Занятие № 8 (2 часа) Характеристика эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью. Чувства и воля умственно отсталых школьников
Цель занятия: показать студентам особенности эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью.
Вопросы для обсуждения:
- Общее понятие личности.
- Сущность понятия «личность».
- Личность как продукт общественно-исторических условий.
- Теория Л. С. Выготского по проблеме развития личности ребенка.
- Роль коррекционного обучения и воспитания в развитии личности умственно отсталого школьника.
- Основные факторы и условия формирования личности ребенка.
- Понятия «первичный» и «вторичный дефект» применительно к умственно отсталому ребенку.
- Особенности формирования личности детей-олигофренов.
- Пути и методы используемые для успешного формирования личности ученика вспомогательной школы.
- Определение понятия «чувство», раскройте физиологические механизмы возникновения чувств.
- Особенности проявления чувств у умственно отсталых детей.
- Причины проявлений патологических чувств у детей-олигофренов.
- Пути и методы воспитания чувств у умственно отсталых школьников.
- Определение воли.
- Недоразвитие волевых качеств у детей-олигофренов.
- Пути и условия воспитания воли у умственно отсталых детей.
Литература
1.Зейгарник, Б.В. Патопсихология : Учеб. пособ. для студ. вузов / Б.В. Зейгарник. – 2-е изд., стереот. – М.: Академия, 2003.- 208с.
2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПБ.: Речь, 2003. – 391с.
3. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сб. программ нормативных курсов для вузов / Под общ. ред. В.И. Селиверстова.- М.: Владос, 2000. – 176с.
4. Левченко, И.Ю. Патопсихология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / И.Ю. Левченко – М.: Академия, 2000.- 232с.
5. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Кмееленко, И.А. Могилева, И. Г. Соловьева, Т.В. Титкова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 576с.
6. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой – М., 2002.
7. Основы специальной психологии: Учеб.- метод. Рекомендации для студентов и преподавателей педагогического университета / Сост. И.В. Милакова, Е.А. Орлова, Н.Н. Савва, Е.И. Туревская, Л.А. Хижняк – Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002.- 57с.
8. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособ. для студ. вузов / В.Г. Петрова, И.В. Белякова.- М.: Академия, 2002.- 160с.
9.Психология умственно отсталых школьников. /Под ред. В.Г.Петровой, И.В.Беляковой. – М., 2002. – 201 с.
10. Специальная психология : Учеб. пособ. для студ. дефектологич. фак-тов высш. педагогич. учебных заведений / Под ред. В.И. Лубовского.-.М.: Академия, 2003.- 464с.
11.Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии : Учеб. пособ. для студ. вузов / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева.- М.: Академия, 2002. – 176с.
12. Холмс, Дэвид. Анормальная психология / Дж. Холмс- СПб: Питер, 2003. – 304с.
Занятие № 9 (2 часа) Роль семьи в воспитании и обучении лиц с умственной отсталостью.
Цель занятия: показать студентам значение семейного воспитания лиц с умственной отсталостью.
Вопросы для обсуждения:
- Воспитание умственно-отсталых детей в семье.
- Межличностные отношения в семье, имеющей умственно-отсталого ребенка.
- Методы изучения семьи.
- Малоформализованные методики
- Формализованные методики
- Методики изучения отношений ребенка к родителям и к социуму.
- Процедура психологического исследования семьи.
Литература
1. Левченко, И.Ю. Патопсихология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / И.Ю. Левченко – М.: Академия, 2000.- 232с.
2. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Кмееленко, И.А. Могилева, И. Г. Соловьева, Т.В. Титкова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 576с.
6. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой – М., 2002.
3. Основы специальной психологии: Учеб.- метод. Рекомендации для студентов и преподавателей педагогического университета / Сост. И.В. Милакова, Е.А. Орлова, Н.Н. Савва, Е.И. Туревская, Л.А. Хижняк – Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002.- 57с.
4. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособ. для студ. вузов / В.Г. Петрова, И.В. Белякова.- М.: Академия, 2002.- 160с.
5.Психология умственно отсталых школьников. /Под ред. В.Г.Петровой, И.В.Беляковой. – М., 2002. – 201 с.
6. Специальная психология : Учеб. пособ. для студ. дефектологич. фак-тов высш. педагогич. учебных заведений / Под ред. В.И. Лубовского.-М.: Академия, 2003.- 464с.
Занятие № 10 (2 часа) Развитие самооценки, мотивов поведения и уровня притязаний умственно отсталого школьника. Межличностные отношения в группе детей с умственной отсталостью. Особенности общения детей с умственной отсталостью.
1. Роль самооценки в самоорегуляции поведения умственно отсталого ребенка.
2. Особенности самооценки и уровня притязаний умственно отсталого ребенка в зависимости от возраста..
3. Зависимость социально-трудовой адаптации от адекватности самооценки и соответствующего ей уровня притязаний.
4. Особенности межличностных отношений детей с умственной отсталостью.
5. Особенности общения дошкольников с умственной отсталостью со взрослыми.
6. Особенности общения детей с умственной отсталостью в условиях внесемейного воспитания.
Литература
1. Вольф, Марейке. Патопсихология и ее методы / М. Вольф – СПб: Питер, 2004.- 192с.
2. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. док. псих. наук Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2000.- 351с.
3. Зейгарник, Б.В. Патопсихология : Учеб. пособ. для студ. вузов / Б.В. Зейгарник. – 2-е изд., стереот. – М.: Академия, 2003.- 208с.
4. Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сб. программ нормативных курсов для вузов / Под общ. ред. В.И. Селиверстова.- М.: Владос, 2000. – 176с.
5. Корнейчук, Е.А. Саморегуляция учебной и внеучебной деятельности у учащихся 5-6-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида: Автореф. канд. пед. наук / Е.А. Корнейчук.- Екатеринбург, 2003.
6. Левченко, И.Ю. Патопсихология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / И.Ю. Левченко – М.: Академия, 2000.- 232с.
7. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Кмееленко, И.А. Могилева, И. Г. Соловьева, Т.В. Титкова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 576с.
8. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой – М., 2002.
9. Основы специальной психологии: Учеб.- метод. Рекомендации для студентов и преподавателей педагогического университета / Сост. И.В. Милакова, Е.А. Орлова, Н.Н. Савва, Е.И. Туревская, Л.А. Хижняк – Тула: Изд. ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002.- 57с.
10. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособ. для студ. вузов / В.Г. Петрова, И.В. Белякова.- М.: Академия, 2002.- 160с.
11. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия (Сост. А.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001.-256с.
12. Психология умственно отсталых школьников. /Под ред. В.Г.Петровой, И.В.Беляковой. – М., 2002. – 201 с.
13. Семаго М.М. Консультирование семьи «проблемного» ребенка (психокоррекционные аспекты работы психолога-консультанта) – Ж. «Семейная психология и семейная терапия» №1.
14. Специальная психология : Учеб. пособ. для студ. дефектологич. фак-тов высш. педагогич. учебных заведений / Под ред. В.И. Лубовского.-.М.: Академия, 2003.- 464с.
15. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии : Учеб. пособ. для студ. вузов / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева.- М.: Академия, 2002. – 176с.
Занятие №11 – 12 (4 часа) Диагностика и ранняя психологическая помощь лицам с умственной отсталостью.
Цель занятия: Познакомить студентов с процедурой психологического исследования аномального ребенка.
Вопросы для обсуждения:
- Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей.
- Задачи психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей на каждом этапе диагностики.
- Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития.
- медицинское;
- педагогическое;
- психологическое;
- социально-педагогическое.
4. Программа педагогического изучения ребенка с нарушениями развития.
5. Методы психологического изучения детей с нарушением развития.
6. Нейропсихологическое изучение детей с нарушением развития.
7. Специальные методики, используемые в психодиагностике (личностные опросники и проективные методики).
8. Логопедическое обследование детей с нарушением развития.
Литература
1. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. док. псих. наук Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2000.- 351с.
2. Зейгарник, Б.В. Патопсихология: Учеб. пособ. для студ. вузов / Б.В. Зейгарник. – 2-е изд., стереот. – М.: Академия, 2003.- 208с.
3. Левченко, И.Ю. Патопсихология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / И.Ю. Левченко – М.: Академия, 2000.- 232с.
4. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева, Т.Е. Кмееленко, И.А. Могилева, И. Г. Соловьева, Т.В. Титкова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 576с.
5. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии: Хрестоматия (Сост. А.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб.: Питер, 2001.-256с.
6. Психология умственно отсталых школьников. /Под ред. В.Г.Петровой, И.В.Беляковой. – М., 2002. – 201 с.
7. Психолого-медико-педагогическая консультация: Метод. Рекомендации / Под ред. Л. М. Шипицыной. – М.: Ин-т специальной педагогики и психологии,1999 – 202с.
8. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М. Семаго.- М.: АРКТИ, 2001.- 136с.
9. Семаго М.М. Консультирование семьи «проблемного» ребенка (психокоррекционные аспекты работы психолога-консультанта) – Ж. «Семейная психология и семейная терапия» №1.
10. Специальная психология: Учеб. пособ. для студ. дефектологич. фак-тов высш. педагогич. учебных заведений / Под ред. В.И. Лубовского.-.М.: Академия, 2003.- 464с.
11. Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. А.В. Семенович. - М., 1998.
12. Ткачева, В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии : Практикум по формированию адекватных отношений – М: Гном-Пресс, 1999.- 64с.
13. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии : Учеб. пособ. для студ. вузов / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева.- М.: Академия, 2002. – 176с.
14. Холмс, Дэвид. Анормальная психология / Дж. Холмс- СПб: Питер, 2003. – 304с.
Информационные ресурсы