Урок 2. Значение слова. Части речи. Состав слова. Звуки и буквы.
Ход урока
I. Организационный момент
— Сегодня, ребята, мы празднуем начало нового учебного года. Миллионы мальчишек и девчонок вновь отправляются в увлекательное путешествие по стране Знаний. Веселый звонок приглашает вас в гости к царице Грамматике на урок русского языка.
II. Психологический тренинг
Ученики повторяют вслед за учителем строки стихотворения:
Грамматика, грамматика — Сколько правил! Сколько правил!
Наука очень строгая! С непривычки бросит в дрожь!
Она трудна, но без нее Будь внимательным и только!
Плохое было бы житье! Все запомнишь, все поймешь!
О. Высотская
III. Сообщение темы и целей урока
— Сегодня на уроке мы обобщим знания, полученные в 3 классе,о предложении, тексте, повторим их существенные признаки.
IV. Орфографическая разминка
Здра..ствуй, ос.нь з..л..тая, Быстро лето пр..л..тело,
Школа, со.нцем зал. тая! Наступил уче.ный го...
Наш просторный, светлый клас, Но и ос.нь нам немало
Ты опять встр.ч.ешь нас. - Дней х..рош..х прин..сет.
В. Лебедев-Кумач
— Вставьте пропущенные буквы.
— Назовите слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
— Определите, сколько в тексте предложений. Какие они по цели высказывания, интонации?
— Найдите в стихотворении обращение. Как выделяется обращение в устной и письменной речи?
— Какие слова употреблены в переносном значении?
V. Чистописание
зв.нок уч..ник учит..ль
- Подберите к словам однокоренные слова, выделите в них корень.
Скороговорка: Звенит звонок, звонок зовет,
И Зоя в класс к себе идет.
— Сделайте звуко-буквенный разбор слова Зоя
Физкультминутка
VI. Беседа о летних каникулах
Высказывания детей о лете, наиболее интересных событиях, приключениях, которые произошли с ними в летнее время. Наблюдения за использованием средств выразительности устной речи: темпа, тона, мимики, жестов.
VII. Работа с учебником
Упр. 1, с 3. Чтение стихотворения. Анализ текста. Выполнение грамматического задани
Упр. 2, с. 3. Составление плана текста о лесе (устно).
Физкультминутка(под песню «Чему учат в школе» (муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского))
VII.Письмо по памяти
Много летних дней в.селых Здра.ствуй, школа! '?
Пр..в..ли мы без забот. Впер..ди уче..ный го.. .
Здра.ствуй, осень!
Н.Берендгодо
— Докажите, что это текст. Определите его тип.
— Обозначьте части речи.
IX. Наблюдение за связью слов в предложении. Различение главных членов предложения и словосочетаний
Учитель записывает на доске нераспространенные предложения и словосочетания по теме «День знаний».
— Сделайте предложения распространенными.
— Составьте из словосочетаний предложения:
* Сегодня праздник. (1 сентября — праздник миллионов ребят.)
* Светит солнце. (Ярко светит солнце.)
* Нарядные первоклассники. (Нарядные и радостные первоклассники спешат в школу с букетами цветов.)
* Сердце стучит. (От волнения у них громко стучит сердце.)
* Счастливые лица. (У старшеклассников счастливые лица от встречи с друзьями.)
* Звенит звонок. (Весело звенит звонок.)
* Школьники сели. (Все школьники сели за парты.)
* Узнают они. (Много интересного узнают они в новом учебном году.)
— Назовите признаки словосочетания.
— В предложениях определите главные и второстепенные члены предложения, части речи.
X. Повторение знаний о предложении.
Упр. 3, с. 4. Прочитайте, запишите повествовательное, вопросительное и побудительное предложения.
Упр.4, стр.5
XI. Рефлексия
— Что нового вы узнали на уроке?
Составление рассказа-эстафеты по теме «Текст. Предложение». Вопросы, записанные на доске, дети читают самостоятельно про себя. 15слух дают только ответы, последовательно, без задержки.
1. Что такое текст?
2. Как связаны предложения в тексте?
3. Из каких частей состоит текст?
4. Что такое предложение?
5. Как связаны слова в предложении?
6. Какие члены предложения называются главными?
7. Для чего служат второстепенные члены предложения?
Домашнее задание
Упр. 6, с. 5
Урок 2. Значение слова. Части речи. Состав слова. Звуки и буквы.
Цели:обобщить знания учащихся о частях речи и закреплять умение распознавать их, знания о составе слова, развивать умения соотносить звук и букву, классифицировать звуки; организовать наблюдение за синтаксической ролью изучаемых частей речи в предложении; расширить знания учащихся о жизни насекомых осенью.
Ход урока
I.Организационный момент