Методы диагностики психических состояний

Такие методы формально принято обьединять в две группы: психофизиологические и психологические(А.Б.Леонова, 1984)., но исходя из содержания трехмерной функциональной модели основных структурообразующих факторов психического состояния (Сопов В.Ф., 1992) в практике спорта применяется ряд конкретных, и достаточно простых тестов и методик для регистрации параметров психического, энергетического и психомоторного уровней.)

В спортивной практике для диагностики со­стояний используются два относительно самостоятельных подхо­да: деятельностный и субъективный.

При деятельностном подходе диагностика осущест­вляется по характеристикам выполнения какой-либо работы. С этой целью могут быть использованы практически любые тесты: оценки внимания, памяти, мышления, психических функций и др. Они достаточно эффективны и составляют основной арсенал объективных психологических методов диагно­стики функциональных состояний.

При субъективном подходе для оценки психических состояний применяется группа методов, ориентированная на анализ субъективных переживаний. Многие конкретные методики используют с этой целью самоотчет. Популярность методик само­оценки объясняется по меньшей мере двумя причинами:

а) они являются самым дешевым и доступным способом по­лучения информации: не требуют специальной аппаратуры, до­пускают коллективные формы сбора информации, позволяют за короткий период обследовать много испытуемых;

б) без обращения к самоотчетам, без учета субъективных данных затруднена полноценная качественная интерпретация других физиологических и психологических материалов.

Примером такого подхода является методика самооценки по Р.Маттезиус, описанная выше.

Фрустрационный тест «Ваше состояние», раз­работанный Ю. Я. Рыжонкиным (1982), позволяет вскрыть харак­тер реакций спортсменов на соревновательный стресс, обрисовать особенности возникающих психических состояний и дифференци­ровать их по пяти составляющим (факторам).

Эмоциональное возбуждение характеризует степень чувствительности и реактивности спортсмена к стресс-факторам соревнований. Оно протекает в форме различных переживаний: от смутной тревожности и неуверенности до озабоченности.

Соматовегетативная реактивность отражает степень физическо­го самочувствия. Высокие оценки по этому фактору свидетельству­ют о перетренированности, повышенном беспокойстве о состоянии здоровья, возможно, о наличии серьезного заболевания или травмы.

Активность отражает уровень бодрости, стеничности спорт­смена. Этот фактор тесно связан с общей работоспособностью и функциональным состоянием. Снижение энергетического потенциала может быть следствием низкой общей и специальной вы­носливости, переутомления или пресыщения занятиями.

Мотивированность отражает степень интенсивности внутрен­них побудительных сил, направленных на достижение постав­ленных целей. Этот фактор имеет наиболее существенное значение для направленности поведения при возникновении препятст­вий и помех.

Психическая защита отражает степень ухода спортсмена от решения стоящих перед ним задач и самооправдания в случае неуспеха.

Шкала реактивной тревоги Ч. Спилбергера. Метод применяется для экспресс-самооценки осознаваемого уровня тревоги в той или иной стрессовой ситуации .

ШКАЛА САМООЦЕНКИ ТРЕВОГИ

(Ч.Д. Спилбергер, 1976).

Инструкция:Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

  Нет, это совсем не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1. Я чувствую себя свободно
2. Я нервничаю
3. Я не чувствую скованности, напряженности
4. Я доволен
5. Я озабочен

Общий итоговый показатель является суммой баллов соответствующих зачеркнутой цифре в четырехмерной шкале оценки каждого суждения. При этом вопросы 1, 3, 4 оцениваются в следующем соответствии: цифра 1– в 4 балла, 2– в 3 балла, 3– в 2 балла, 4– в 1 балл.

Вопросы 2 и 5оцениваются прямо: 1-ый – в 1 балл, 2-ой – в 2 балла, 3-ий –в 3 балла, 4-ый – в 4 балла.

Общий показатель может находиться в пределах от 5 (низкая тревога) до 20 баллов (высокая тревога, стресс), оптимальным является показатель в 8-10 баллов.

Состояние тревоги как эмоциональная стресс-реакция может возникнуть в условиях деятельности под влиянием реальных или ожидаемых воздействий со стороны той микросреды (партнеров,товарищей по команде, тренеров, обслуживающего персонала, знакомых, конкурентов, семьи и др.), в которой постепенно формируется косвенная или непосредственная оценка испытуемого, его действий, поведения, отношений.

Наши рекомендации