Наблюдение — это активная форма чувственного познания человеком действительности. Своей физиологической основой оно имеет сложные взаимоотношения первой и второй сигнальных систем. При наблюдении как самостоятельной целенаправленной деятельности уже с самого начала предполагается словесная формулировка целей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты. В этих случаях связи второй сигнальной системы регулируют деятельность первой сигнальной системы. Происходит и обратный переход: результаты наблюдения, т. е. чувственные данные восприятия, в свою очередь отражаются во второй сигнальной системе, так или иначе обозначаются словом. А это ведет к постановке новых требований и задач для дальнейшего наблюдения, выражаемых словесно и актуализирующих новые связи во второй сигнальной системе. Процесс активного наблюдения есть непрерывное взаимодействие обеих сигнальных систем,
Успех наблюдения зависит прежде всего от того, насколько ясна задача, которая стоит перед ним. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных и более конкретных задач. Решив наблюдать, как птица вьет гнездо, человек ставит перед собой ряд частных задач: проследить, куда она отлетает за «строительным материалом», что приносит с собой, как долго остается в гнезде, прилаживая к нему то, что ею принесено, и т. д.Являясь преднамеренным, планомерным, относительно длительным восприятием и осуществляясь с той или иной познавательной целью, наблюдение требует специальной подготовки (предварительное ознакомление с материалами, относящимися к объектам будущего наблюдения — с рисунками, фотографиями, словесным описанием предметов и т. п.). Важнейшее место в подготовке наблюдений должно занимать уяснение задач наблюдения, требований, которым оно должно удовлетворять, предварительная разработка плана и способов наблюдения. Исключительно велика роль активности наблюдения. Она выражается как в мыслительной деятельности,, осуществляемой при наблюдении (особенно важную роль играет, в частности, сравнение предметов), так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает их многие качества и свойства. Вполне понятно поэтому стремление каждого при ознакомлении с предметом взять его в руки, не только разглядеть его глазами, но изучить руками, что-либо делать с ним.
Существенную помощь оказывают зарисовки, моделирование предметов, их схематическое изображение.
Положительная роль движений и действий в наблюдении основывается не только на том, что благодаря им достигается знакомство с такими свойствами предметов, которые вообще могут быть замечены только при оперировании с ними (вес, твердость и т. д.), но и на том, что благодаря двигательной деятельности человек пристальнее задерживается на деталях вещи, которые ускользают от его взора при одном только зрительном ее восприятии. Объем зрительного восприятия, т. е. количество того, что можно охватить глазом одновременно, значительно больше того, что можно воспринять одновременно рукой или изобразить при зарисовке и моделировании предмета. Поэтому рука, участвуя в восприятии, как бы приковывает к себе глаз, заставляет сосредоточиваться на более узком участке восприятия и тем самым лучше рассматривать особенности предмета. Весьма важно также и то, что необходимость изобразить вещь побуждает особенно точно воспринимать ее, так как только при этом условии изображение предмета может соответствовать оригиналу.
Существенное место в наблюдении занимает речь. Описывая словами то, что воспринимается, формулируя итоги восприятия, наблюдатель не только дольше задерживается на отдельных частях или качествах предмета, но и сознательнее относится к тому, что надо описать, отдает себе более ясный отчет в том, что им замечается, лучше всматривается, вслушивается в то, что служит объектом наблюдения.
Важное значение в процессе школьного обучения имеет взаимоотношение наблюдений учащихся и слова учителя. Формы сочетания того и другого могут быть различны: в одних случаях слово учителя только направляет предстоящие или происходящие в данный момент наблюдения учащихся («какой клюв у орла?», «какие у него крылья?» и т. д.); в других оно ведет к осмысливанию того, что уже воспринято (фиксируется, например, что произошло во время опыта по физике, химии ит. д.); в третьих оно представляет собой сообщение знаний, которые лишь затем иллюстрируются наглядным путем (показ предметов или их изображения на картинке). Как показали исследования, выполненные под руководством Занкова, все эти формы сочетания слова учителя и восприятия предметов учащимися дают различный эффект в зависимости прежде всего от задачи, которая ставится учителем на уроке. Так, например, при ознакомлении с внешним видом изучаемых объектов наиболее эффективной оказалась первая форма, при выполнении других педагогических задач — другие формы сочетания слова и наглядности. Имеются основания утверждать, что первая форма сочетания слова учителя и восприятия учащихся служит не только хорошему усвоению знаний, но и развитию у детей умения наблюдать.
Весьма важна для успеха наблюдения его планомерность и систематичность. Хорошее наблюдение, направленное на широкое, разностороннее изучение предмета, всегда проводится по четкому плану, определенной системе, с рассмотрением одних частей предмета вслед за другими в определенной последовательности. Только при таком наблюдении мы ничего не пропустим и не будем возвращаться вторично к тому, что было воспринято.Исключительно большую роль играет отношение человека к наблюдению. Весьма важно знать значение наблюдений, сознавать ответственность за их результаты, учитывать необходимость отчета в наблюдениях. Все это значительно повышает их качество, так как побуждает к тщательному всматриванию или вслушиванию, к длительному устойчивому наблюдению.Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности, т. е. умения подмечать характерные, но малозаметные и на первый взгляд кажущиеся малосущественными особенности предметов. Наблюдательность определяется жизненным опытом и знаниями человека, позволяющими быстро отмечать своеобразие тех или иных предметов или явлений; в большой мере она зависит от любознательности человека. Как и все другие психические свойства людей, она не является чем-то врожденным, предопределенным. Она может быть развита в значительной степени. Чтобы быть наблюдательным, надо упражняться в наблюдении: сравнивать и сопоставлять различные предметы, их различные стороны; замечать их связь и взаимодействие друг с другом; ставить перед собой задачу — быстро замечать возможно больше особенностей предмета или явления; подмечать самые ничтожные изменения в них; учиться выделять наиболее существенное в том, что воспринимается. Чтобы развить наблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовала бы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительная подготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т. д. Необходимо, чтобы результаты наблюдения оценивались с точки зрения их полноты, точности, существенности замеченного. Ошибки наблюдения, пропуски должны быть четко отмечены и исправлены в процессе дальнейших, повторных и более тщательных наблюдений.
Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Изобретатели и новаторы производства, ученые, писатели, живописцы, актеры всегда отличаются большой наблюдательностью; ей они в большой мере обязаны своими достижениями. Развитию наблюдательности, точности и многосторонности восприятия необходимо уделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры и обучения, используя в последнем случае различные задания (наблюдения за явлениями природы, погодой, ростом растений, поведением животных), лабораторные работы (в старших классах школы) и т. д.
30) Понятие о памяти. Физиологические основы памяти. Виды памяти. Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Имевшие место в прошлом опыте человека восприятия, мысли, чувства, стремления, движения и действия не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или других образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые органически включаются в последующую психическую деятельность. Память является сложной психической деятельностью, в которой различают следующие основные процессы: Запоминание (или запечатление в форме представлений) воспринимаемых предметов и явлений, совершаемых действий, мыслей и т. д. Запоминание, предпринимаемое сознательно и выполняемое с помощью определенных приемов, называется заучиванием. Сохранение или удержание в памяти того, что было запечатлено или заучено. Воспроизведение запомненного или заученного. Узнавание. Последнее выражается в появлении своеобразного чувства знакомости при повторном восприятии каких либо явлений, которые уже имели место в прошлом опыте. Физиологической основой памяти являются следы ранее бывших нервных процессов, сохраняющихся в коре благодаря пластичности нервной системы: любой вызванный внешним раздражением нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, но оставляет в ней как бы «след» в виде определенных функциональных изменений, которые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя. Физиологические процессы в коре головного мозга, имеющие место при воспоминании, по своему содержанию те же, что и при восприятии: память требует работы тех же центральных нервных аппаратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внешнего раздражителя на органы чувств. Различие заключается лишь в том, что при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они представляют собой лишь «следы» ранее бывших нервных процессов. Восприятие внешних предметов имеет в своей физиологической основе сложную деятельность многих нервных клеток в различных участках коры больших полушарий головного мозга, между которыми устанавливаются определенные связи. Эти временные связи отличаются известной системностью, поскольку они вызываются воздействием внешних явлений, которые сами представляют собой систему, а не хаотическую сумму раздражений. Благодаря этому в процессе повторных раздражений и ответных реакций в коре больших полушарий головного мозга образуются более или менее прочные и постоянные системы связей.Наличие этих временных связей и делает возможным процесс памяти: возбуждение, возникшее под влиянием какого-нибудь внешнего раздражителя в том или другом участке коры больших полушарий головного мозга, переходит по проторенным путям на другие участки коры, с которыми данный участок был связан в прошлой деятельности, в результате чего в нашем сознании всплывает образ виденного когда-то предмета. Нервные процессы, лежащие в основе памяти, могут быть вызваны не только раздражителями первой сигнальной системы (звуки, прикосновения, зрительные раздражения и т. д.), но и раздражителями второй сигнальной системы, т. е. словами, сигнализирующими о многообразных и сложных связях, образовавшихся в процессе предшествовавших восприятий. В своей деятельности человек чаще имеет воспоминания, вызванные именно словами в виде напоминания, приказания, объяснения, а не непосредственными воздействиями внешних предметов. Установившиеся в результате восприятия временные нервные связи не остаются неизменными. В процессе многообразной человеческой деятельности они изменяются и усложняются, вступая в новые связи с другими остаточными возбуждениями и реконструируясь, т. е. перестраиваясь под влиянием все время расширяющегося опыта. При этом сохраняющиеся в качестве «следов» нервные процессы не являются точным повторением тех процессов, которые были при непосредственном восприятии, но имеют по преимуществу обобщенный характер. При воспоминании каждый раз имеется новый физиологический процесс, не являющийся точной копией того, который имел место при восприятии; поэтому воспроизведенное в памяти представление не есть точная копия ранее бывшего восприятия, а оказывается всегда несколько видоизмененным. Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала первосигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений. Например, гимнастическое упражнение на параллельных брусьях, показанное на уроке, может быть запомнено в виде зрительных или мышечно-двигательных представлений, имеющих характер конкретного образа этого упражнения. Наглядно-образная память имеет особенно большое значение в творческой деятельности в области того или иного вида искусства. Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью. Например, можно не только запечатлеть в памяти в наглядных образах вид изученного гимнастического упражнения, но и запомнить понимание сущности данного упражнения. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме. Отсюда этот вид памяти и получил свое название — словесно-логическая память.Двигательная память. Содержанием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т. д. Двигательная память имеет основное значение при запоминании физических упражнений, а также в трудовых процессах, связанных с движениями. Она лежит в основе вырабатываемых при этом двигательных навыков. Эмоциональная память. Ее содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния. Так, в памяти может всплыть чувство неуверенности, смущения или даже некоторого страха, которое испытывалось при первых попытках выполнить трудное гимнастическое упражнение. 38)Воображение. Виды воображения. Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Виды воображения Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Функции воображения: Образное представление действительности; Регулирование эмоциональных состояний; Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; Формирование внутреннего плана действий. Способы создания образов воображения: Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей. Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого. Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи. Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием. Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности. | 31) Запоминание и его виды. Условия и приемы рационального запоминанияЗапоминание - это сохранение в памяти новой информации. Запоминание - обязательная часть любой учебы, обучения и научения. Виды запоминания Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Смотри Виды запоминания Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Маленький ребенок запоминает окружающий мир неосознанно, школьник в школе - учит предмет осознано и целенаправлено - чтобы ответить на уроке. Неосознанное запоминание различают двух видов: запечатление (импринтинг) и непроизвольное запоминание. Запечатление (импринтинг) - это сохранение в памяти события, образа, ощущения на долгое время (часто навсегда) при коротком с ним контакте. Запечатление - это самый первый способ узнать о том, какой мир. Родившийся младенец запечетлевает образ матери, мама - своего ребенка. В дикой природе, например среди зебр, родившийся малыш раз и навсегда запоминает свою мать - ведь каждая зебра имеет свою особенную расцветку. В последующем, чтобы ни случилось - зебренок точно знает как выглядит его мама и ни с кем ее не путает. Запечатление происходит сразу по всем каналам восприятия - запечатлеваются звуки, картинки, ощущения, соответственно различают запечатление звуковое, визуальное и кинестетическое. Верблюды, например, запечатлевают друг друга в основном по звуку - после рождения они какое-то время вяло перекрикиваются. Запечатление проиходит и в более позднем возрасте - но уже труднее. Обязательным условием запечатления является эмоциональное впечатление. Непроизвольное запоминание- сохранение в памяти событий в результате случайного повторения. Учитель в школе через какое-то время начинает запоминать учеников, которых не учит, но с которыми несколько раз сталкивался в коридоре школе. Осознанное запоминание - это целенаправленное сохранение в памяти нужного материала. Осознанное запоминание еще называют произвольным. У человека - это основной вид запоминания. Осознанное запоминание - основа учебы и обучения. Произвольное запоминание бывает двух видов: механическое запоминание (заучивание) и смысловое запоминание (понимание). Произвольное запоминание Когда мы запоминаем что-то специально, это называется произвольным запоминанием. Его основные формы - заучивание, пересказ, запоминание смысла Первое условие запоминания – необходимо получить глубокое и яркое впечатление о том, что Вы хотите запомнить. Для этого Вы должны: а) сосредоточиться. Пять минут полной и глубокой сосредоточенности принесут больше результата, чем целые дни блуждания в умственном тумане; б) внимательно наблюдать, чтобы получить правильное впечатление. «Мозг среднего человека, – горячо и убежденно говорил Эдисон, – не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз. Почти невероятно, до чего бедна наша способность наблюдения – подлинного наблюдения». Причина – отсутствие должного интереса к объекту или предмету, который необходимо запомнить. Это так же, как во время фотографирования. Фотоаппарат не даст четких снимков при тумане и Ваше сознание не сохранит туманных впечатлений; в) надо получить впечатление при помощи как можно большего числа органов чувств (рис. 37). Например, читать текст вслух, таким образом задействуются два органа чувств и соответственно улучшается как запоминание, так и последующее воспроизведение; г) прежде всего старайтесь получить зрительное впечатление. Оно прочнее. Нервы, идущие от глаза к мозгу, в 25 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Поэтому уже давно существует прием запоминания информации, основанный на том, что необходимая информация оформляется в виде картинки (или схемы), что улучшает ее читаемость, и она лучше сохраняется и воспроизводится нашей памятью. 32) Закономерности забывания и борьба с ним.Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Физиологическая основа забывания — торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соответствует его потребностям, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкрепления. В этих случаях быстро развивается угасательное торможение. В зависимости от степени торможения забывание может быть различным по быстроте и длительности. Не все в том, что запоминалось, забывается одинаково. Угасательное торможение прежде всего сказывается на нарушении более тонких дифференцировок, в результате чего временные связи вновь становятся генерализованными. Вот почему быстрее всего забываются детали и длительнее сохраняются «общие представления», из деталей же медленнее забывается то, что наиболее интересно и оказывает эмоциональное действие. Этим же объясняется также то, что забывание нередко выражается в замене того, что запоминалось, чем-либо сходным с ним. Угашенные связи в дальнейшем могут восстанавливаться (растормаживаться) под влиянием тех или иных раздражителей, причем даже спустя значительный промежуток времени, в течение которого материал казался уже забытым. Нередки, например, случаи, когда неожиданно вспоминаются давно забытые события детства, давно заученные стихотворения, слова, казалось бы, уже забытого иностранного языка. Причиной кратковременного забывания может быть действие отрицательной индукции, вызываемой сильными посторонними раздражителями, а также утомление, вызванное длительной работой нервных клеток, их «перенапряжением». В последнем случае возникает охранительное торможение, которое и приводит к временному забыванию воспринятого. После отдыха нормальная работа нервных клеток восстанавливается, и временно забытое может быть вновь воспроизведено. Психологическими исследованиями установлено, что ход забывания неравномерен: более быстр в первое время после заучивания и замедляется в дальнейшем. В опытах Эббинггауза обнаружилось, что при заучивании 13 бессмысленных слогов уже через час после заучивания в памяти оставалось только 44% этого материала, а через двое суток — немногим более четверти (28%), после чего снижение «кривой забывания», т. е. графического изображения хода забывания, происходило еще медленнее . Темп забывания в большой мере зависит от содержания и объема материала. Смысловой материал (фраза, стихи) может сохраняться в памяти долго, кривая забывания снижается в этих случаях медленно. Однако при увеличении объема смыслового материала она начинает приближаться к кривой забывания бессмысленного материала (опыты Е. Соколова). Значительное увеличение объема материала также мешает образованию прочных связей. При воспроизведении сложного и обширного материала нередко наблюдается парадоксальное явление, когда первоначальное воспроизведение, следующее непосредственно за восприятием материала, оказывается менее полным, чем отсроченное на 2—3 дня. Такое улучшение отсроченного воспроизведения, т.е. воспоминание первоначально забытого, получило название реминисценции (Баллард и другие). Наиболее ярко это явление обнаруживается у детей младшего возраста, которые часто затрудняются воспроизвести обширный для них рассказ сразу после его прослушивания или передают его очень неполно (главным образом только то, что произвело на них сильное эмоциональное действие). Спустя же некоторое время они могут передать его значительно подробнее. У взрослых реминисценция отмечается реже (исследования С. Рубинштейна и Красилыдиковой . При воспроизведении словесного материала реминисценция чаще обнаруживается при свободном изложении текста, чем при текстуальном его воспроизведении. Улучшение воспроизведения, отмечаемое после некоторого перерыва, наблюдается и при образовании условных рефлексов у животных, особенно при выработке тонких дифференцировок. Иногда, как отмечает И. П. Павлов, результат дифференциров-ки обнаруживается не сразу, а после некоторого отдыха, когда исчезает утомление и вызванное им охранительное торможение нервных клеток, которое как бы маскирует достигнутый результат; отдых, снимая торможение, выявляет дифференцировку.Реминисценция может возникать не только в силу охранительного торможения, но и благодаря отрицательной индукции, вызванной действием предыдущих и последующих частей заучиваемого материала (данные Бойко и Большунова). В дальнейшем (при отсроченном воспроизведении) заторможенные связи вновь актуализируются. В свете положений И. П. Павлова относительно возможности маскировки достигнутого результата становится понятным, почему реминисценция чаще отмечается у детей, чем у взрослых, и чаще при воспроизведении «трудного» материала, чем «легкого». Первое объясняется тем, что корковые клетки у детей, будучи более реактивными, чем у взрослых, сильнее подвержены утомлению. Второе же вызывается тем, что запоминание и последующее воспроизведение трудного (например, абстрактного) материала сопряжено с более длительной и интенсивной деятельностью нервных клеток, что также вызывает большее утомление, временно маскирующее достигнутый результат. Возникновение отрицательной индукции от предыдущего и последующего заучивания материала приводит к явлениям так называемого ретроактивного и проактивного торможения, действие которых надо учитывать при организации учебных занятий. Ретроактивное (обратнодействующее) торможение выражается в том, что деятельность, следующая за заучиванием, вызывает торможение только что образованных временных связей, что снижает дальнейшее воспроизведение материала. Особенно заметно действие ретроактивного торможения тогда, когда вслед за заучиванием одного материала заучивается другой, сходный с ним материал (данные Робинсона, Скеггса, Смирнова и других). В опытах Смирнова заучивался ряд слов (прилагательных), после чего одни испытуемые (контрольная группа) получали 5-минутный отдых, а остальные (в течение 5 минут) заучивали другие слова или числа; вслед за этим все испытуемые воспроизводили первый ряд слов. Оказалось, что воспроизведение этого ряда слов во второй группе было значительно менее успешным, чем в первой (контрольной) группе, причем оно уменьшалось тем заметнее, чем сильнее было сходство между обоими рядами. Так, после заучивания (во втором ряду) прилагательных воспроизведение первого ряда, состоявшего также из прилагательных, снижалось на 28% по сравнению с контрольной группой; после заучивания (во втором ряду) существительных — на 20%, после заучивания чисел — только на 8%>. Ретроактивное торможение усиливается и при последующем выполнении трудных заданий. В тех же опытах Смирнова переход испытуемых после заучивания слов к решению трудных арифметических примеров снижал последующее воспроизведение слов на 16% и, тогда как более легкое задание — умножение в уме — снижало воспроизведение тех же слов всего лишь на 4%. Наряду с ретроактивным торможением наблюдается и так называемое проактивное (впереддействующее) торможение, т. е. отрицательное влияние предыдущей деятельности на последующее заучивание. Возникает оно при тех же условиях, что и ретроактивное торможение, с той лишь разницей, что тормозящее влияние в этом случае сказывается не на предыдущем, а на последующем заучивании. Явлениями ретроактивного и проактивного торможения объясняется и тот факт, что при заучивании обширного и однородного по содержанию материала медленнее забываются (лучше запоминаются) его начало и конец. Лучшее запоминание начала объясняется отсутствием в этом случае проактивного торможения (так как предшествующих раздражителей здесь нет), лучшее же запоминание конца обусловлено отсутствием ретроактивного торможения (так как здесь нет последующих сходных раздражителей и последующей сходной деятельности). Средние части материала испытывают тормозящее влияние как предшествующих, так и последующих за ними частей. Поэтому при прочих равных условиях средние части воспроизводятся хуже, чем начало и конец. Необходимо, однако, подчеркнуть, что эта закономерность не распространяется на те части текста, в которых излагается его основное содержание или которые вызывают особый интерес. Эти части избирательно запоминаются независимо от положения в тексте. Явления ретроактивного и проактивного торможения важно учитывать при организации учебных занятий, например, при составлении расписания уроков, при чередовании трудных и легких заданий во время уроков, при выполнении домашних заданий. Для того чтобы избежать торможения от последующей или предыдущей деятельности, надо, чтобы они значительно отличались от того, что делается сейчас, а это значит, что необходимо разнообразить виды работы. |