Создание фотопортретов и фотоавтопортретов

Значительными возможностями обладают различные виды фотопортретной (фотоавтопортретной) съемки. Занятия ландшафтной арт-терапией привносят в эти виды творческой работы некоторые особенности. Они, прежде всего, связаны с тем, что в отличие от студийной или, скажем, бытовой фотосъемки окружающая среда по-особому влияет на процесс. В зависимости от качества среды меняется восприятие человеком самого себя.

Могут проявляться и запечатлеваться в кадре особые качества, в том числе связанные с раскрытием физических и духовных ресурсов. Портретная и автопортретная фотосъемка в ходе занятий ландшафтной арт-терапией может предоставить участникам редкую возможность для исследования своих психологических и физических качеств, поиска аутентичного образа Я. Ландшафт может рассматриваться как своего рода сценическое пространство или «арена» для предъявления героических, поэтических, мифологизированных, архетипических граней личности. Важным достоинством ландшафтного фотопортрета и фотоавтопортрета является то, что пребывание на природе или в какой-либо особой, необычной среде может способствовать ослаблению «давления» культурных стереотипов и социальных запретов, помогая человеку достичь большей свободы, гибкости и спонтанности в предъявлении себя перед фотокамерой, исследовать разные грани своей сознательной и бессознательной идентичности. При этом в зависимости от уникальных характеристик ландшафта в той или иной мере могут проявляться его сублимирующая, очищающая, трансформирующая, раскрывающая, поддерживающая и иные функции.

Следует также учесть, что, если при создании фотоавтопортрета человек сам контролирует процесс фотосъемки, формирует собственный образ, то съемке фотопортрета другими людьми характер создаваемого образа в какой-то мере задается оператором. На него накладывают отпечаток отношения между оператором (тем, кто фотографирует) и моделью.

Ландшафтный фотопортрет и фотоавтопортрет может играть особую роль в критические моменты развития, при переживании кризиса, когда происходит формирование или изменение идентичности человека, его физического, психологического и духовного Я. Данные техники также могут иметь большое значение при работе с детьми, страдающими от недостаточного родительского ухода, с подростками, пожилыми людьми, лицами, переживающими «культурный шок», и во многих других случаях.

Работа в данных фотографических ландшафтных техниках может включать разные виды деятельности, некоторые из них могут предварять процесс фотосъемки или за ним следовать:

• просмотр ранее созданных фотографий с изображением участников занятий; выявление их самовосприятия в зависимости от контекста съемки;

• выбор наиболее сложных для восприятия и наиболее ресурсных из созданных в прошлом фотопортретов с целью развития либо изменения некоторых из них в контексте ландшафтной арт-терапии;

• в случае необходимости выбор конкретного ландшафта или создание особых условий для фотосъемки, включая подготовку реквизита, организацию среды;

• в некоторых случаях выбор определенного мифопоэтического, литературного или сценического аналога для его воплощения во время фотосъемки;

• собственно фотосессия;

• организация снимков в альбом, изготовление плаката, подготовка мультимедиа-презентации, создание художественного текста и другие творческие действия на основе созданных снимков;

• восприятие работ, рефлексия и анализ всего процесса совместно с ведущим и группой.

Выбор определенного мифопоэтического, литературного или сценического аналога для воплощения в фотосъемке может иметь место далеко не всегда. В некоторых случаях акцент может быть сделан на поиске спонтанно проживаемых образов и состояний. Их концептуализация и соотнесение с культурными аналогами происходят уже после завершения фотосъемки, во время просмотра снимков.

Следует также подчеркнуть, что создание фотопортретов и фотоавтопортретов обычно является частью общего процесса ландшафтной арт-терапии, во многих случаях знаменуя его кульминацию. Подходя к данной, очень важной части процесса, участники имеют опыт работы в других техниках ландшафтной арт-терапии. Они овладевают навыками саморегуляции и работы с разными состояниями, возникающими в контексте ландшафтной практики, интегрируют разные аспекты личного, группового и трансперсонального опыта.

Ярким примером богатых возможностей создания ландшафтных фотопортретов может служить деятельность финской фотохудожницы и социального педагога Мины Саволайнен. Она разработала технику поддерживающей фотографии. Кульминационным моментом процесса поддерживающей фотографии является создание серии фотопортретов клиента. Работа в этой технике предполагает равенство фотографа и фотографируемого (клиента). Они выступают в качестве партнеров при подготовке и проведении съемки. Власть и контроль над ситуацией, связанные с позицией фотографа, ослабевают благодаря творческому взаимодействию и диалогу. Важной задачей фотографа и фотографируемого является подчеркивание индивидуальности фотографируемого, его внутренних ресурсов и внешних достоинств.

Широкую известность получил проект под названием «Самая красивая девочка в мире», реализованный Миной Саволайнен с воспитанницами детского дома. В основе данного проекта лежало понимание того, насколько значимо для ребенка быть любимым и принимаемым окружающими, прежде всего, родителями. Автор проекта считает, что поддерживающая фотография может явиться одной из форм проявления любви и внимания к ребенку, фактором развития в нем самоуважения и самопринятия. В проекте принимали участие девочки в возрасте от 8 до 17 лет, с каждой из которых проводилась длительная индивидуальная работа.

Важная роль отводилась созданию серии фотопортретов каждой девочки в специально выбранной для нее природной среде. В первый год реализации проекта фотосъемка проводилась неподалеку от детского дома, но постепенно участницы проекта стали совершать более далекие поездки для того, чтобы найти наиболее подходящее место для съемки. Большое значение придавалось времени года и суток, погодным условиям и характеристикам самого пейзажа. Специально подбирались костюмы для того, чтобы создать яркий, неповторимый, объединяющий мечту и реальность образ. Порой поездки за город оборачивались настоящим приключением.

Участницы проекта сознательно старалась использовать реальную, а не виртуальную природную и климатическую среду для фотосъемки. Все было настоящим: и зимний мороз, и раннее утро с восходом солнца, и дикий лес. Нередко у них возникало ощущение сказочности, встречи с чем-то удивительным и неповторимым, переживание слияния с миром. Природа, словно мать, принимала «в свои объятия» модель и фотографа, давала им чувство безопасности и присутствия в легенде. Нередко пребывание в природной среде, наличие в ней разнообразных символических, архетипических форм помогало создать историю или сказку, в которых девочки представали в образе главных героинь.

Фотограф и ее клиентки в процессе создания фотопортретов стремились достичь оптимального психологического и художественного результата, прежде всего, дать возможность девочкам почувствовать свою индивидуальность, внутреннюю и внешнюю красоту и привлекательность.

Начиная с 2003 г. фотопортреты, созданные в рамках проекта «Самая красивая девочка в мире», стали экспонироваться – сначала в разных городах Финляндии, а затем – в разных странах мира. Выставки, как правило, включают около 140 работ; каждая модель представлена целой серией фотографий. Предъявление себя в обществе в новом качестве посредством выставок также является одним из факторов поддержки позитивного образа Я участниц проекта, помогает им далее развивать свою способность «быть видимыми» и значимыми для других людей.

В письме Мине Саволайнен одна из участниц проекта призналась: «Очевидно, что в детстве мне не хватало внимания родителей, и это привело к недостатку доверия к миру, моей неспособности устанавливать с людьми близкие отношения. В детстве и подростковом возрасте мне пришлось десять раз переезжать с места на место… Мое «исцеление» началось лишь тогда, когда я очутилась в детском доме. Основными «лекарствами» для меня явились воспитатели, дети, мой друг и, конечно, создание вместе с тобой фотографий. Процесс фотографирования действительно помог мне почувствовать себя «самой красивой девочкой в мире». Я и сейчас продолжаю себя так ощущать, хотя наши фотосессии остались в прошлом. Конечно, я порой испытываю неуверенность в себе, но теперь это чувство стало возникать гораздо реже, чем раньше. Я считаю, что у меня все будет хорошо, я верю в будущее».

Другая девочка пишет: «Это было незабываемо: другой, приятный для меня человек был сконцентрирован на мне, прислушивался к моему мнению и просьбам, когда мы вместе готовили и проводили фотосъемку».

Еще одна отмечает: «Позировать перед камерой поначалу было для меня неприятно и сложно, потому что я никогда раньше не была в центре внимания. Но когда я вижу себя на фотографиях, я по-настоящему счастлива: ведь я такая красивая и особенная!»

Еще одним примером использования ландшафта в качестве средства раскрытия личности в процессе портретной фотосъемки может служить деятельность Кристины Нунез. Ее фотоавтопортретные техники включают серию упражнений, направленных на развитие способности клиента видеть, чувствовать и понимать себя, а также представлять себя другим людям. Данные техники также позволяют исследовать разные грани человеческой сущности модели, актуализируемые и раскрываемые, когда она находится наедине с самой собой, а также в кругу других людей и в природной среде.

Создание фотопортретов и фотоавтопортретов - student2.ru

Рис. 34–35 . Примеры фотографий, созданных на основе метода поддерживающей фотографии М. Саволайнен

Фотоавтопортретные техники Кристины Нунез, как правило, используются не по отдельности, а в серии занятий, на каждом из которых выполняется несколько заданий. Так, одна группа техник, объединяемая общим названием Я, направлена на стимулирование интроспекции, погружение человека в свой внутренний мир. Клиент при этом должен настроиться на свое эмоциональное состояние, исследовать мир своих эмоций, передавая их в серии фотоавтопортретов. Эта группа техник также включает задания, направленные на исследование телесной сферы клиента и ее экспрессивного диапазона. При этом клиент может танцевать или совершать спонтанные движения – как под музыку, так и без нее.

Другая группа техник включает задания, связанные с созданием фотоавтопортретов, когда клиент находится среди других людей – членов своей семьи, своих друзей, вместе со своим сексуальным партнером, равными по статусу сослуживцами, а также с более статусными фигурами (начальником, учителем).

Третья группа техник связана с созданием фотоавтопортретов, когда клиент находится в том или ином сообществе людей, с которыми он регулярно общается либо встречается впервые. Также в данной группе техник имеются задания, связанные с созданием фотоавтопортретов в процессе взаимодействия клиента с медийными образами и средой обитания (культурной, природной).

Завершает серию заданий подготовка итоговой мультимедийной презентации, в которой должны быть представлены фотографии, созданные на всех предыдущих этапах работы. Показ серии фотографий сопровождается музыкой.

Создание «путевых набросков»

Создание «путевых набросков» напоминает фотографирование во время прогулок, но вместо фотографирования наиболее интересных объектов и ситуаций участники занятий передают их на рисунке. Зарисовки могут создаваться непосредственно во время прогулок и дополняться краткими текстами-набросками, комментирующими впечатления автора. Иногда по возвращении в арт-терапевтический кабинет участники занятия могут превратить графические наброски в более оформленную художественную продукцию, например, добавить в рисунок цвет, либо соединить отдельные фрагменты в сложную, целостную картину.

Инструкция и темы для данного вида ландшафтной арт-терапии подобны тем, которые используются при ландшафтной фотосъемке. Поскольку при создании «путевых набросков» участники занятия рисуют с натуры, в некоторых случаях поначалу могут возникать трудности, связанные с тем, что некоторым из них не удается должным образом передать то, что они видят. Ведущий занятий может при этом подчеркнуть, что важно не столько достоверно передать предмет изображения, сколько выразить на рисунке его наиболее характерные детали, постараться передать форму и структуру образа. При неумении должным образом передать какие-то качества видимого, участники могут прибегать к созданию путевых заметок. Важно также подчеркнуть, что особую ценность представляет индивидуальная изобразительная манера, то есть стиль рисунка, связанный не столько с опытом изобразительной деятельности, сколько с личностными особенностями автора. Хотя данный вид арт-терапевтической деятельности не связан с задачами художественного образования, он все же может способствовать развитию художественно-графических способностей и навыков пространственного восприятия.

Пример

Во время проведения тренинга с использованием техник ландшафтной арт-терапии в г. Самара ведущий предложил участникам группы в течение 30 минут совершить прогулку в пределах квартала. Во время прогулки необходимо было найти наиболее интересные, вызывающие живой эмоциональный и ассоциативный отклик места и объекты и изобразить их. Одна участница занятия (студентка, 21 год) создала рисунок под названием «Верный друг» (рисунок 36). Ее внимание привлек дремлющий возле двери старого двухэтажного дома пес. Она сказала, что он является для нее символом верности дому. На рисунке также представлена покосившаяся кирпичная стена, из-за которой выглядывает современное, недавно построенное офисное здание. Старый дом, собака и стена изображены в светло-коричневых тонах, а новая постройка – в голубых. Таким образом автор рисунка как бы разделила свой рисунок на два плана – передний и задний. Они вызвали у нее диаметрально противоположные чувства. Она призналась, что, несмотря на признаки обветшания и некоторого беспорядка, предметы на первом плане, особенно собака, ей приятны, ей даже хотелось бы подольше задержаться в этом месте. От этих предметов веет домашним уютом и теплом, детством, простыми и непринужденными отношениями. Напротив, громада современного офисного здания вызывает у нее неприятные чувства, напоминает о формальности деловых отношений, а также о необходимости решения задач, связанных с трудоустройством, уже в недалеком будущем.

Еще одна участница группы (экономист, проходит профессиональную переподготовку по психологии, 31 год) создала во время прогулки целую серию рисунков с изображением зданий и уголков живой природы. На одном из ее рисунков изображен старинный дом. Между окон второго этажа висит якорь. На другом ее рисунке еще один старый дом. Его первые два этажа построены из кирпича, а третий – из дерева. Он выглядит обветшалым и непрочным. Старинный балкон, также из дерева, проваливается. В то же время автор заметила, что старые рамы в окнах заменены на стеклопакеты. Она восприняла это как знак того, что жизнь в этом доме будет продолжаться.

На третьем ее рисунке изображен перекресток, за которым открывается выход на изображенную зеленым цветом набережную реки Волги. Однако, опасаясь, что она не успеет вовремя вернуться в аудиторию на занятие, женщина предпочла вернуться, хотя желание выйти на набережную было велико.

Создание фотопортретов и фотоавтопортретов - student2.ru

Рис. 36. «Верный друг»

Она изобразила клумбу (рисунок 37). Не очень ухоженная, эта клумба все же привлекла ее внимание, особенно находящийся в центре алый цветок. Женщина призналась, что, выходя на прогулку, она поставила перед собой целый ряд вопросов, связанных с поиском нового места в жизни и овладением новой профессией, а также теми качествами, которые ей необходимы для того, чтобы стать более успешной и счастливой. То, что она увидела и передала на своих рисунках, по ее мнению, является метафорическим ответом на некоторые из этих вопросов. Склонная к тревожности и сомнениям, она словно искала вокруг себя «точки опоры», то, что может вселить в нее надежду и веру. Она смогла это найти, увидела много интересного, помогающего ей двигаться в будущее.

Создание фотопортретов и фотоавтопортретов - student2.ru

Рис. 37. Рисунок с изображением клумбы

Глава 5

Наши рекомендации