Социологизаторское направление
В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенегические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь 5иологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.
Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Согласно ей, жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого течения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.).
Более популярной на Западе являйся теория ролей. Она исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов ведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.
Одним из направлений в разработке психологии личности является теория воля», предложенная американским психологом немецкого происхождения К. Левиным. Согласно той концепции, поведение индивида управляется психологическими силами (стремления, намерения и т. п.), имеющими направленность, величину точку приложения в поле «жизненного пространства».
В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.
Психогенетический подход
Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения.
Концепции, объясняющие поведение главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (американский психолог Э. Эриксон и др.).
Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Колли и др.).
Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу).
Современная психология считает, что личность биосоциальна. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга.
Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности и т. п.) безусловно, определяют некоторую предрасположенность к чему-либо. Но, конечно, они не определяют потолка развития личности.
Огромное влияние на личность оказывает социальная среда. Важное значение имеет передача от поколения к поколению опыта. Поэтому биологическое в структуре личности необходимо рассматривать как социально обусловленное.
Наряду с биологическими и социальными факторами чрезвычайно важное значение имеет активность самой личности. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности.
Личность таким образом − не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает) Личностные черты. Иными словами, Личность − это уровень развития, достигаемый отнюдь не каждым индивидом. Мера этого развития − воплощение в личности «надличностных», общественно-исторических потребностей развития человечества.
Основу личности составляет ее структура, т. е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.
В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности.
Все психологи в качестве ведущего компонента структуры личности выделяют направленность. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.
Как уже говорилось, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни, в деятельности.
По вопросу об источниках активности личности в психологии существовали различные точки зрения. Впервые вопрос об активности личности был поставлен австрийским психиатром 3. Фрейдом − основоположником теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории сводятся к следующему: источником активности человека являются инстинктивные побуждения, данные ему от рождения, передающиеся по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических побуждений, влечений, бессознательных импульсов, природа которых, по мысли Фрейда, неизвестна и непознаваема. В основе эго учения лежит биологическое начало в человеке.
3. Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую активность человека: «либидо» и «агрессию». Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются из сознания в виде символов − в форме сновидений, в мифах, в образах искусства, побуждая активность к совершению тex или иных действий и поступков.
3. Фрейд первый обращается к сфере подсознательного, разрабатывает специальные методы психоанализа, пытается раскрыть истоки активности.
Новое понимание трактовки бессознательного было предложено неофрейдистами (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др.), которые выступили против чрезмерной биологизаторской концепции 3. Фрейда, пытаясь социологизировать его учение.
Неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательном, шли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека и поиска новых движущих сил человеческого поведения. Неофрейдизм исходит из признания решающей роли среды, тем самым вместо биологических ими выдвигались механизмы социального порядка. Однако сохранялась постулируемая противопоставленность личности и общества, их конфликтность.
Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (А. Адлер), коллективное бессознательное, выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества, враждебного, согласно неофрейдизму, коренным тенденциям развития личности. Разрабатывая проблему активности личности, современная психология опирается на идею об активном характере отражения, о происхождении — сознания из трудовой деятельности, о его ведущей роли в поведении и деятельности человека.