Экономическую основу развития корпораций формируют она сами в ходе хозяйственной деятельности.
1.наличие собственного капитала
2.правильный выбор организационно правовой формы
3.выбор предмета деятельности
4.определенная надежность партнеров
5.проведение маркетинговых исследований с целью определения рынков сбыта продукции
6.подбор исполнителей
7.грамотный внутренний корпоративный менеджмент
8.материальные и моральные стимулы
7. Какова роль личностных и корпоративных интересов и целей в социальном развитии организации?
Корпорация - это относительно замкнутая организация, обладающая более узкой, нежели община, функциональной нацеленностью, выраженной иерархией и жестким распределением внутренних обязанностей, более формальным административным порядком. Специфическими чертами, отличающими корпоративную организацию, являются монополизм, замкнутость, иерархичность, подчинение индивида групповым интересам и распределение полномочий в форме привилегий.
По выражению М. Вебера, корпорация есть «принудительная ассоциация». Подчинение человека интересам корпорации начинается еще до того, как индивид допускается в ее ряды. Существуют различные способы «заслужить» членство в организации, например, протекция, безвозмездная отработка, демонстрация лояльности, дисциплинированность и т.п. Корпорации всегда стремятся к возможно более полному подчинению индивидов, взамен предоставляя своим членам защиту и доступ к определенному набору вознаграждений Распределение полномочий в форме привилегий. Привилегии в организациях корпоративного типа предполагают специфический способ распределения на всех уровнях иерархии. Каким бы ни был статус ее члена, последний обязательно причастен к некоторым благам или допущен к каналам распределения, недоступным для «человека с улицы».
8. Какова роль трудовой морали в социальном развитии современных российских корпораций?
Мораль Трудовая - совокупность принципов, норм и правил отношения людей к труду, отношений между ними в процессе трудовой деятельности. Выделяя М.т. в особую сферу человеческих отношений, можно утверждать, что ее действие не ограничивается лишь регуляцией. Содержание и функции трудовой морали характеризуют труд не только как основу существенной ценности (вечного естественного условия жизни, создавшего самого человека, развившего его способности и дарования), но и как определенного регулятора производственной деятельности людей, целенаправленного воспитателя привычки трудиться и соблюдать нормы и правила в трудовых отношениях. Труд как творчество характеризует основной смысл жизни человека, его самоутверждения в об-ве. Влияние М.т. на личность наиболее эффективно в трудовом коллективе, когда эта мораль воздействует через его установки и принципы, нормы и правила - всю,систему практич. отношений коллектива. При этом не следует считать моральное влияние трудового коллектива на личность только положительным. Оно противоречиво. Оно может быть суррогатом коллективности (где наличествует подавление, нивелировка, трудовая и моральная незащищенность личности, нарушение принципа оплаты и др.), и подлинной коллективностью (где коллектив защищает соц. справедливость, права и свободы человека, развивает его индивидуальность, стимулирует добросовестный труд и т. д.). В современном реальном состоянии российского об-ва острота проблем, связанных с влиянием трудового коллектива, в немалой степени зависит от организации обществ. производства и возможностей личного творчества. Моральная ценность труда предполагает и нравственную оценку организации производственной деятельности, ее направленность на достижение как обществ., так и личного интереса.
9. Каковы принципы поведения сотрудников в современной российской корпорации?
В любой корпорации существуют три социальных слоя:
· управляющие, обладающие властью и имеющие все доступные для организации привилегии;
· полноправные исполнители, которые составляют основную массу работающих, не обладающие властью, но имеющие доступ к какому-либо ограниченному кругу привилегий;
· депривилегированные исполнители не располагают ни властью, ни привилегиями.
Для того чтобы стать полноправным членом организации, необходимо отвечать трем условиям: постоянное членство в корпорации (иногда для этого требуется определенный трудовой стаж); послушание и личная лояльность по отношению к руководству; выражение преданности корпоративным целям и ценностям. Те работники, которые не удовлетворяют какому-либо из этих условий, образуют слой депривилегированных исполнителей, к которым относятся проходящие предварительную подготовку ученики и стажеры; совместители и временные работники, не входящие в штат; маргиналы (лица, принятые на работу без надлежащих документов, ранее судимые или деквалифицированные работники). Эта группа лиц подвергается дискриминации в оплате, распределении различных благ, а их увольнение может быть осуществлено управляющим в любой момент и без соблюдения формальностей, предусмотренных трудовым законодательством.
10. Каковы профессиональные и личностные требования к поведению сотрудников в современной российской корпорации?
Готовностьспециалиста- в узком понимании как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий, а в широком каксовокупность профессионально обусловленных требований к человеку - традиционно наиболее активно изучалась военной и спортивной психологией, а также психологией труда.
Психологи определяют несколько компонентов готовности:
· интеллектуальный — понимание задач, обязанностей, знание средств достижения цели, прогноз деятельности;
· эмоциональный — уверенность в успехе, воодушевление, чувство ответственности;
· мотивационный — интерес, стремление добиться успеха, потребность успешно выполнить поставленную задачу. Чем важнее для человека мотив и чем лучше он им осознается, тем быстрее создаются более благоприятные условия для формирования готовности к профессиональной деятельности;
· волевой — мобилизация сил, сосредоточенность на задаче, отвлечение от помех, преодоление сомнений.
Особенность личностного подхода — внимание к нравственному аспекту проблемы. В нем рассматривается нравственно-психологическая готовность к деятельности, имеющая сложную структуру и включающая в себя:
· осознанность общественной и личной значимости трудовой деятельности;
· любовь к своей работе, радость и наслаждение трудом;
· способность трудиться в коллективе и в его интересах.
В общем виде длительная готовность включает в себя:
· положительное отношение к определенному виду деятельности, профессии;
· адекватные требованиям деятельности черты характера, способности, темперамент, мотивация;
· устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов;
· необходимые в данной области деятельности знания, навыки и умения.
11. Что такое социальное партнерство в трудовой сфере?
Трудовой кодекс РФ определяет социальное партнерство в сфере труда как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
Социальное партнерство осуществляется в формах взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Социальное партнерство осуществляется на шести уровнях, включающих: федеральный уровень, межрегиональный уровень, региональный уровень, отраслевой уровень, территориальный уровень, локальный уровень.
12. Что такое административные, экономические и социально-психологические виды взаимодействий в организации?
Три основных вида методов управления персоналом( можно написать, что взаимодействие проявляется через управление): административные, экономические и социально-психологические.
Административные методы – это строгая дисциплина и чёткая система вознаграждения-взыскания. Любой нормативный документ или распоряжение руководства должно неукоснительно соблюдаться. Эти методы базируются на двух методах воздействия: организационном и распорядительном, то есть организация процесса производства и всевозможные приказы и распоряжения руководства.
Экономические методы напрямую связаны с технико-экономическим планированием. После утверждения планов экономического развития, их доводят линейным руководителям, а те –далее по цепочке. Для выполнения поставленных планов руководители могут пользоваться различными инструкциями и применять любые формы работы. Эти методы очень востребованы в современном мире, поскольку позволяют прогнозировать деятельность организации.
Социально-психологические методы основаны на применении законов социологии и психологии. На первое место ставится личность сотрудника, его эмоции и характер, способы взаимодействия внутри коллектива.
13. Каково соотношение понятий «содержание организационной культуры» и «сущность организационной культуры»?
Организационная культура -это система ценностей, символов, образцов поведения и убеждений, возникающих внутри трудового коллектива в процессе совместной профессиональной деятельности. Формирование культуры организации происходит под влиянием делового окружения, национально-государственных и этнических факторов. Культура находит отражение на всех ступенях работы организации и влияет на общение, логику мышления, восприятие и интерпретацию информации.
Содержание организационной культуры на основе десяти характеристик по методике Ф. Харрис и Р. Моран:
· осознание себя и своего места в организации
· коммуникационная система и язык общения
· внешний вид, одежда и представление себя на работе
· что и как едят люди, привычки и традиции в этой области
· осознание времени, отношение к нему и его использование
· взаимоотношения между людьми
· ценности и нормы
· вера во что-то и отношение или расположение к чему-то
· процесс развития работника и научение
· трудовая этика и мотивирование
Вышеотмеченные характеристики культуры организации, взятые вместе, отражают и придают смысл концепции организационной культуры.
14. Каковы основные функции современной корпорации?
Корпорация -юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них. В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.
Современные корпорации выполняют в мировой экономике важные функции, набор которых постоянно расширяется. Все их многообразие укладывается в определение "стимулирующие":
· ТНК стимулируют НТП, поскольку в их рамках проводится большая часть научно-исследовательских работ, появляются новые технологические разработки.
· ТНК стимулируют тенденцию глобализации мировой экономики, способствуя углублению МРТ и вовлекая принимающие страны в международные экономические отношения.
· ТНК стимулируют развитие мирового производства. Являясь крупнейшими мировыми инвесторами, они постоянно наращивают производственные мощности, создают новые виды продукции и рабочие места в принимающих странах, стимулируя в них развитие производства, а значит, мировой экономики в целом.
· ТНК стимулирует конкурентную борьбу на мировом рынке. Этому не противоречит и тот факт, что они обладают наиболее высокой конкурентоспособностью.
15. Как можно оценить эффективность (успешность) социального развития корпорации?
Можно рассматривать также социальную эффективность менеджмента, выражающую социальный результат управленческой деятельности. Она характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива.
Целесообразно социальную эффективность менеджмента характеризовать только результирующими составляющими, без затратных (ресурсных). так как:
- многие социальные результаты управленческой деятельности находятся вне зависимости от материальных затрат;
- произведенные затраты и полученные социальные результаты деятельности предприятий имеют, как правило, разные масштабы, измерители, опосредованную связь, стохастический характер.
Социальную эффективность менеджмента целесообразно оценивать с помощью системы показателей, которую можно разбить на 4 группы.
1. Прежде всего показатели, характеризующие условия труда работников организации:
- морально-психологический климат;
- уровень конфликтности в коллективе предприятия;
- удовлетворенность работников своим трудом;
- удельный вес творческих операций;
- уровень заболеваемости работников;
- напряженность, интенсивность труда;
- рациональность режимов труда и отдыха;
- внутренняя культура в предприятии;
- уровень механизации и автоматизации труда;
- и др
2. К показателям, характеризующим социально-бытовые условия работников организации, можно отнести:
- жилищные условия (обеспеченность жильем) работников и членов их семей;
- обеспеченность детскими дошкольными учреждениями;
- обеспеченность лечебными учреждениями;
- обеспеченность культурно-просветительными учреждениями;
- средняя заработная плата работников предприятия,
- текучесть кадров.
3. К показателям социальной эффективности менеджмента, характеризующим квалификацию работников, можно отнести следующие:
- общеобразовательный уровень работников;
- профессиональный уровень работников;
- уровень общей культуры работников.
4. Основные показатели социальной эффективности менеджмента, характеризующие организациюи мотивацию труда, это:
- дисциплина труда;
- участие работников в управлении
- обеспеченность работников нормативной документацией;
- материальное и моральное стимулирование работников;
- соотношение формальных и неформальных структур.
Приведенные показатели социальной эффективности менеджмента, характеризующие состояние или уровень тех или иных явлений, являются статическими. Их могут дополнять динамические показатели, характеризующие развитие социальных явлений. Причем рост одних показателей (уровня квалификации кадров, обеспеченности работников жильем, уровня механизации труда и др.) говорит о повышениисоциальной эффективности менеджмента, рост других (уровня заболеваемости работников, уровня конфликтности и др.) — о ее снижении. При этом можно производить сравнение фактически достигнутых показателей с базовыми, что позволяет реально представить степень социальных изменений в коллективеданного предприятия. Однако оценка социальных результатов нуждается в сравнении фактически достигнутых показателей с общественно необходимыми, отражающими требуемый уровень социального развития коллектива.
16. Каковы основные факторы социально-экономического развития российской корпорации?( из лекции тоже самое, что и 6 билет)
Корпорация - это относительно замкнутая организация, обладающая более узкой, нежели община, функциональной нацеленностью, выраженной иерархией и жестким распределением внутренних обязанностей, более формальным административным порядком. Специфическими чертами, отличающими корпоративную организацию, являются монополизм, замкнутость, иерархичность, подчинение индивида групповым интересам и распределение полномочий в форме привилегий. Таким образом, корпорация представляет собой замкнутую иерархическую организацию, являющуюся монопольным распорядителем определенных ресурсов, подчиняющую своих членов групповым интересам и вознаграждающую их в форме привилегий.
Корпоративизм – способ устройства общественной жизни, когда пирамида ее приемлемых устойчивых положений не только центр инициативного развития, а сами местные сообщества, люди, включенные в общественную жизнь.