Изучение литературы и других источников
Изучение литературы и других источников необходимо для того, чтобы:
1. Отделить известное от неизвестного.
2. Зафиксировать установленные факты, накопленный опыт.
3. Четко очертить изучаемую проблему.
Этапы работы с литературой
1. Составление списка подлежащих изучению произведений (библиографии).
А) Список должен включать:
- книги;
- журналы;
- статьи в сборниках;
- реферативные обзоры;
- авторефераты диссертаций и т.д.
Б) Где брать:
- библиотечный каталог;
- электронный каталог;
- Интернет;
- справочный и библиографический аппарат книг, имеющийся в распоряжении исследователя.
В) Библиография должна включать следующую информацию:
- кто автор или редактор книги, брошюры, статьи;
- ее название;
- место и год издания;
- издательство;
- том, выпуск и номер издания;
- город, где была выпущена книга;
- общее количество страниц в источнике.
Лучше всего выписать данные по каждому источнику на отдельную карточку или занести в базу компьютера. Полезно указать и библиотечный шифр.
2. Первичное ознакомление с литературой и другими источниками.
Для того, чтобы иметь представление о проблематике того или другого произведения, необходимо ознакомиться с аннотацией, введением, оглавлением, заключением, бегло просмотреть содержание книги.
После этого определяют способ проработки издания: тщательное изучение с конспектированием или выборочное с выписками.
Все необходимое следует выписать на карточках или отдельных листах бумаги с точными ссылками на источник. Тут же полезно зафиксировать свои мысли и замечания. В собственных книгах – пометки карандашом на полях, закладки.
3. Результаты изучения литературы по каждому вопросу можно оформить в виде тематических обзоров, в которых:
- изложить сущность отдельных положений;
- выявить основные точки зрения, вскрыть совпадающее и различающееся в них;
- обозначить малоразработанные, неясные и дискуссионные положения;
- подчеркнуть, что нового, оригинального вносит автор каждой работы;
- выразить свое отношение к авторским позициям, к полученным исследователем выводам.
Изучение литературы и документов продолжается в ходе всего исследования. Вновь обнаруженные факты побуждают по-новому продумывать и оценивать содержание изученных источников, стимулируя интерес к вопросам, на которые ранее не было обращено достаточно внимания.
Метод моделирования и интерпретационные методы.
Метод моделирования
Метод моделирования отличен как от теоретического метода, дающего обобщенное, абстрагированное знание, так и от эмпирического. При моделировании исследователь пользуется методом аналогий, умозаключением "от частного к частному", тогда как экспериментатор работает с помощью методов индукции (математическая статистика является современным вариантом индуктивного вывода). Теоретик пользуется правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем.
Для исследователя, применяющего моделирование, модель — аналог объекта. Моделирование используется тогда, когда невозможно провести экспериментальное исследование объекта. К таким объектам относятся уникальные системы, недоступные экспериментальному изучению, или системы, на которых эксперимент производить по моральным соображениям нельзя: Вселенная, Солнечная система, экосистема национального парка "Лосиный остров" и человек как объект, например, ряда медицинских и психофармакологических исследований. Иногда модель выбирается исходя из принципа удобства, большей простоты и экономичности проведения исследования. Так, вместо испытания гигантского корабля первоначально исследуется его плавучесть на модели (с учетом принципиально важных масштабных искажений). Вместо того, чтобы исследовать особенности элементарных форм научения и познавательной активности у человека, психологи успешно используют для этого "биологические модели": крыс, обезьян, кроликов и даже свиней.
Различают "физическое" и "знаково-символическое" моделирование.
"Физическая" модель исследуется экспериментально.
"Знаково-символическая" модель, как правило, реализуется в виде более или менее сложной компьютерной программы, и исследование ее поведения — дело теоретиков.
Проблема "внешней" валидности метода моделирования особенно остра, так как его успех зависит от меры сходства объекта исследования с его аналогом.
Интерпретационные методы
К интерпретационным методам относят методы представления и обработки данных. Так как в разных науках есть существеннее отличия в данной группе методов, то мы их будем рассматривать при ознакомлении с параграфом «Классификация методов психологического исследования».