Понятие состава преступления

Состав преступления— это система обязательных объективных и субъ­ективных элементов, образующих и структурирующих общественно опасное деяние, признаки которых описаны в диспозициях уголовно-правовых норм Общей и Особенной частей УК.

Состав преступления не простая совокупность, а именно система.Как всякая система, она предполагает единство и структурированностьмножества ее компонентов, а также взаимодействие с метасистемой,т.е. системами вне состава преступления.

Единствоозначает, что отпадение хотя бы одной подсистемы или элемента состава влечет распад всей системы состава преступления. Структурировансостав на четыре подсистемы.

Между ними существуют различного рода взаимодействия, детер­минации, иерархии и др.

Взаимодействие с метасистемой — это взаимодействие прежде все­го с системами непреступных правонарушений и с уголовно-правовой политикой.

Элементе! состава»преступления представляют собой его неделимые составные части. Они подразделяются на обязательныеи факультатив­ные.Первые образуют составы всех преступлений, вторые — некоторых.

Признаки элементов составов преступлений определяют их специ­фику, позволяют отграничить один состав преступления от другого, а также размежевать преступления и непреступные правонарушения. Признаки элементов и подсистем составов преступлений представлены в диспозициях норм Общей и Особенной частей Уголовного кодекса.

Статья 8 УК устанавливает: «Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава пре­ступления, предусмотренного настоящим Кодексом». Определив глав­ную функцию состава преступления — быть основанием уголовной от­ветственности, Кодекс не раскрывает понятие «состав».

Раздел третий. Преступление

О составе преступления, как содержащемся в деянии, говорит и УПК. Например, ч. 1 ст. 24 признает основанием для отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела «отсутствие в дея­нии состава преступления». Статья 302 предписывает вынесение оправ­дательного приговора, если «в деянии подсудимого отсутствует состав преступления». И Уголовный, и Уголовно-процессуальный кодексы говорят о составе как «содержащемся в деянии».

Как правило, оба кодекса оперируют понятиями не «состав преступ­ления», а «преступление» или «деяние». Состав упоминается в УК лишь в нормах о добровольном отказе и деятельном раскаянии, когда речь за­ходит об освобождении от уголовной ответственности, если в деянии не содержится «иного состава преступления». Например, в ч. 3 ст. 31 УК сказано, что «лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступле­ния до конца, подлежит уголовной ответственности в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления». Примечание к ст. 206 УК «Захват заложника» устанавливает: «Лицо, доб­ровольно или по требованию властей освободившее заложника, осво­бождается от уголовной ответственности, если в его действиях не со­держится иного состава преступления».

Модельный УК для стран СНГ 1996 г. точнее, чем УК РФ, опреде­ляет основание уголовной ответственности, а следовательно, и состав преступления. «Уголовной ответственности, — сказано в ст. 3 Модель­ного УК, — подлежит лишь лицо, совершившее преступление, то есть деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмо­тренного уголовным законом». Состав, таким образом, понимается как преступление, содержащее все признаки состава преступления. Иными словами, содержание в деянии всех признаков состава пре­ступления и есть преступление. Тем самым снимается искусственное противопоставление преступления как якобы только явления и его состава как якобы только юридической «модели», «научной абстрак­ции», «логического суждения» и проч., имеющее место в теории уго­ловного права. Вследствие этой дискуссии Уголовные кодексы 1960 и 1996 гг. по-разному определяют основания уголовной ответствен­ности. Первый таковым считал совершение преступления, второй счи­тает состав преступления.

Аналогично Модельному УК определяет основание уголовной от­ветственности и тем самым состав преступления УК Казахстана 1997 г. «Единственным основанием уголовной ответственности является совер­шение преступления, то есть деяния, содержащего все признаки соста­ва преступления, предусмотренного настоящим Кодексом». Изложено достаточно четко: преступление - это деяние, содержащее признаки со­става преступления. Состав преступления содержится в преступлении.

Из всех известных уголовных кодексов фактически лишь УК ФРГ упоминает «состав закона». УК Франции 1992 г., УК Испании 1995 г., УК Австрии 1975 г. не используют термин «состав преступления». Не­известен он и англосаксонской системе уголовного законодательства1.

По-латыни «состав преступления» — corpus delicti, дословно «корпус деликта». Исторически с XVI в. это понятие играло процессуальную роль достаточного основания для рассмотрения дела в суде ввиду доказанно­сти наличия в действиях лишь состава преступления. В англосаксонской системе права он поныне выполняет уголовно-процессуальную роль2.

В советской уголовно-правовой теории учение о составе преступле­ния получило фундаментальную разработку в монографии А.Н. Трай-нина3. Понятие «состав преступления» по сей день является дискус­сионным в науке. Одни авторы толкуют состав как «законодательную модель», отождествляя с диспозицией уголовно-правовой нормы, как в немецкой доктрине. Другие видят в составе ядро преступления, его систематизированную общественную опасность4. Третьи считают состав теоретической дефиницией: «юридическая конструкция, выработанная теорией уголовного права»5. Поэтому неверна формулировка «состав преступления, предусмотренный уголовным законом». Уголовный за­кон определяет преступление, а не его состав. Сам состав и есть закон.

В.Н. Кудрявцев считал «более правильным такое определение со­става, в котором подчеркивается, что это совокупность признаков об-

Немецкий УК нормативистски определяет состав деяния (Tatbestand des Gesetzes) как «законный состав», «состав закона», отождествляя его с диспозицией уголовно-правовой нормы Особенной части Кодекса. В § 11 «Объяснение терминов» п. 5 поясняет: «Проти­воправное деяние — только такое, которое осуществляет состав». Отсюда понятие пре­ступления толкуется в доктрине как уголовное деяние, содержащее состав, виновное и противоправное. Виновность - оценочное понятие, упречность поведения. Противо­правность — противоречие уголовного деяния правопорядку в целом. В немецких учеб­никах и комментариях к УК состав деяния рассматривается в главах об уголовном законе.

Наиболее обстоятельную теоретическую разработку учения о составе преступления предложила германская классическая школа уголовного права в XVIII-XIX вв. В дорево­люционном русском уголовном праве, на которое традиционно большое влияние оказы­вало немецкое уголовное право, учение о составе в трактовке немецкой школы, напри­мер Биндинга и Белинга, не получило развития. Русское уголовное право отдавало пред­почтение не составу преступления, а преступлению.

См.: ТрайнинАН. Общее учение о составе преступления // Избранные труды. СПб., 2004. С. 15-246.

См.: Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкур­су «Основы квалификации преступлений» / Науч. ред. и предисл. В.Н. Кудрявцева. М., 2007; Малков В. П. Состав преступления в теории и законе // Государство и право. 1996. № 7; Ляпунов Ю. Состав преступления: гносеологический и социально-правовой аспек­ты // Уголовное право. 2005. № 5.

Навроцкий В.О. Теоретические проблемы уголовно-правовой квалификации. Киев, 1999. С. 136 (наукр. яз.); Основы уголовно-правовой квалификации. Киев, 2006.

Наши рекомендации