В. Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе И.М. Сеченова
Проект развития психологии как самостоятельной науки одновременно с Вундтом был предложен рус. физиологом И.М. Сеченовым. В своих работах "Рефлексы головного мозга", "Кому и как разрабатывать психологию", "Психологические этюды", "Элементы мысли", ряде статей конца 90-х гг. ХХ столетия он излагает рефлекторную теорию психического и обосновывает взгляды на предмет, метод и задачи психологической науки, принципиально отличающиеся от всех ранее предложенных.
Свою основную задачу Сеченов видел в том, чтобы вывести психологию из тупика изучения внутреннего сознания и обратить ее к рассмотрению внешней детерминации психических процессов. При этом он исходил из идеи, что психические процессы протекают по схеме, аналогичной физиологическим процессам, т.е. по схеме рефлекса. По Сеченову, способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых и т.п.) складывается в опыте по типу рефлексов; способность анализировать эти конкретные впечатления, память, да и все психические акты развиваются путем рефлекса. Разработанная Сеченовым рефлекторная теория психического опиралась на ряд ключевых открытий в области мозговой деятельности, осуществленных русским ученым.
Во-первых, это открытие Сеченовым так называемых тормозных центров - локализованных в таламической области мозга нервных центров, раздражение которых способствовало задержке двигательной активности человека. Тем самым было показано, что функционально мозг осуществляет и регулирует не только процессы возбуждения, но и торможения. Это был настоящий переворот и в физиологии, и в психологии. Для психологов появлялась реальная возможность естественнонаучного объяснения процесса волевой регуляции, поскольку признак волевого поведения - умение противостоять раздражителям, сдерживать нежелательные импульсы. И Сеченов экспериментально показал, что за эту форму поведения человека отвечают соответствующие нервные центры мозга. Именно мозг человека стал выступать той субстанцией, которая не только возбуждается под воздействием внешних воздействий, но которая еще и управляет нашим реагированием на эти воздействия. Тем самым закладывался принципиальной иной подход в понимании роли и места мозгового субстрата в протекании психической деятельности человека.
Во-вторых, Сеченов дал новую трактовку и самому понятию "рефлекс". Для Сеченова рефлекс не просто некая механическая и чисто физиологическая реакция - это сложнейший целостный акт, связывающий организм со средой и выступающий механизмом регуляции психической деятельности. По его мнению, любой психический акт имеет начальное, центральное и конечное звенья. Ученый считал, что психический процесс всегда имеет причину во внешнем мире: он вызывается внешними воздействиями среды на организм и приводит к возникновению ощущений и представлений. А они, в свою очередь, выполняя ориентировочную функцию в конкретной ситуации, за счет активации определенных зон мозга, отвечающих за двигательную деятельность человека, приводят к определенному реагированию на эту ситуацию в виде какой-то двигательной реакции, поведенческого акта. Схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью и заканчивается ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Психический пр-сс возникает и завершается в процессе взаимодействия индивида с окружающим миром, а влияния извне в форме чувствования первичны. Сеченов подчеркивает, что внешний импульс становится причиной "запуска" психического процесса, лишь превратившись в чувствование. Чувствование выступает регулятором наших движений, поступков, действий. Т. о., Сеченов впервые обосновывает положение о сигнальной и регуляторной роли психических актов.
В-третьих, психические осознаваемые процессы соотносились ученым с центральным звеном рефлекса, именно оно обеспечивает интеграцию "психических деятельностей". Сеченов, в отличие от субъективно понимавших психику философов и психологов, рассматривал психическое (т.е. центральное звено рефлекса) в его органической связи с начальным и конечным звеньями. Тем самым он не допускал обособления психики ни от внешнего мира, ни от физиологических процессов. Т.о., он утверждал в материалистической форме идеи психофизического и психофизиологического монизма в понимании сущности психических процессов. В зависимости от внутренних условий, одни рефлексы могут задерживаться, а другие усиливаться, т.е. не все из них могут получить свое внешнее выражение.
В-четвертых, Сеченов показал, что психическое, имея рефлекторную природу, неразрывно связано с мышечными движениями. Движения (в форме двигательных или речевых реакций) сопровождают любой психический акт и являются его завершающим звеном. Мышечная чувствительность сигнализирует о конечных результатах ответных двигательных реакций, свидетельствует об актуальном состоянии двигательных актов и позволяет производить их корректировку. Т. о., мышечное чувство выступает общим регулятором всей психической деятельности.
Система взглядов Сеченова представляла собой оригинальную теор. программу естественнонаучной перестройки психологии на основе использования объективных методов исследования. Признание рефлекторной природы психического позволило Сеченову по-новому посмотреть: на предмет психологии как науки; исходный методологический принцип изучения психики; основной метод психологии и профессиональную подготовку специалистов, занимающихся изучением психики.
Предметом изучения психологии должно было стать происхождение психических деятельностей - ощущений разной модальности, различных форм восприятия и видов мышления, воли. Психология должна изучать не только область осознаваемых псих. пр-сов, но и анализировать все звенья единого и целостного псих. акта: его возникновение под влиянием внешних воздействий (начальное звено), интеграцию психики в центральном звене рефлекса и внешнее выражение психического акта в виде определенной двигательной или речевой реакции (завершающее звено). Адекватным принципом изучения психики признавался генетический подход. Основным методом изучения психического должен стать физиологический, объективный метод, т.к. в основе психических процессов лежит физиологический по своему характеру механизм рефлекса. И разрабатывать, проблемы психологии должны физиологи, поскольку они владеют этим объективным методом.
В то же время программе Сеченова, базирующейся на ест-научном материализме, свойственна историческая ограниченность. Признавая социальную обусловленность человеческого сознания, Сеченов не смог включить эту реальность в свою программу. Сеченова можно по праву считать основоположником отеч. Науч.психологии. сеченовские идеи получили развитие в трудах В.М. Бехтерева, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и др.
3.2.Б. Ф.Брентано. Психология как учение об интенциональных актах сознания.
Еще одну программу разработки психологии как самостоятельной науки
предложил австр. философ Франц Брентано. Эта программа
противостояла как традиционной ассоциативной психология, так и новой
психологии Вундта. Он предложил программу разработки психологии как
самостоятельной науки в труде «Психология с эмпирической
точки зрения». Главной для новой психологии Брентано считал проблему сознания, необходимость определить, чем отличается сознание от всех других явлений бытия.
На формирование взглядов Брентано оказали особенно большое влияние Аристотель и схоластика, а именно те аспекты этих систем, в которых жизнь души выступает как активное начало, а не только как воспринимающая воздействия извне. У Аристотеля еще не было понятия о сознании. В его толковании душа -способ организации живого тела, возможности которого актуализируются только под воздействием внешних причин. В схоластическом толковании эта модель превратилась в схему, где реальный организм оказался подмененным познающим субъектом, а реальный предмет - идеальным объектом. Но за сознанием оставались в качестве непременных признаков активность и объектность. Такое понимание природы сознания, по Брентано, дает возможность определить предмет психологии.
Чем отличается сознание от всех других явлений бытия? Только ответив на этот вопрос, считал Брентано, можно определить область психологии. Он отверг подход Вундта, согласно которому сознание состоит из ощущений, восприятий, представлений как особых, сменяющих друг друга процессов. Такое воззрение, по Брентано, совершенно ложно, ибо оно игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого непременного признака сознания Брентано предложил термин "интенция". Она изначально присуща каждому психическому явлению и благодаря этому позволяет отграничить психические явления от физических.
Интенция - это не просто активность. В ней совместно с актом сознания всегда существует какой-либо объект. Брентано говорил не о преставлении, а представливании, т.е. о специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ. Это же относится и к другим психическим феноменам.
Стало быть, согласно Брентано, психический процесс характеризуется тем, что в нем всегда существует его объект. Это «сосуществование» выражено в трех видах духовных актов:
1. идеация, т.е. представливание объекта в форме образа (модификациями этого акта являются восприятие, воображение, понятие);
2. суждение о нем как истинном или ложном;
3. эмоциональная оценка его как желаемого или отвергаемого.
Среди всех психических актов представливанию, по Брентано,
принадлежит ведущая роль. Выделяя 3 вида актов, он подчеркивал их единство в целостной душевной жизни. Сознание в единстве его актов Брентано сравнивал с рекой, в которой одна волна следует за другой.
Предметом психологии, по Брентано, являются психические феномены такие как акты — видения, слышания, суждения и т. п. Вне акта объект не существует.
Предметы в смысле Брентано обладают нереальным материальным, а интенциональным бытием. Это идеальные объекты, которые сами находятся в душе. Брентано как бы помещает весь предметный мир в душу человека. Основная характеристика психологических актов, по Брентано, заключается в том, что они обладают имманентной предметностью, т. е. всегда , направлены на объект. Сознание есть всегда сознание о ....
Когда человек слышит слово, то «сквозь» ощущаемые звуки его сознание устремляется к предмету, о котором идет речь. Понимание значения есть психический акт. Он разрушается, если брать порознь акустический раздражитель (звук) и обозначенную им вещь. Раздражитель и вещь уже не психические, а физические явления и, стало быть, к области психического не относятся.
Брентано решительно отвергал принятую в лабораториях экспериментальной психологии процедуру анализа. Он считал, что она извращает реальные психические процессы и феномены, которые следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным течением. Брентано противопоставляет эксп. м-ду Вундта внутреннее восприятие (самонаблюдение) психических феноменов. Метод Брентано был вариантом субъективного метода самонаблюдения.
В психологии интенциональных актов поднимаются 3 важных вопроса психологии сознания — предметности, активности и единства. В этих свойствах, по Брентано, выступает специфика психических явлений. Однако в силу идеалистических позиций, рассмотрения сознания в отрыве от практической деятельности человека Брентано не смог раскрыть действительное содержание этих реальных характеристик сознания. У Брентано объект не реален, а феноменален, поскольку его бытие мыслится зависимым от актуализации его сознанием субъекта. Сам субъект в свою очередь сведен к системе актов, имеющей основание в самой себе, а не в чем-то внешнем. Т.о., реальная активность поведения была превращена в духовную, не имеющую никаких корней в практических связях человека с миром.
Брентано стоял у истоков направления, получившего название
функционализим. Оно противостояло вундтовской концепции, в дальнейшем
названной структурализм. Для программы Вундта главной задачей было
выяснить, из каких компонентов построено сознание и каков характер их
структурирования. Для Брентано исходным являлось понятие не об элементе сознания, а его акте, который понимался как функция (действия, внутренние операции) субъекта, выраженная в его направленности на объект.