8. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособ. для студ. вузов / В.Г. Петрова, И.В. Белякова.- М.: Академия, 2002.- 160с.

9.Психология умственно отсталых школьников. /Под ред. В.Г.Петровой, И.В.Беляковой. – М., 2002. – 201 с.

10. Специальная психология : Учеб. пособ. для студ. дефектологич. фак-тов высш. педагогич. учебных заведений / Под ред. В.И. Лубовского.-.М.: Академия, 2003.- 464с.

11.Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии : Учеб. пособ. для студ. вузов / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева.- М.: Академия, 2002. – 176с.

12. Холмс, Дэвид. Анормальная психология / Дж. Холмс- СПб: Питер, 2003. – 304с.

Занятие № 9 (2 часа) Роль семьи в воспитании и обучении лиц с умственной отсталостью.

Цель занятия: показать студентам значение семейного воспитания лиц с умственной отсталостью.

Вопросы для обсуждения:

  1. Воспитание умственно-отсталых детей в семье.
  2. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно-отсталого ребенка.
  3. Методы изучения семьи.
  4. Малоформализованные методики
  5. Формализованные методики
  6. Методики изучения отношений ребенка к родителям и к социуму.
  7. Процедура психологического исследования семьи.

Литература

1. Левченко, И.Ю. Патопсихология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / И.Ю. Левченко – М.: Академия, 2000.- 232с.

2. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Кмееленко, И.А. Могилева, И. Г. Соловьева, Т.В. Титкова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 576с.

6. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой – М., 2002.

3. Основы специальной психологии: Учеб.- метод. Рекомендации для студентов и преподавателей педагогического университета / Сост. И.В. Милакова, Е.А. Орлова, Н.Н. Савва, Е.И. Туревская, Л.А. Хижняк – Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002.- 57с.

4. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособ. для студ. вузов / В.Г. Петрова, И.В. Белякова.- М.: Академия, 2002.- 160с.

5.Психология умственно отсталых школьников. /Под ред. В.Г.Петровой, И.В.Беляковой. – М., 2002. – 201 с.

6. Специальная психология : Учеб. пособ. для студ. дефектологич. фак-тов высш. педагогич. учебных заведений / Под ред. В.И. Лубовского.-М.: Академия, 2003.- 464с.

Занятие № 10 (2 часа) Развитие самооценки, мотивов поведения и уровня притязаний умственно отсталого школьника. Межличностные отношения в группе детей с умственной отсталостью. Особенности общения детей с умственной отсталостью.

1. Роль самооценки в самоорегуляции поведения умственно отсталого ребенка.

2. Особенности самооценки и уровня притязаний умственно отсталого ребенка в зависимости от возраста..

3. Зависимость социально-трудовой адаптации от адекватности самооценки и соответствующего ей уровня притязаний.

4. Особенности межличностных отношений детей с умственной отсталостью.

5. Особенности общения дошкольников с умственной отсталостью со взрослыми.

6. Особенности общения детей с умственной отсталостью в условиях внесемейного воспитания.

Литература

1. Вольф, Марейке. Патопсихология и ее методы / М. Вольф – СПб: Питер, 2004.- 192с.

2. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. док. псих. наук Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2000.- 351с.

3. Зейгарник, Б.В. Патопсихология : Учеб. пособ. для студ. вузов / Б.В. Зейгарник. – 2-е изд., стереот. – М.: Академия, 2003.- 208с.

4. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сб. программ нормативных курсов для вузов / Под общ. ред. В.И. Селиверстова.- М.: Владос, 2000. – 176с.

5. Корнейчук, Е.А. Саморегуляция учебной и внеучебной деятельности у учащихся 5-6-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида: Автореф. канд. пед. наук / Е.А. Корнейчук.- Екатеринбург, 2003.

6. Левченко, И.Ю. Патопсихология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / И.Ю. Левченко – М.: Академия, 2000.- 232с.

7. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Кмееленко, И.А. Могилева, И. Г. Соловьева, Т.В. Титкова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 576с.

8. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой – М., 2002.

9. Основы специальной психологии: Учеб.- метод. Рекомендации для студентов и преподавателей педагогического университета / Сост. И.В. Милакова, Е.А. Орлова, Н.Н. Савва, Е.И. Туревская, Л.А. Хижняк – Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002.- 57с.

10. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособ. для студ. вузов / В.Г. Петрова, И.В. Белякова.- М.: Академия, 2002.- 160с.

11. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия (Сост. А.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001.-256с.

12. Психология умственно отсталых школьников. /Под ред. В.Г.Петровой, И.В.Беляковой. – М., 2002. – 201 с.

13. Семаго М.М. Консультирование семьи «проблемного» ребенка (психокоррекционные аспекты работы психолога-консультанта) – Ж. «Семейная психология и семейная терапия» №1.

14. Специальная психология : Учеб. пособ. для студ. дефектологич. фак-тов высш. педагогич. учебных заведений / Под ред. В.И. Лубовского.-.М.: Академия, 2003.- 464с.

15. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии : Учеб. пособ. для студ. вузов / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева.- М.: Академия, 2002. – 176с.

Занятие №11 – 12 (4 часа) Диагностика и ранняя психологическая помощь лицам с умственной отсталостью.

Цель занятия: Познакомить студентов с процедурой психологического исследования аномального ребенка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей.
  2. Задачи психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей на каждом этапе диагностики.
  3. Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития.

- медицинское;

- педагогическое;

- психологическое;

- социально-педагогическое.

4. Программа педагогического изучения ребенка с нарушениями развития.

5. Методы психологического изучения детей с нарушением развития.

6. Нейропсихологическое изучение детей с нарушением развития.

7. Специальные методики, используемые в психодиагностике (личностные опросники и проективные методики).

8. Логопедическое обследование детей с нарушением развития.

Литература

1. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. док. псих. наук Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2000.- 351с.

2. Зейгарник, Б.В. Патопсихология: Учеб. пособ. для студ. вузов / Б.В. Зейгарник. – 2-е изд., стереот. – М.: Академия, 2003.- 208с.

3. Левченко, И.Ю. Патопсихология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / И.Ю. Левченко – М.: Академия, 2000.- 232с.

4. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Кмееленко, И.А. Могилева, И. Г. Соловьева, Т.В. Титкова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 576с.

5. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия (Сост. А.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001.-256с.

6. Психология умственно отсталых школьников. /Под ред. В.Г.Петровой, И.В.Беляковой. – М., 2002. – 201 с.

7. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. Рекомендации / Под ред. Л. М. Шипицыной. – М.: Ин-т специальной педагогики и психологии,1999 – 202с.

8. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М. Семаго.- М.: АРКТИ, 2001.- 136с.

9. Семаго М.М. Консультирование семьи «проблемного» ребенка (психокоррекционные аспекты работы психолога-консультанта) – Ж. «Семейная психология и семейная терапия» №1.

10. Специальная психология: Учеб. пособ. для студ. дефектологич. фак-тов высш. педагогич. учебных заведений / Под ред. В.И. Лубовского.-.М.: Академия, 2003.- 464с.

11. Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. А.В. Семенович. - М., 1998.

12. Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии : Практикум по формированию адекватных отношений – М: Гном-Пресс, 1999.- 64с.

13. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии : Учеб. пособ. для студ. вузов / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева.- М.: Академия, 2002. – 176с.

14. Холмс, Дэвид. Анормальная психология / Дж. Холмс- СПб: Питер, 2003. – 304с.

Информационные ресурсы

Наши рекомендации