Теория характеристик работы
В попытке преодолеть некоторые главные недостатки подхода Ф. Герцберга, связанного с обогащением труда, была разработана теория характеристик работы (Hackman and Oldham, 1976,1980). Ее корни лежат в ранних работах А. Н. Тернера и П. Р. Лоуренса (Turner and Lawrence, 1965), Дж. Р. Хекмана и Э. Э. Лоулера (Hackman and Lawler, 1971). Она фокусируется на нескольких измеримых характеристиках работы и признает, что люди могут их воспринимать по-разному.
Модель базовых характеристик работы, предложенная Дж. Р. Хекманом и Г. Р. Олдхэмом (Hackman and Oldham, 1980), показана на рис. 1. На самом базовом уровне рассматриваются пять основных характеристик работы, способных пробудить три психологических состояния, которые, в свою очередь, оказывают влияние на ряд благоприятных личных и производственных результатов труда. Связи между характеристиками работы, психологическими состояниями и результатами труда показаны как подверженные «сдерживанию» со стороны трех показателей индивидуальных различий.
Рис. 1. Модель характеристик работы
Источник: Adapted from Hackman and Oldham, 1980.
Теория утверждает, что сотрудники для получения желаемого результата должны испытать все три психологических состояния.
Во-первых, они должны воспринимать работу как значимую и существенную относительно некой принятой ими системы ценностей.
Во-вторых, они должны почувствовать личную ответственность за результаты работы, считая себя подотчетными за итоги своего труда.
Наконец, каждый сотрудник должен знать о реальных результатах приложенных им усилий.
Когда все три эти состояния существуют одновременно, можно ожидать получения прогнозируемых результатов.
Во-первых, сотрудник должен быть внутренне мотивирован на выполнение работы, т.е. чувствовать себя хорошо, когда все выполнит правильно, и плохо, когда что-то сделает неудачно.
Во-вторых, он должен быть удовлетворен возможностью личностного и профессионального роста в процессе данной работы и в процессе труда в целом.
Наконец, работник должен выполнять свою работу эффективно.
Однако если одно или более психологических состояний выражено слабо или вовсе отсутствует, желаемых результатов будет значительно меньше.
По определению все три психологических состояния являются внутренними состояниями человека, а следовательно, их нельзя сформировать непосредственно при проектировании труда. Теория предлагает пять измеримых изменяемых характеристик работы, формирующих эти психологические состояния, необходимые для улучшения результатов труда.
Три характеристики, которые, как считается, особенно сильно влияют на ощущаемую значимость работы, включают:
(1) разнообразие требующихся навыков,
(2) законченность задания,
(3) значимость заданий.
Разнообразие требующихся навыков — это степень, в которой при выполнении данной работы требуется множество различных действий, включая использование ряда различных навыков и талантов человека.
Законченность задания — это степень, в которой работа требует выполнения полного, ощутимого фрагмента работы, т. е. выполнение работы от начала до конца с получением видимого результата.
Значимость задания — это степень, в которой работа оказывает существенное влияние на жизнь других людей, будь то непосредственно сотрудники организации или люди вне организации.
Характеристикой, которая, как предполагается, ведет к восприятию своей ответственности за результаты выполнения работы, является самостоятельность (автономия), т. е. степень, в которой работа дает сотруднику существенную свободу действий и независимость при составлении графика работы и определении процедур, используемых при ее выполнении.
Наконец, предполагается, что на знание результатов работы непосредственно влияет качество обратной связи, степень, в которой при выполнении требуемых рабочих заданий сотруднику предоставляется прямая и точная информация о результативности его труда.
Дж. Р. Хекман и Г. Р. Олдхэм (Hackman and Oldham, 1980) также предложили единый показатель — оценку мотивационного потенциала (ОМП — MPS, Motivating Potential Score), отражающую общий потенциал работы в части формирования мотивации работников. Согласно рис. 1, работа с высоким уровнем мотивационного потенциала должна иметь по крайней мере одну из трех характеристик, которые определяют значимость работы, а также давать высокую степень самостоятельности и обратной связи, чтобы создать условия для формирования всех трех психологических состояний. Когда известны все числовые оценки, показатель определяется, как показано на рис. 2.
Рис. 2. Оценка мотивационного потенциала
Работа с высоким баллом ОМП считается обогащенной, содержащей элементы вызова. Однако теория характеристик работ признает, что не все сотрудники положительно реагируют на подобное обогащение работы, имеющей высокий показатель ОМП. Как показано на рис. 1, теория устанавливает три различные личностные характеристики, которые оказывают влияние на то, как сотрудник реагирует на работу с высокими значениями всех пяти характеристик.
Во-первых, теория постулирует, что сотрудники должны иметь достаточно знаний и навыков для эффективного выполнения обогащенной работы.
Во-вторых, сотрудники должны обладать сильным стремлением к личному росту на работе. Вероятно, только сотрудники с высокой степенью стремления к росту ценят и положительно воспринимают возможности личных достижений, обеспеченных обогащенной, с высоким показателем ОМП, работой. Сотрудники с низкой степенью стремления к росту могут воспринимать работу с высоким показателем ОМП как угрозу и отказываться от слишком сильного «вытягивания» посредством работы.
Наконец, теория утверждает, что для того, чтобы сотрудники положительно отреагировали на обогащение труда, они должны быть удовлетворены несколькими аспектами рабочей среды (например, такими, как оплата труда, гарантия занятости, взаимоотношения с коллегами и руководителями). Большая неудовлетворенность сотрудника этими факторами рабочей среды может уводить его внимание от самой работы и направлять энергию на преодоление испытываемых трудностей.
В добавление к разработанной модели, показанной на рис. 1, Дж. Р. Хекман и Г. Р. Олдхэм (Hackman and Oldham, 1980) разработали инструмент — диагностическое обследование работы (ДОР — JDS, Job Diagnostic Survey), который можно использовать для проверки теории или при диагностике работы до и после введения программы обогащения работы. С помощью инструмента ДОР оцениваются восприятие сотрудниками пяти рабочих характеристик, их психологическое состояние, стремление к росту, их внутренняя мотивация к труду и удовлетворенность различными аспектами работы. ДОР не оценивает знания и навыки сотрудников и их результативность при выполнении работы.
Инструмент ДОР применялся в более 200 исследованиях при проверке теории характеристик работ и в итоге обеспечил общую поддержку главных принципов этой теории (Fried and Ferris, 1987; Oldham, 1996). Особенно ярко результаты исследований показали, что чем выше показатели работы по каждой из пяти рабочих характеристик, тем выше удовлетворенность сотрудников, их внутренняя мотивация и результативность труда. Более того, многочисленные проекты изменений доказали, что в случаях, когда увеличиваются показатели пяти рабочих характеристик, обычно в результате так же существенно повышаются производительность и удовлетворенность сотрудников (Kopelman, 1985). Доказательства, полученные в результате исследований, также говорят о том, что характеристики работы положительно воздействуют на результаты труда посредством влияния на три определенных в модели психологических состояния. Наконец, исследования показали, что сотрудники с сильным стремлением к росту обычно положительно реагируют на обогащенную, с высоким показателем ОМП, работу.
В целом теория характеристик труда устранила несколько недостатков, связанных с применением двухфакторной теории мотивации.
Во-первых, в ней определены пять характеристик, которые должны усиливать мотивацию и повышать результативность работы. Эти характеристики определяют более конкретные понятия, чем «мотиваторы» в теории Ф. Герцберга.
Во-вторых, теория выявляет важные личностные характеристики, определяющие различия между сотрудниками, — знания и навыки, степень стремления работника к росту и удовлетворенность рабочей средой — и показывает условия, при которых обогащенная, хорошо спроектированная работа дает наиболее заметные результаты.
Наконец, инструмент ДОР, применяемый в теории характеристик работ, может быть полезным и в следующих случаях:
(1) при диагностике работы до ее обогащения для выявления характеристик, требующих изменений;
(2) при определении готовности сотрудников к обогащению труда и их способности положительно отреагировать на изменения (т.е. в достаточной ли степени они удовлетворены средой и обладают стремлением к росту);
(3) при оценке результатов программы обогащения труда на основании восприятия работниками ключевых характеристик работы.
Однако теория характеристик работы имеет и свои недостатки. Один из них состоит в том, что теория фокусируется на относительно узком наборе показателей, состоящем из пяти характеристик. Из-за своих узких рамок теория не рассматривает социальные или межличностные аспекты работы и не обращает внимания на более широкий состав условий организационной среды, способных существенно влиять на то, как люди воспринимают свой труд. Другим недостатком является то, что теория рассматривает рабочие характеристики и характеристики, определяющие индивидуальные различия (например, такие, как знание и навыки, стремление к росту), как независимые составляющие, не влияющие друг на друга. Но исследования показали, что со временем характеристики работы могут оказывать влияние на потребности и способности человека. Например, в результате непрерывного обогащения труда и вызова со стороны работы человек может пожелать иметь больший диапазон возможностей для личностного роста на работе. Наконец, теория характеристик работы не дает окончательных решений того, как должен проходить процесс для введения изменений на рабочем месте. То есть из данной теории неясно, нужно ли привлекать работников к генерации идей в направлении изменения их труда или введение изменений в сфере обогащения труда должно оставаться исключительно прерогативой менеджеров.