Познавательная деятельностьследователя при осмотре места происшествия осуществляется в единстве его перцептивных и интеллектуальных процессов

Материальный объект может быть отнесен к категории ве­щественных доказательств на основе решения следующих по­знавательных вопросов:

• имеются ли в объекте изменения, связанные с расследуе-1ым событием;

• принадлежат ли они лицу, участвовавшему в событии;

• какие признаки объекта указывают на конкретное лицо, несут личностную информацию;

• какие особенности местоположения объекта существенны для расследования;

• какие признаки объекта свидетельствуют о времени совер­шения преступления и последовательности событий?

422 Глава 15. Психологические аспекты следственных действий

Труп В. лежал на проезжей части дороги в 12 м от его дома. Одежда В. была пропитана кровью, под ним и около него — большая лужа крови. При осмотре трупа обнаружены большая зияющая рана в заты­лочной части головы и рубленые раны на туловище со стороны спины и на задней части бедра левой ноги. Около трупа на земле были глубо­кие следы, оставленные острорежущим тяжелым предметом.

В 15 м от трупа в восточном направлении на одиноко растущем дереве на расстоянии 1,2 м от земли обнаружены свежие рубленые следы, а около дерева — следы обуви. Дорожка следов вела в направ­лении от дерева к трупу и обратно, а затем терялась на твердом грунте.

На основании этих обстоятельств следователь воссоздал образную модель происшедшего. Преступник, намереваясь убить В., поджидал его на дороге, по которой он должен был возвращаться домой. В ожи­дании жертвы, находясь в состоянии психического напряжения, пре­ступник нанес несколько ударов топором по дереву и около него оста­вил многочисленные следы обуви. Подходящего к своему дому В. пре­ступник пропустил вперед, а затем, подойдя сзади, нанес сильный удар обухом топора по голове. Когда В. упал, преступник несколько раз ударил лезвием топора по телу жертвы. Действуя в состоянии психи­ческого напряжения и нанося хаотические удары, 'он часто промахи­вался, о чем свидетельствуют следы лезвия топора на грунте около трупа. Так «заговорили» адекватно интерпретированные следы проис­шествия.

В зависимости от характера вещественных доказательств, обнаруженных на месте происшествия, можно выделить четыре типа места происшествия, определяющих направленность и структуру познавательной деятельности: 1) преступление совер­шено в данной обстановке, на предметах оставлены его явные следы; 2) преступление совершено в данной обстановке, но она не претерпела в связи с этим явных изменений; 3) преступление совершено в другом месте, а на месте происшествия обнаруже­ны лишь его следы; 4) следы преступления инсценированы (со­бытие не могло произойти по данной искусственно созданной схеме).

В первом случае главным в познавательно-поисковой дея­тельности является вопрос: кто совершил преступление? (Дру­гие вопросы решаются сравнительно легко.) Во втором случае: кто, где, когда и каким способом совершил преступление?

Все это обусловливает разные по эвристической сложности типы познавательно-поисковой деятельности.

В результате осмотра места происшествия следователь дол­жен получить информацию о личности преступника. Отдель-

§ 1. Психология осмотра места происшествия

ные физические и личностные особенности преступника харак­теризуются: 1) следами, результатами, орудиями и способами его действия; 2) совокупностью объектов, вовлеченных в сферу события преступления; 3) предметами, принадлежащими пре­ступнику.

Эта «личностная» информация в одних случаях может быть достоверной, в других — вероятностной. Так, проникновение преступника в помещение через небольшое отверстие в стене или потолке, через форточку или узкий створ окна свидетель­ствует о наиболее вероятном совершении кражи подростком. Исчезновение вещей мужского или женского предназначения свидетельствует о поле преступника. О поле преступника, как правило, свидетельствует и характер преступления: грабежи, разбои, изнасилование совершаются преимущественно лица­ми мужского пола. Убийство новорожденных детей, некото­рые виды мошенничества в большинстве случаев — женщина­ми! Сейф может быть взломан физически сильным мужчиной, обладающим определенными техническими навыками. Остав­ленные на месте происшествия шпильки, заколки, следы губ­ной помады на окурках свидетельствуют о том, что в группе преступников была женщина. Бумажник, трость, большой но­совой платок, трубка, мундштук, скорее всего, принадлежат мужчине.

Нередко преступник использует предметы профессиональной деятельности. Характер совершенного преступления, похищен­ные вещи свидетельствуют о возрастных особенностях, направ­ленности интересов преступника. Так, взрослые воры похищают наиболее ценные вещи, подростки — вещи, наиболее для них привлекательные. Действия подростков сопровождаются озор­ством, нецелеустремленностью, нетранзитивностыо.

Информацией о мотивах преступления служат данные об исчезновении ценностей, следы взлома хранилищ, вывернутые кар­маны и т. п. Поза и состояние белья потерпевшей могут свиде­тельствовать о сопряженности убийства с изнасилованием. Об­наружение трупа при отсутствии ограбления позволяет предпо­ложить убийство из хулиганских побуждений или в драке. При этом следователь учитывает и возможные инсценировки моти­вов преступления. (Так, убийство из мести может инсцениро­ваться как убийство с целью ограбления. Известен случай, когда преступница, убив жертву из корыстных побуждений, создала обстановку, характерную для изнасилования.)

424 Глава 15. Психологические аспекты следственных действий

Заранее подготовленное орудие убийства, как правило, сви­детельствует о преднамеренном убийстве. В преступном деянии проявляются и черты характера преступника — дерзость, агрес­сивность, трусость, осмотрительность, осторожность и др.

Следует иметь в виду, что связь доказательств с предметом доказывания может носить многоступенчатый, опосредованный характер.

Сложный случайосмотра места происшествия — ситуация познавательного диссонанса, когда явления конкурируют между собой.Обоснованно выдвинутая версия вдруг неожиданно оп­ровергается противоречащим ей фактом. Во многих случаях это бывает связано с различными приемами сокрытия преступле­ния.

В способе сокрытия преступления проявляются характер и способности преступника, его навыки и привычки, его творчес­кие возможности — воображение, изобретательность. Немало­важное значение имеет и осведомленность преступника о зна­чении для расследования тех или иных вещественных доказа­тельств.

Психологическая особенность действий по сокрытию пре­ступления состоит в том, что они совершаются, как правило, в условиях дефицита времени и повышенной психической напря­женности, в результате чего эти действия отличаются неполно­той, небрежностью, алогичностью. Так, инсценировка самоубий­ства через повешение может быть разоблачена на основе отсут­ствия подставки, без которой нельзя подняться к петле, и т. д.

Психология поведения преступника при инсценировке пре­ступленияимеет характерную особенность — чрезмерную моби­лизацию усилий. При инсценировке, например, кражи прояв­ляется излишняя ее демонстрация — множество разбросанных в беспорядке вещей, поврежденных без всякой надобности пред­метов и т. п. При инсценировках, как правило, отсутствуют те следы, которые диктуются логикой имитируемого происше­ствия. Так, распиливание дужки замка на дверях магазина дол­жно сопровождаться распылением опилок. Их отсутствие, ско­рее всего, свидетельствует о том, что замок был первоначально распилен в другом месте с целью инсценировки кражи.

Для разоблачения инсценировки преступления существенно не только отсутствие, но и наличие следов, которых по логике вещей не должно было быть. Например, при имитации кражи из магазина путем совершения пролома в стене преступники

§ 1. Психология осмотра места происшествия

(продавцы магазина) делают пролом не снаружи, а изнутри по­мещения. Инсценировка кражи путем проникновения через окно разоблачается на основе того, что окно было открыто из­нутри. Иногда инсценировку кражи разоблачают похищенные крупногабаритные предметы, которые нельзя вынести через имеющийся проем.

Осмотр места происшествия в большинстве случаев — ос­мотр места преступления определенного вида. В этом случае аналитическая деятельность следователя должна быть направле­на на выявление тех следов преступления, которые характерны для конкретного вида преступления. Здесь существенно знание следователем системы элементов криминалистической характе­ристики данного вида преступления.

Так, особенность осмотра места происшествия, связанного с грабежом и разбоем, состоит в том, что первичная информация в значительной мере обусловлена показаниями потерпевшего. Из его показаний следователь вычленяет наиболее существен­ные элементы преступления: пути подхода преступника к месту происшествия и отхода от него; обстоятельства нападения, при­знаки внешности преступника; предметы и следы, принадлежа­щие преступнику и потерпевшему (камень, лом, палка, предме­ты одежды, их детали и др.). Пояснения потерпевшего об обсто­ятельствах нападения сопоставляются с обстановкой места происшествия. Оценивая показания потерпевшего, проверяя их на месте, следователь не должен исключать возможность добро­совестного заблуждения потерпевшего в острых конфликтно-эмоциональных состояниях.

При осмотре места происшествия, связанного с кражей со взломом, исследуются места взлома и проникновения в запер­тое помещение, само помещение, откуда были похищены вещи и ценности. При этом первостепенное внимание уделяется сле­дам рук и ног; использованию транспортных средств, брошен­ным предметам, орудиям взлома. Особенно тщательно осматри­ваются следы преступления, оставленные на различных прегра­дах, с целью обнаружения объемных и динамических следов орудий взлома.

При осмотре места происшествия, связанного с изнасилова­нием, существенны следы, сохранившие оттиски ткани и одеж­ды преступника, следы колен и локтей преступника, борьбы потерпевшей с преступником, следы спермы, крови и др.

426 Глава 15. Психологические аспекты следственных действий

Осмотр места происшествия, связанного с убийством, на­правлен на первостепенное исследование обстоятельств, позво­ляющих получить ответы на вопросы: было ли совершено убий­ство, самоубийство или произошел несчастный случай; про­изошло ли убийство там, где обнаружен труп потерпевшего; время совершения убийства. Выясняются также данные, харак­теризующие личность преступника, его психические особенно­сти, возможные отношения с потерпевшим и др.

Таким образом, исходная основа познавательной деятельности следователя при осмотре — знание совокупности признаков типа следственной ситуации,вероятностных связей между элемента­ми расследуемого вида преступления.

В заключение отметим, что информация о прошедших собы­тиях часто извлекается через ряд опосредствовании. Источник доказательств в этих случаях — экспертное заключение.

В ряде случаев осмотр места происшествия связан с осмот­ром трупа. Наружный осмотр трупа на месте его обнаружения проводит следователь в присутствии понятых и с участием вра­ча — специалиста в области судебной медицины.

Особое внимание при осмотре трупа и его одежды обращает­ся на все то, что способно нести следы взаимодействия потер­певшего с преступником в момент убийства. Так, на полирован­ных поверхностях пряжки от ремня, часов, на очках могут ос­таться следы пальцев рук преступника. На определенных частях одежды могут сохраниться волосы, волокна ткани, различные следы биологического происхождения.

Некоторые особенности трупа могут свидетельствовать о роде занятий убитого (характерные мозоли от определенной физической работы, типичные для определенных занятий сле­ды повреждений, характерная окрашенность пальцев у хими­ков, фармацевтов, маляров и т. д.). В складках кожи, под ногтя­ми сохраняются частицы, с определенной вероятностью указы­вающие на профессию рабочего — станочник, горняк, кочегар, строитель, деревообделочник, металлист и т. п.

Для воссоздания события преступления особенно важна поза трупа. Она может свидетельствовать об обстоятельствах, пред­шествовавших убийству, — изнасиловании, избиении и т. п. Определенная исходная информация может быть получена из

§ 3. Психологические аспекты освидетельствования 427

анализа местоположения трупа — у железнодорожного полотна, проезжей части улицы, на месте схлынувшей воды, у строитель­ных лесов, под окном дома. Все эти обстоятельства позволяют сделать предварительные выводы.

Однако следует помнить и о возможных действиях преступ­ника по имитации механизма происшествия. Так, расчленение тела колесами поезда — не всегда результат несчастного случая или самоубийства. Возможно и преднамеренное убийство с пос­ледующим перенесением трупа на рельсы. Труп может быть брошен в водоем с целью инсценировки случайного происше-.ствия, а труп человека, находящийся под строительными леса­ми, не обязательно заверяет о несчастном случае — потерпев­шего могли столкнуть специально.

При осмотре предполагаемого места убийства и расчленения трупа следует иметь в виду, что меры, предпринимаемые убий­цей для ликвидации улик, порождают характерные следы (све­жевыкрашенные полы, замененные обои и т. п.).

43. ПСИХОЛОГИЯ ОБЫСКА И ВЫЕМКИ.

Наши рекомендации