Занятие 8. Я - ЭТО МОЕ настоящее. Я - ЭТО МОЕ будущее

Пояснительная записка

Ранний подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные требования и роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом к себе и другим в мире в целом. Позиция доверия и терпимости - это основа для формирования конструктивного общения в пользу мирного сосуществования, а не конфликтов. Центральным психологическим процессом является развитие самосознания и это проявляется в новообразованиях данного возрастного периода: “чувство взрослости”, “чувство принадлежности к группе”, в появлении новых вопросов о себе, новых точек зрения. Согласно структуре, предложенной В.С.Мухиной, в самосознании можно выделить такие компоненты: собственное имя человека, притязание на социальное признание, социальное пространство личности (ее права и обязанности), психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее), половая идентификация.

Младшие подростки начинают активно осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо ориентируются, не уверены в его устойчивости. Данная программа позволяет помочь подросткам найти ответы на многие вопросы, развить у них эмоционально-личностную сферу.

Цель программы: развитие у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии, совершенствование навыков конструктивного общения.

Основные задачи:

  • ознакомить обучающихся с основами психологических знаний и представлений, доступных возрасту,
  • способствовать развитию потребности в осознании обучающимися своих особенностей, достоинств и недостатков,
  • способствовать формированию потребности в саморазвитии, в том числе в учебной деятельности,
  • способствовать развитию умения адекватно воспринимать окружающий мир, людей, себя, управлять собой в процессе взаимодействия, осознанно действовать в ситуации выбора,
  • способствовать раскрытию творческого потенциала обучающихся, совершенствованию коммуникативных навыков и навыков конструктивного общения.

Количество учебных часов

Программа рассчитана на 34 занятия при продолжительности занятий 40 минут при частоте проведения занятий 1 раз в неделю.

Структура занятий

Каждое занятие делится на

- эмоциональную разминку,

- основную часть по теме занятия,

- заключительную часть: игровую или тестовую.

Методы, используемые в программе:

- психологическая информация,

- интеллектуальные задания,

- ролевые методы,

- коммуникативные игры,

- игры, направленные на развитие воображения,

- задания с использованием терапевтических метафор,

- задания на формирование «эмоциональной» грамотности,

- когнитивные методы,

- дискуссионные методы.

Оценка эффективности:

В начале года (сентябрь) и в конце года (май) проводится обследование эмоциональной и личностной сфер по проективным методикам «Несуществующее животное» и «Дерево», по тесту тревожности Филлипса.

Ожидаемые результаты:

Систематические занятия по данной программе предполагают динамику в развитии личностных УУД. Будут формироваться:

- адекватная самооценка,

- установка на здоровый образ жизни,

- понимание чувств других людей и сопереживание им,

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,

- знание основных моральных норм и установка на их выполнение.

В сфере регулятивных УУД пятиклассники получат возможность:

- в сотрудничестве с психологом ставить новые задачи по самопознанию, самовоспитанию,

- проявлять познавательную активность,

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей,

- контролировать и оценивать свои действия.

В сфере коммуникативных УУД у обучающиеся будут развиваться:

- умение учитывать мнение своего собеседника,

- умение организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями,

- диалогическая речь,

- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Тема 1 . Введение в мир психологии

Цель:

мотивировать учащихся к занятиям психологией.

Занятие 1. Зачем человеку нужна психология?

«Что такое психология».Ведущий сообщает учащимся о начале занятий, спрашивает, известно ли им слово «психоло­гия», и, получив утвердительный ответ, предлагает подумать над тем, зачем ее нужно изучать. Как правило, ребята гово­рят о том, что психология нужна, чтобы быть спокойными, успешными, уметь общаться. Ведущий подводит их к выводу, что знание психологии необходимо человеку, чтобы быть сча­стливым.

«Счастье— это...»предлагается в течение трех минут придумать как можно больше вариантов окончаний к началу предложения «Счастье — это...». Затем участники читают свои варианты, доказывают необходимость для счастливой жизни выбранных ими параметров (хорошая работа, дружная семья, быть отличником и т.п.). Ведущий подводит детей к выводу, что счастье каждый понимает по-своему, но есть и общие мо­менты в понимании счастья: получение радости от того, что ты живешь на Земле; твоя необходимость, полезность окружа­ющим; хорошее здоровье.

«Рисунок счастливого человека».Подростки рисуют сча­стливого человека и обсуждают рисунки.

Тема 2. Я - это Я

Цель:

способствовать осознанию своих качеств и повышению са­мооценки.

Занятие 2. Кто я? Какой я?

«Угадай, чей голосок».Один из учеников выходит из круга и поворачивается к нему спиной. Остальные по очереди зовут его по имени, изменив свой голос (зажав пальцами нос, прикрыв рот платочком и т.д.).

Водящему необходимо угадать, кто его позвал.

«Те, кто...» Затем ведущий предлагает задания для про­верки быстроты реакции: «Дотроньтесь до кончика носа все, кто любит смотреть ужастики по телевизору» или «Топните левой пяткой те, кто сегодня утром чистил зубы» и т.п. Далее роль водящего, то есть дающего группе задания, выполняют все ребята по очереди.

«Кого загадал ведущий?»Учащиеся закрывают глаза, а ведущий называет тот или иной внешний признак одного из ребят (волнистые волосы, выразительный рот, живая улыбка, ясный взгляд и т.п.). Детям необходимо догадаться, кого име­ет в виду ведущий.

«Угадай, кому письмо».Ведущий заранее готовит карточ­ки (по числу участников), на которых указаны их личностные качества — адрес письма (романтичный, добросовестный, мягкий, терпеливый или шаловливый, честный, прямой, веселый т.п.). Затем он зачитывает их, ребята определяют адресата. каждый, кто получает карточку, кладет ее на парту, предва­рительно перевернув.

Занятие 8. Я - ЭТО МОЕ настоящее. Я - ЭТО МОЕ будущее - student2.ru Занятие 8. Я - ЭТО МОЕ настоящее. Я - ЭТО МОЕ будущее - student2.ru После того как все ученики получат свои карточки, веду­щий предлагает классу вспомнить и назвать, какую карточку получил каждый участник, например: «Валя - честная», «Петя — терпеливый».

«Ктоя?» Ведущий говорит учащимся, что каждый взрос­леющий человек задает себе вопрос «Кто я?». И иногда отве­тить на него труднее, чем решить самую сложную задачу. За­тем в качестве примера сам отвечает на этот вопрос (я — дочь, жена, спортсменка, читатель, садовод и т.п.). Предлага­ет учащимся ответить на этот вопрос письменно. Затем дети по желанию читают, написанное вслух.

«Нарисуй свою роль».Ведущий предлагает учащимся выбрать свою любимую роль из написанных в тетради, нари­совать себя в ней. После этого учащиеся по желанию показы­вают свои рисунки, остальные угадывают, в какой роли они себя изобразили.

«Какой я».Ведущий предлагает учащимся написать в тет­ради маленькое сочинение на тему «Какой я и чем отличаюсь от остальных».

Занятие 3. Я - могу

«Чьи ладони».Водящий садится на стул лицом к классу, держа ладони раскрытыми, и закрывает глаза. Один из участ­ников тихонько подходит к нему, на несколько секунд кладет свои руки на руки водящего. Водящий должен догадаться, чьи ладони прикасались к нему.

«Мояладошка». Учащиеся обводят свою ладошку на лис­те бумаги. Посередине «ладошки» они должны написать «Я», а на каждом «пальчике» — что-либо хорошее о себе (качества или способности). Затем ведущий собирает детские работы, по очереди зачитывает их, а ребята определяют, кому какая «ла­дошка» принадлежит.

«Я могу, я умею».Ребята в быстром темпе перебрасыва­ют мяч друг другу. Тот, кому в руки попадает мяч, быстро называет какое-либо свое умение (я умею петь, я умею бегать, я умею смеяться и т.п.).

«Потерянное могу».Ведущий рассказывает учащимся о мальчике, который потерял одно из своих «могу» — «Могу признавать свои ошибки». Вместо этого он перекладывал ошибки на окружающих, делал их виноватыми. Затем веду­щий предлагает ребятам по очереди представить себя челове­ком, которого незаслуженно обвинили в чем-либо, и назвать свои чувства. После этого просит их представить себя мальчи­ком, который перекладывал на других свои ошибки, подумать о его чувствах. После того как учащиеся сделают вывод, что негативные чувства испытывали обе стороны, ведущий пред­лагает подумать, как разрешить ситуацию. Вместе с ведущим ребята приходят к выводу о том, что одному мальчику необ­ходимо попросить прощения, а другому — его простить. Пос­ле этого можно предложить подросткам подумать и сказать, что им труднее делать — просить прощения или прощать.

Работа со сказкой.Учащиеся слушают, обсуждают сказ­ку, а затем выполняют иллюстрации к ней.

Фламинго (О. Горькова)

В далеких жарких странах живут прекрасные птицы, кото­рые называются Фламинго. Днем они гуляют, гордо вышаги­вая по берегу реки, а вечером, когда солнце катится к гори­зонту, они взлетают к небу и парят под облаками. Закат ок­рашивает их розовые крылья в багровый цвет, и любой, кто видит это зрелище, никогда его не забудет.

Тебе интересно узнать, откуда появились Фламинго? Тогда слушай.

Жило-было маленькое Облачко. Оно, как и каждое облач­ко, целый день летало по небу с другими облаками туда, куда Дул ветер, и ему это нравилось. Но больше всего на свете Об­лачко любило смотреть на закат.

Однажды мимо Облачка пролетали маленькие цветные птич­ки. Они были очень красивы, и Облачку захотелось полетать

с ними, посмотреть на закат поближе, и оно решило поговорить с птичками.

— Куда вы летите? — спросило Облачко.

— Мы птички, куда хотим — туда и летим, — сказала одна
из них.

— Да, да, — сказала другая. — Мы можем летать, куда нам

хочется.

— Возьмите меня с собой, — попросило Облачко.

— Ха-ха-ха, — засмеялись птички, — да ты же не умеешь летать, и у тебя это никогда не получится. Ты просто малень­кое глупое облако, которое летит туда, куда дует ветер. — Так сказали птички и улетели прочь.

Облачку стало очень грустно. Потянулись серые дни. Оно больше ничему ие радовалось и только медленно и лениво пе­редвигалось по небу. Оно почти ни с кем не разговаривало и все время думало: «Какое я несчастное, неуклюжее, серое об­лако. Я даже не умею летать». А ночью ему снилось, что ма­ленькие разноцветные птички порхают вокруг него, смеются и дразнят: «Маленькое, глупое, неуклюжее, серое облако!»

Однажды вечером, когда приближался закат, Облачко, как всегда, летало по небу и, задумавшись, не заметило, что давно отделилось от других облаков и его гонит уже совсем другой ветер. Когда оно это заметило, то не стало сопротивляться.

«Какая разница? — подумало Облачко. — Я ведь все равно не умею летать самостоятельно, буду одиноким серым облаком».

Солнце уже окрасило небо в розово-красные тона, как вдруг невероятно сильный ветер подхватил Облачко и очень быстро понес к самой большой горе. Это был очень-очень сердитый ветер.

— Как ты посмел забраться на мою территорию?! Вы, обла­ка, только мешаетесь нам — ветрам. За это я разобью тебя о
скалу! — сказал ветер.

Облачко попыталось оправдаться, сказать, что его сюда за­нес какой-то случайный озорной ветерок, но сердитый ветер не хотел ничего слушать. Облачко подумало: «Ну и пусть я разобьюсь о скалу, я все равно никогда не смогу летать!»

Ветер нес его с огромной скоростью, скала была все ближе и ближе. Облачко решило последний раз посмотреть на закат. Ему показалось, что сегодня закат особенно красив.

«Неужели я его больше не увижу? — подумало Облачко и испугалось. Ему очень захотелось жить и видеть закат каж­дый день. — Что же мне делать? Надо попробовать улететь от ветра!»

В этот момент ветер со всей силы кинул Облачко в скалу. Облачко оттолкнулось и попыталось улететь, но ветер схватил его и опять швырнул в скалу. Облачко подумало: «Мне надо постараться, у меня обязательно получится!» Оно опять от­толкнулось и попробовало улететь. Ветер снова схватил обла­ко, разогнался и кинул его на скалу. «У меня все получится. Я не сдамся!» — решило Облако и почувствовало себя неве­роятно сильным. Оно собрало все свои силы, оттолкнулось и взмыло в небо. Оно постаралось вытянуться как птица. Ветер сначала растерялся, но спустя секунду опять погнался за ним. Облако старалось лететь скорее, оно тянулось за уходящими лучами солнца. Оно подумало: «Вот бы сейчас крылья, я бы улетело прочь от ветра». И вдруг у Облачка появились кры­лья. Оно превратилось в прекрасную белую птицу и полетело очень быстро. Ветер не успевал за птицей, начал отставать, устал и перестал за ней гнаться. Произошло чудо, потому что Облачко столкнулось с волшебной Скалой Желаний, о кото­рую мечты либо разбиваются, либо становятся реальностью.

Облачко думало: «Это же настоящее чудо: я — птица, я могу летать, я могу летать, я могу полететь к самому солн­цу!!!» Ему было легко, хорошо и очень весело. Оно никогда не видело закат так близко. Вечернее солнце окрасило его пе­рья в розовый цвет. Маленькие цветные птички, увидев его, сказали: «Какая красивая птица, и как хорошо она летит!»

Маленькое серое облако превратилось в прекрасную розо­вую птицу, которую люди назвали — Фламинго.

Вопросы для обсуждения:

— Почему грустило Облачко в начале сказке?

— Что оно думало о себе?

~ Какие мысли помогли ему победить ветер?

— Что бы вы загадали, если бы встретились со Скалой
Желаний? .

Занятие 4. Я нужен!

«Что нужно школьнику?»Учащимся предлагается вспомнить, какие предметы необходимы школьнику (тетрадь, каран­даш, ручка и т.п.), затем загадать один из этих предметов и показать группе, не произнося ни слова.

«Кто нужен школьнику?»Ведущий говорит о том, что учебные вещи, конечно, важны, но без многих людей школа просто не могла бы существовать. Он раздает ребятам карточ­ки, на которых указаны профессии людей, работающих в школе (учитель, повар, директор, гардеробщица, уборщица, дворник и т.п.). Они по очереди «одушевляют» свои карточ­ки, изображая деятельность невербально; группа определяет, что за профессия была написана на карточке.

«Закончи предложение».Учащимся предлагается закон­чить предложения

«Дома я нужен...»

«В классе мне нужны...»

«В классе я нужен...»

Работа со сказкой.Учащиеся слушают, обсуждают, pi суют.

Повесть о настоящем ... цвете(Г. Аркадьев)

Давным-давно в сказочной стране Акварелии жили краски? Природа Акварелии была яркой и красочной: огромные пур­пурные дворцы разрезали золотое небо над бескрайними зеле­ными лугами. Сотканный древним художником-творцом мир Акварелии жил размеренной жизнью, каждый день принося жителям наслаждения.

Тюбики краски целый день занимались лишь тем, что созда­вали яркие и красивые здания. Это искусство было возведено в ранг главной государственной деятельности. А раз в год в Акварелии устраивался турнир красок, на котором Художник-.. творец определял лучший цвет.

В преддверии праздника часто можно было увидеть жителей страны, горячо спорящих о достоинствах того или иного цвета. Каждый считал себя самым лучшим и самым красивым, а самое главное — нужным. «Я нужен, чтобы изобразить све­жие розы и развевающиеся флаги», — говорил Красный. «Меня выбирают, чтобы изобразить молодость природы и плодородие земли», — отвечал Зеленый. «Я создаю на холсте Творца богатство и роскошь, а главное — солнечную тепло­ту», — вставлял свое меткое слово Золотисто-желтый.

Лишь один тюбик не мог похвастаться своими достоинства­ми. Бледно-голубой привык думать о себе с презрением. Он был чуть темнее цвета белого холста и потому еще никогда не избирался Творцом. В обычные дни Бледно-голубой мог еще хоть как-то забыть о своей беде, рассматривая работу своих более удачливых собратьев, но перед турниром он старался спрятаться от их жестоких насмешек в самых удаленных уголках Акварелии.

Так было и на этот раз. Заслушавшись спором красок, Бледно-голубой забыл обо всякой осторожности, и поэтому, когда краски вышли из себя от злости, пытаясь переспорить других, он попался им под горячую руку. Град злых насме­шек обрушился на маленького и беззащитного Бледно-голубо­го. Спасаясь бегством, тюбик много раз спотыкался и больно падал. Наконец преследователи отстали, и он, отдышавшись, спрятался в дальнем и темном углу. «Полежу здесь, пока тур­нир не закончится», — решил Бледно-голубой и принялся разглядывать из своего убежища, как шли приготовления к празднику. Сон застал малыша именно за этим занятием.

Утром, когда Бледно-голубой проснулся, он сразу понял: что-то не так — праздничное настроение исчезло. Все бегали в панике, кричали нечто непонятное и совсем не обращали на него внимания. Бледно-голубой набрался смелости и, остано­вив пробегавший мимо тюбик, спросил, в чем дело. Оказа­лось, что ночью Черный цвет решил помешать выиграть ос­тальным и окрасил собой все кисти, поэтому утром Творца ожидал ужасный сюрприз. Когда Художник прикоснется кис­тью к холсту, турнир будет сорван!

Бледно-голубой бросился на центральную площадь. На пло-Щади хранились кисти. Он несся быстрее ветра, не в силах поверить в коварство Черного. На площади царило смятение,

Занятие 8. Я - ЭТО МОЕ настоящее. Я - ЭТО МОЕ будущее - student2.ru Занятие 8. Я - ЭТО МОЕ настоящее. Я - ЭТО МОЕ будущее - student2.ru никто не знал, что делать! Краски были очень расстроены. И тогда малыш принял очень смелое решение — он сорвал с себя крышку и выплеснул свой почти белый цвет на кисти. Скоро он почувствовал, что силы покидают его, но все равно продолжал окрашивать кисти в свой бледный цвет, пока не потерял сознание.

В этот момент рука Художника коснулась толстой кисти, и он сделал первый мазок. Краски замерли в ожидании. Казалось, вся Акварелия смотрела сейчас на холст Творца. «Хм, — про­изнес Художник — Замечальный цвет. Он-то мне и был ну­жен — река выйдет превосходно!»

Очнулся Бледно-голубой героем, настоящим героем. Но сам он об этом еще не знал. Не знал он еще, что победил на тур­нире, не знал, что был провозглашен королем Акварелии, не знал, что спас всю страну и самого Творца от мрака.... Знал он лишь одно, что в следующий раз он гордо скажет: «Я -нужен! Я необходим, чтобы нарисовать глубокую бурную реку и бесконечное небо!»

Вопросы для обсуждения.

— Как и почему думал о себе Бледно-голубой в началесказ­ки?

— Что помогло ему изменить мнение о себе?

— Почему для человека так важно быть нужным окружаю­щим людям?

Занятие 5. Я мечтаю.

«Я— невидимка».Учащимся предлагается пофантазиро­вать на тему «Что бы я делал, если бы превратился в неви­димку на 5 минут (на час, на сутки, на неделю)».

«Закончи предложение».Ребята заканчивают предложения «Пятиклассники обычно мечтают о...», «Учителя обычно мечтают о...», «Директор школы чаще всего мечтает о...».

«Зачем люди мечтают?»Ведущий рассказывает ребятам об одних родителях, которые «приходили к нему на консуль­тацию». И вот они поспорили друг с другом. Отец сказал: «Зачем вы учите моего сына фантазировать. Зачем учите меч­тать? Это совершенно бесполезное занятие, денег оно не при­носит. Лучше развивайте его память». А мама возражала: «Разве может человек жить без мечты?»

Ведущий спрашивает ребят, с кем бы они согласились и почему.

Работа со сказкой.Участники слушают, обсуждают и ри­суют.

Сказка о мечте (В. Чуваков)

Эту историю мне поведал мой старый добрый друг — капи­тан дальнего плавания, который побывал в разных странах, избороздил все моря и океаны. Плавал он и в самом-самом холодном океане, который называется Северным Ледовитым, был он и в теплых водах Индийского и Тихого. А начиналась эта история так...

На берегу небольшой речушки лежал чуть пожелтевший от сырости кусок пенопласта. Ветер обдувал его задеревеневшие бока, капельки воды стекали по щекам и спине. Но ему было уже все равно. Чувство, что он никому не нужен, что его все бросили, не покидало его. Он давно забыл, кем был раньше, где жил, с кем общался... Грязь, лежащая повсюду, стала уже частью его самого.

Однажды ночью пенопласт почувствовал, что вокруг проис­ходит что-то неладное — по нему забарабанили жесткие и хо­лодные струи дождя, загремел гром и засверкали молнии, поднялся сильный ветер и на берег покатились первые волны. Вдруг он ощутил, что земля уходит у него из-под ног. Огром­ная волна смыла его в бурлящий поток разбушевавшейся реки. Вода застлала его глаза так, что он ничего не видел, а шум перекрывал любые другие звуки. Но пенопласт не испу­гался, зная, что утонуть он просто не может (это известно Даже самым маленьким пенопластикам еще с детства). Наоборот, он представил себе, что теперь он не просто кусок како­го-то там материала, а быстроходная парусная яхта. И он так

Занятие 8. Я - ЭТО МОЕ настоящее. Я - ЭТО МОЕ будущее - student2.ru Занятие 8. Я - ЭТО МОЕ настоящее. Я - ЭТО МОЕ будущее - student2.ru Занятие 8. Я - ЭТО МОЕ настоящее. Я - ЭТО МОЕ будущее - student2.ru Занятие 8. Я - ЭТО МОЕ настоящее. Я - ЭТО МОЕ будущее - student2.ru Занятие 8. Я - ЭТО МОЕ настоящее. Я - ЭТО МОЕ будущее - student2.ru сильно стал мечтать об этом, что почувствовал, как неожидан-; но увеличивается в размерах. У него и впрямь появилась { длинная, стройная мачта, на которой развернулись яркие бе­лоснежные паруса. И он поплыл вниз по течению, чтобы вый­ти в открытое море и посмотреть на мир, он хотел стать кому-нибудь полезным, найти друзей.

Тут-то его и повстречал мой друг-капитан (который тогда был еще мальчиком), и они стали неразлучными товарищами, а через несколько лет отправились в свое первое кругосветное плавание... Но это уже другая история.

Вопросы для обсуждения

— Как помогли мечты куску пенопласта?

— Что значит «очень сильно мечтать»?

— Всякая ли мечта приносит человеку пользу?

«Мои мечты».Ведущий просит учащихся нарисовать

рисунок или написать маленькое сочинение на тему «Мои мечты».

Занятие 6. Я – это моя цель.

«Превратись в животное».В соответствии с полученными карточками учащиеся превращаются в различных животных и ищут себе пару (слон — слониху, муравей — муравьиху, ко­зел — козу и т.п.) с помощью только невербальных средств (в первом туре), используя только звуки (во втором туре).

«Заветное желание».Ведущий предлагает ребятам представить себя волшебником, придумать и изобразить без слов свое заветное желание. Группа определяет, какое желание было задумано.

Работа со сказкой.Учащиеся слушают, обсуждают, рисуют.

Сказка о славном УЧМАГЕ, учителе его МАГУЧЕи бедном, но вылеченном АЭРОПЛАНЕ(О. Колосова)

Жил-был мальчик, и ходил он в школу не обыкновенную, а волшебную. Учился он чудесным наукам у великого старца Магуча (маг-учитель) и звался за то Учмагом (ученик мага). Учеба проходила так. Приходили больные животные, бедные несчастные люди и растения, всякая летающая, ползающая и плавающая живность и даже иногда предметы: столы, стулья; прилетали даже планеты и летающие корабли из других Га­лактик. Таким знающим, добрым и справедливым был Магуч. Старец помогал всем.

Учмаг был умным мальчиком. Он запоминал все закли­нания, и у него было доброе сердце, полное желания помочь всему доброму миру. Он часто думал, что очень просто тво­рить чудеса, если знаешь все правила и законы чудесного. Ему так хотелось показать учителю, что он способен помо­гать не хуже (а может быть, даже лучше!). Наконец насту­пил для Учмага замечательный день. Старец сказал: «Ты по­знал много законов и правил волшебства. У тебя добрая душа и хорошая память. Ты хочешь и можешь делать добрые дела. Сейчас ты попробуешь свое мастерство на деле». И он привел посетителя. Это был бедный аэроплан. Он плакал и махал только одним металлическим крылом в знак приветст­вия. Вместо другого крыла у него было зеленое дерево. Оно плакало тоже, ему хотелось в землю, а аэроплан не мог ле­тать, ему хотелось в небо. «Вот к чему приводит нерадивое учение, — сказал, вздохнув, Магуч. — Это сделал первый мой ученик — Горемаг, а ты второй и последний. Ему не да­валось учение. И, поддавшись своему недоброму сердцу и малому уму, он стал поступать лишь назло. Но ты хороший ученик..Я даю тебе три попытки. С каждой неудачной по­пыткой аэроплан все' более будет становиться деревом, кото­рое будет несчастно без любимой земли. Дерзай!»

Но Учмаг уже не слышал слов Магуча. Он был весь в не­терпении, он желал помочь Аэроплану и дереву. Он повторил про себя заклинание и бросился к Аэроплану. Вокруг Аэро­плана и Учмага выросла каменная стена, и Учмаг понял, что не сможет делать добро — ведь он забыл там, за стеной,

Занятие 8. Я - ЭТО МОЕ настоящее. Я - ЭТО МОЕ будущее - student2.ru Занятие 8. Я - ЭТО МОЕ настоящее. Я - ЭТО МОЕ будущее - student2.ru волшебный порошок и волос Магуча. Вот уже второе крыло Аэроплана превратилось в дерево... Тут Учмаг увидел на сте­не слова: «Средства и способы», затем стена исчезла.

«Да, — сказал Магуч, — первая попытка не удалась. У тебя была и есть цель, но ты забыл о средствах и способах ее достижения». Мальчик был расстроен, но старен научил его не сдаваться Неудачам — вестникам поражения и беды. Он схватил волос Магуча, волшебную палочку и волшебный по­рошок и подбежал к Аэроплану-дереву. И тут вокруг них сно­ва встала стена. Учмаг понял, что и на этот раз ему не удаст­ся помочь бедняге. Ведь он должен был за 5 шагов до Аэро­плана сжечь при помощи волшебной палочки волос старца. Он вспомнил об этом, как о способе достижения цели, но не применил. Слыша рыдания дерева, тянущегося к земле, и плач Аэроплана, рвущегося в небо, Учмаг увидел на стене слово «План». «Вторая попытка не удалась тоже, — сказал Магуч. — Ты не составил план действий, зная способы и имея средства. У тебя осталось последняя попытка. Если ты и на этот раз не достигнешь самостоятельно цели, то сделаешь несчастными и Аэроплан, и Дерево: ведь получится разросше­еся дерево с головой горемычного Аэроплана».

Учмаг был очень расстроен, он чуть не плакал, видя страда­ния бедных существ. Больнее всего было то, что он не может сделать доброе дело, хотя у него есть все необходимое. Побо­ров страх перед неудачей (ведь он был храбрым и целеустрем­ленным), Учмаг в третий раз постарался сделать все для того, чтобы помочь Аэроплану. Вспомнив и собрав все средства, определив способы и составив план, мальчик с радостью по­дошел к Аэроплану, не забыв предварительно, за 5 шагов сжечь волос, и начал колдовать. Учмаг был уверен в резуль­тате, поскольку он сделал все так, как делал его мудрый учи­тель (не спеша и толково). И вот наконец счастливый Аэро­план взмыл в небо, а дерево соединилось с землей, радостно улыбаясь. Они были очень благодарны мальчику.

Улыбался и Магуч. Ведь это он вырастил такого смышлено го мальчика-мага. Но больше всех был счастлив сам Учмаг Ведь это было его первое доброе дело, которое он сделал СД-* Этот серьезный урок он запомнил на всю жизнь.

ЦЕЛЬ - СПОСОБ, СРЕДСТВО - ПЛАН,

ДЕЛО - И ЗДОРОВ АЭРОПЛАН! -

Так любил повторять и напевать про себя Учмаг. Зная много заклинаний и помня это Главное Правило, он сделал много добрых дел и сам стал мудрым Магучем. Своим ученикам он повторять то же:

ЦЕЛЬ - СПОСОБ, СРЕДСТВО - ПЛАН:

ДЕЛ ДОБРЕЙШИХ КАРАВАН.

Жил он долго и счастливо, делая со своими учениками доб­рые дела, и на свете становилось все меньше зла.

Вопросы для обсуждения

— Почему не удалась первая попытка Учмага делать добро?

— Почему не удалась вторая попытка?

— Какой вывод он сделал для себя в конце сказки?

«Моицели». Учащиеся обсуждают свои цели на будущее. Можно предложить детям поставить себе цель на ближайшее время и составить план ее достижения.

Занятие 7. Я- ЭТО МОЕ ДЕТСТВО

«Закончи предложение».Ведущий «превращает» учащихся в дошкольников и предлагает им закончить предложение «Я люблю играть в...».

«Детские воспоминания».Ведущий говорит о том, что Детство — значимый отрезок жизни человека. Он предлагает послушать рассказы о детстве дру­гих ребят, затем вспомнить и рассказать свои интересные дет­ские воспоминания.

«Я — Юлечка, мне 3 года и 4 месяца. Я очень хорошенькая (так говорят соседи). У меня светлые волосы и большие си­ние глаза. Мама говорит, что я очень вредный ребенок и что если буду такой всегда, то она меня выкинет или отдаст деду

(он часто бродит под нашими окнами, и у него жуткий хрип­лый голос).

Один раз я попросила маму посадить меня на унитаз. Мама поменяла кружок взрослый на мой маленький. Я села с огромным удовольствием и попросила закрыть дверь, чтобы все было как у взрослых. Мама закрыла дверь. А я увидела бу­магу, висящую на стене, и решила всю размотать. Ее получи­лось очень много. Она была очень длинной. Затем я вытащила ёршик из баночки. Ой, и тут постучала мама и сказала, что я уже долго сижу, но я ответила, что я еще какаю и что еще долго буду сидеть. Хорошо, что мама не заглянула ко мне. Так вот, этот ёршик такой интересный! Наверное, мама им стены моет. Я тоже помою. Намочу все получше. Как интерес, но капельки стекают! И бумага намокла. Когда она была су­хой, то выглядела лучше. «Юля! Что ты наделала? Да ты бы еще на вкус попробовала эту воду. А ну быстро надевай штаны и иди в угол!»

Ой, какая мама злая. И что я сделала плохого? Теперь при­дется сидеть в углу до самого вечера. Папа молчит. Почему он меня не пожалеет? Я расплакалась, так стало жаль себя».

«Любимая игрушка».Ребята слушают рассказы других детей о своей любимой детской игрушке, а затем вспоминают и рисуют свои детские игрушки.

«Моей любимой игрушкой в детстве был большой медведь. Когда я была маленькой, то он был выше меня, но удивительно легким. Я без труда носила его. Этот медведь был корич­невого цвета, с желтой грудкой и лапами, с большой головой и круглым туловищем. У него была длинная мягкая шерсть, и он сам был удивительно мягким. Тогда меня очень привлекал его нос. Я всегда дергала своего медведя за нос, и он, конечно же, скоро отвалился. Папа потом несколько раз пытался его приклеить, но все было бесполезно. Нос все равно отваливался. Так и остался мой медведь без носа, но это его нисколько не портило. Подарила мне эту игрушку мама. Я клала его спать с собой, не разговаривала с ним, практически не играла с этим медведем, но он всегда был у меня в комнате. Мне нравилось на него смотреть, иногда трогать его. этим медведем я всегда чувствовала себя уютно и спокойно. Эта игрушка и сейчас находится в нашей семье, только живет в комнате младшего брата».

«В детстве у меня было несколько любимых игрушек, кото­рые сменяли друг друга на протяжении нескольких лет. Луч­ше всех мне запомнился маленький плюшевый ежик. Этот ежик был моей игрушкой, когда мне было 5 — 6 лет. Брюшко у него было желтого цвета. Иголок на нем не было — на спинке был такой же материал, как и на брюшке, по только коричневого цвета. Носик был пластмассовый, пришитый, как пуговица.

Играл я с ним по-разному: подкидывал вверх и ловил, пе­редвигал по разным поверхностям, гладил как котенка. Когда меня кто-то злил, я изо всех сил бросал его в стену. Это не считалось жестоким наказанием, так как ежик всегда оставал­ся совершенно невредимым.

Я так его любил, что даже клал с собой спать. Больше все­го в нем мне, наверное, нравилось то, что он был мягкий и от этого "ласковый"».

«Детская фотография».Для этого задания ребят заранее просят принести какие-нибудь свои детские фотографии. Ве­дущий показывает одну из фотографий классу. А ребята об­ращаются к изображенному на ней ребенку с ласковыми сло­вами, например: «Алиса, какой ты замечательный ребенок! У тебя такая красивая улыбка. Ты так ласково прижимаешься к маме» и т.п. Так же рассматриваются фотографии всех ребят по очереди.

Занятие 8. Я - ЭТО МОЕ настоящее. Я - ЭТО МОЕ будущее

«Превратись в возраст».Ведущий раздает подросткам карточки с указанием возраста человека. Дети должны неверно изобразить человека, доставшегося им (0, 5, 10, 15, 20,

' "0, 80 лет), остальные определяют возраст. Во втором

туре карточки перемешиваются, и подростки из разного, воз­раста произносят слово «Здравствуйте».

«Беседа». Подростки делятся на пары, каждой из кото­рых нужно организовать диалог на разные темы из роли взрослых, обращаясь друг к другу по имени и отчеству. При­мерные темы: «Как надо воспитывать детей», «Как быть, если ребенок не хочет учить уроки».

«Встреча».Ведущий разыгрывает с несколькими участни­ками ситуацию: «Встреча через 10 лет на станции метро "Кун­цевская"». При этом он задает подростку различные вопросы: «Чем ты сейчас занимаешься? Где бываешь по выходным? Живешь один или с родителями? Чем увлекаешься?» и т.п. После нескольких ситуаций задавать друг другу вопросы мо­гут сами ребята.

«Я в будущем».Ученики делят лист бумаги на две части и выполняют рисунки на тему «Я сегодня и Я в будущем».

Наши рекомендации