Постмодернизм как литературное направление
Героический эпос
«Беовульф»
Единственная рукопись датируется 1000м годом. Но само создание произведения ученые относят к 7 - первой трети 8в.
Эпос (гр. «речь», «рассказ») - зародившаяся в глубокой древности форма, которая представляет повествование о важном для всего племени или народа событии.
Эпос - художественное произведение, развернутое во времени, которое выражает точку зрения народа. Могло быть как и стихотворным, так и прозаическим. События в эпосе предстают как бы независящими от рассказчика, который стремится к максимальной объективности и словно отсутствует в произведении.
Особенности героического эпоса:
1. В героическом эпосе реальное и фантастическое соединены в единое целое, и воспринималось и действительное и вымышленное как происходящее на самом деле (отличие от фантастики)
2. В любом героическом эпосе сохранено языческое и христианское (создавались язычниками, записывались христианами) – В «Беовульфе» влияние христианства минимально
3. В центре героического эпоса всегда стоит герой, который является выразителем интересов народа и воплощает в себе лучшие национальные черты
4. Героический эпос – авторская литература без автора
5. Героический эпос универсален по своим функциям (1. Познавательная, 2. Поучительная, 3. Развлекательная)
6. Любое произведение героического эпоса писалось аллитерационным стихом (повторение согласных). Характерной чертой аллитерационного стиха являются кеннинги – обозначения (палка битвы – меч, дорога китов – море, даритель колец – князь).
Уладский цикл – старый эпос
Беовульф – поздний эпос
Эпос - выражение взглядов народа.
ДЗ:
Легенда. Определение легенды. Читать три легенды: 1 – король Артур; 2 – О каком-нибудь рыцаре Круглого Стола; 3 – О святом граале.
ТЕСТ!!!! Повторить даты до начала Средневековья
22.02.12
Синкретизм – нерасчленность, единство; обрядовое искусство – соединение в единое целое разных видов искусств: литературы, пантомима, музыка, театр, танцы.
СИНКРЕТИЗМ |
ЛИТЕРАТУРА (появляется тогда, когда исчезает родовое общество) |
ДРАМАТУРГИЯ (род) |
ЛИРИКА (род) |
ЭПОС (род) |
Стихотворения Поэмы (жанры) |
Роман Повесть (жанры) Рассказ |
Героический эпос Сага Легенды |
Трагедия Драма (жанры) Комедия |
Легенды как средневековый жанр художественной литературы.
Легенда – ( от ср.-лат. legenda «собрание литургических отрывков для ежедневной службы») — одна из разновидностей не сказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого.
Легенда всегда имеет какую-то историческую основу.
Впервые все легенды о Короле Артуре были собраны и записаны Томасом Мелори в книге «Смерть Артура». Книга вышла в 1485г.
Отличие мифа от легенды – легенда имеет реальную историческую основу.
Первые британские легенды: «О Короле Артуре», «О рыцарях Круглого стола» и «О святом Граале».
ДЗ: основные этапы развития английской литературы, история создания и содержание уладского цикла и рассказ, эпос и его особенности, беовульф, определение легенды и историческая основа легенд об Артуре и 2-3 легенды читать.
29.02.12
ЛИТЕРАТУРА БРИТАНИИ ПЕРИОДА РАСЦВЕТА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Специалисты, изучающие Средневековья – медиевисты.
ü Складывание государственности
ü Государственные языки
ü Романы – первые романы – рыцарские
ü Центральным произведение периода Расцвета Средневековья было произведение Джеффри Чесера «Кентерберийские рассказы».
Период Расцвета Средневековья – установление и первойанглийской Королевской династии – время Плантагенетов (1054-1399г.) Основатель – Генрих II граф Анжуйский.
!!!Прочитать по королей династии Плантагенетов!!!
ДЗ: Биография Шекспира (наизусть), имена окружающих Шекспира людей, Шекспировский вопрос (авторство), любой сонет (наизусть).
Монолог Гамлета. Комедии Шекспира, Гамлет, вторая трагедия - по выбору – НА БУДУЩЕЕ.
02.02.12
План описания каждого этапа развития британской литературы:
1. Название эпохи (объяснение названия, если есть); хронологические рамки данного периода
2. Общественно-поэтическая характеристика данного времени (основные исторические события, деятели и т.д.)
3. Характеристика английской культуры данного периода (например, в 18 влет переживал английская живопись или жил философ Локк или …)
4. Характеристика литературы (направления, жанры, имена и названия произведений)
Английская литература Эпохи Возрождения (14 - нач.17в)
Ренессанс
Время Заката Средневековья и одновременно, Эпохи Возрождения – развитие капиталистических отношений, развитие торговли, появление новых политических лидеров – формирование буржуазии – капиталистического класса; распространение инквизиции,церковь пытается вернуть свои позиции.
Основные черты Эпохи Возрождения:
ü Возвращение к античным традициям и античному наследию
ü Эпоха гуманизма (на первый план выходит человек)
ü Культура и литература была элитарной (т.е. избранной)
ü
Уильям Шекспир (1554-1616гг.) Творчество Шекспира охватывает период с 1588 по 1613г. Делят на два периода:
1. Оптимистический или Возрожденческий (1588-1600). Все комедии были написаны в этот период. В это же период написана большая часть сонетов. Комедии: Укрощение строптивой,Двенадцатая ночь и т.д.
2. Период высоких трагедий (1600-1608г.). «Гамлет» (1601г.), «Король Лир», «Отелло», «Макбет», создание исторических хроник
3. (1608-1613гг.) – дописывает исторические хроники и пишет 2 поэмы: «Зимняя сказка» и «Буря»
Шекспир работал в 4х жанрах: сонет, комедия, историческая хроника, трагедия. В центре всех жанров – человек, но рассматривает он по-разному. В сонетах рассматривается внутренний мир человека, в комедиях – взаимоотношение человека и природы, в трагедиях – социальная жизнь человека, в исторических хрониках – взаимоотношение человека и власти, политика в жизни человека.
Сонет как жанр
Бывают итальянские сонеты и английские. Итальянский состоит из 2х катренов и 2х терцетов (2 четверостишья и 2 трехстишья). Английский сонет – 3 катрена и 1 двустишье. 99% процентов написаны ямбом (5-6 стопным).
Темы сонетов: любовь, дружба и социальная.
ДЗ: разобрать сонеты, биография Шекспира, комедию и сонет, начинать читать Гамлета.
Юмор, сатира, сарказм, гротеск – определения.
Ю́мор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комические стороны. Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире.
В широком смысле — всё, что может вызвать смех или улыбку.
Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.
Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь.
Сарказм - один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии. Указывает на недостаток человека, предмета или явления.
Гротеск -вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.
07.03.12
Особенности комедии Шекспира:
ü Почти все комедии Шекспира о любви
ü Комедии Шекспира это комедии положений
ü Сюжеты и герои взяты в основном и греческой мифологии (нацеленность на античность)
ü Мир комедий Шекспира – мир природы, мир всего необычного, сказочного и фантастического
ü Шекспир в своих драматических произведениях очень часто представляет двойников. Мир двойников перейдет из комедии в трагедию
ü Комедии Шекспира не направлены на развязку, в них самое главное – развитие действия
14.03.12
Высокие трагедии Шекспира
Написаны в период 1600-1608гг. Первая трагедия – «Гамлет» (1601г; первая публикация – 1603г.).
И.С.Тургенев «Гамлет и Дон Кихот».
Гамлетовский вопрос включает в себя:
1. Гамлет – деятель или созерцатель?
2. Почему он действует не так, как должен?
3. К каким выводам приходит Гамлет, прежде всего о людях, перед тем, как погибнуть?
Философские вопросы: О жизни и смерти, о человеческих пороках, о выборе личности.
Сюжет «Гамлета» взят из сочинения датского историка Саксона Грамматика «История датчан (12 век)». В частности, Шекспир использовал сагу об Амлете.
16.03.12
«Гамлет» – философская трагедия
«Отелло» - психологическая трагедия
«Король Лир» – социологическая трагедия
ДЗ:
ü Этапы
ü Обзор литературы эпохи 17 века
ü Монолог Гамлета учить
ü Мильтон Биография, Потерянный рай
21.03.12
Отличительные особенности. Высокие трагедии Шекспира
Все трагедии Шекспира:
ü Философские
ü Психологические
ü Социальные
1. Во всех трагедий Шекспира титаническая личность (не обязательно положительный герой)
2. В основе трагедий находится принцип игры, осуществляя который, герои прозревают
3. Во всех трагедия присутствует мотив сумасшествия
4. Все трагедии Шекспира не просто трагически заканчиваются, они говорят о безысходности человека перед миром
28.03.12
Эпоха и литература Британии в XVIIв
1. Как отдельный период выделяется только в литературе
2. Главное историческое событие – Буржуазная революция в Британии (1640-1660)
3. Век великих географических открытий
4. Век развития философии (Джон Локк)
5. Время появления первых литературных направлений
Литературное направление – общность взглядов писателей какого-либо периода на художественное творчество
Первые направления: классицизм, барокко, рококо
Значительное творчество Джона Мильтона.
Готический роман - произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения).
Эпоха Просвещения(18век)
Основные идеи Просвещения:
ü Использование человеческого разума, призванного обеспечить прогресс человечества
ü Защита научного и технического познания
ü Религиозная и этическая терпимость
ü Отстаивание неотъемлемых прав человека
ü Критика суеверий
ü Борьба против сословных привилегий и тирании
Даниэль Дефо (1660-1731г) – Робинзон Крузо.
Готический роман отличают следующие черты:
1. Сюжет строится вокруг тайны – например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Обычно используется не одна подобная тема, а комбинация из нескольких тем. Раскрытие тайны откладывается до самого финала
2. Повествование окутано атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя и героини.
3. Мрачная и зловещая сцена действия поддерживает общую атмосферу таинственности и страха. Большинство готических романов имеют местом действия древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена и шныряющими слугами-соглядатаями. Обстановка включает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверстые могилы – словом, все, что способно усилить страх героини, а значит, и читателя.
4. В ранних готических романах центральный персонаж – девушка. Она красива, мила, добродетельна, скромна и в финале вознаграждается супружеским счастьем, положением в обществе и богатством. Но, наряду с общими для всех романтических героинь чертами, она обладает и тем, что в 18 в. называли «чувствительностью». Она любит гулять в одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни; легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок.
5. Сама природа сюжета требует присутствия злодея. По мере развития готического жанра злодей вытеснял героиню (всегда бывшую не столько личностью, сколько набором женских добродетелей) из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра он обретает полноту власти и обычно является двигателем сюжета.
30.03.12
Английская литература эпохи Просвещения (18в) – Георгианская эпоха
Развитие живописи
1867г – Королевская британская академия художеств
Хогарт – реализм («Автопортрет с собакой», «Девушка с креветками»).
Джошуа Рейнольдс . В Эрмитаже имеются три картины Рейнольдса: «Младенец Геркулес, удушающий змей» (№ 1391), «Воздержанность Сципиона» (№ 1392) и повторение вышеозначенного «Амура» национальной галереи (№ 1390).
Томас Гейнсборо - «Дама в голубом».
Общая хар-ка, особенности культуры, литература – ОТВЕТ ПРО 18 век!!!!!!!
Лилланд – родоначальник готического романа
«Длинная шпага, или граф Созберри» - первый готический роман
Готический роман возник из кладбищенской поэзии.
Особенностью готического романа является запутанность сюжета. В дальнейшем готический роман стал развиваться по 2м направлениям: собственно готический роман и пародии на готический роман.
Массовая литература
(кон.XIX - нач. XXвв.)
Причиной появления стали:
ü причины социальные (много кто умел читать)
ü развитие книжной торговли
ü противостояние всему разумному и рациональному
Основные признаки массовой литературы:
ü Массовая литература это коммерческая литература, которая должна приносить прибыль
ü Вторичность и упрощенность сюжетов
ü «легкий» язык», в котором преобладает разговорная речь
Самые распространенные жанры:
ü детектив (Конан Дойл - родоначальник)
ü фантастика и фэнтези (Гебрерт Уэллс – родоначальник)
ü триллеры (Эдгар По – родоначальник)
ДЗ: Диана Сэтэрфильд «13я сказка» - читать
25.04.12
Характеристики всех эпох!!!!!!
Литературное направление отличается от течения – течение - более широкое понятие, включающее в себя живопись, музыку, искусство.
Английская литература XIX века – века романтизма и реализма
Три этапа:
1. Романтический период (до конца 20х гг XIXв)
2. Переходный период – романтизм и реализм сосуществуют на равных (30-40гг)
3. Реалистический (40-70е гг)
Хронологические и литературные рамки не совпадают. Считается, что литературный век заканчивается в 70х гг XIX века.
В XVIII веке развивается просветительский реализм, предромантизм, сентиментализм и т.д.
Фридрих Шлегель выделял 3 предпосылки появления и формирования романтизма:
1. Философская – разочарование в философии Рене Декарта, в философии разма вообще
2. Литературная – разочарование в классицизме
3. Политическая – разочарование в итогах Великой Фр. Буржуазной революции (1789-1793г)
Основные признаки романтизма как литературного направления:
1. Расхождение между мечтой действительностью (двоемирие; Кант) двоемирие – душа и тело
2. В центре романтического произведения – романтический герой, который наделен определенным набором качеств:
ü Он всегда одинок
ü Он стремится к абсолютной свободе, т.е. к недостижимому
ü Он всегда находится в конфликте с самим собой, с обществом, с окружающим миром
ü Он всегда несчастлив в любви и не имеет друзей
ü Его жизнь всегда заканчивается драматически или даже трагически
ü Действие в романтическом произведении всегда происходит в экзотической обстановке
ü В большинстве драматических произведений действия заканчиваются драмой или трагедией главных героев
Первоначально романтизм как литературное направление появился в Германии. Братья Грим, Гауфман. Потом появился в Британии. Считается, что Уильям Блейк подготовил почву к романтизму.
А основоположниками стали поэты Озерной школы (Вордсворт, Саути, Колридж) – конец XVIII – начало XIX века.
Самые яркие представители британского романтизма – Байрон (его именем названо начало XIX века) и Вальтер Скотт (считается основоположником исторического романа).
Самые великие французские романисты: Виктор Гюго, Гюстав Флюбер, Стендаль, Жорж Санд.
Реализм – изображение типичных характеров в типичной обстановке или наоборот. Изучает общее, то, что характерно для всех. Стремится к объективности.
Вальтер Скотт – основоположник исторического романа
Черты романтизма в Айвенго:
ü Место действия – расцвет средневековья
ü Романтический герой – Айвенго
Реалистический – потому что в основе – реальные исторические события и лица
ДЗ: Основные этапы развития, Джейн Эйр - элементы романтизма и реализма, так же элементы готического в романе
Основные черты реализма!!!!
Натурализм есть разновидность реализма.
В реализме все описанное объясняется с социально - политической точки зрения, а в натурализме – с физической точки зрения.
27.04.12
Классическое направление романтизма в России – Жуковский
Революционные романтизм в России – Рылеев
Реализм в Британии появился в 40-70е гг XIX века
Черты реализма:
ü Автор пытается максимально приблизиться к действительности
ü Более глубокое раскрытие действительного исторического содержания, сущности и смысла соц. сил посредством образов
11.05.12
Эпоха и литература Британии XXв
Хронологические и литературные рамки XX в не совпадают. Считается, что литература XX столетия начинается с 70х гг XIX века. Это связано с тем, что в этот период появляются новые литературные направления, такие как: Символизм, Экзистенциализм, Импрессионизм, Эстетизм и т.д.
Литературоведы полагают, что XX литературное столетие продолжается до сих пор. Для XX столетия характерны 3 революции: Социальная, Научно-техническая, Культурная (смена системы ценностей). Три личности оказали огромнейшее влияние на весь XX век: Карл Маркс («Манифест коммунистической партии» и «Капитал»), Фридерих Ницше («За и Против» «Так говорил Заратустра»), Зигмунд Фрейд («Психология»).
Основные этапы английской литературы XX века:
1. Литература рубежа веков (70е гг. XIX века – 20е гг. XX века). Когда в Европе главным и доминирующим становится модернизм. Англия – одна из немногих стран, где даже в это время модернизм и реализм сосуществуют на равных. Модернизм – Джеймс Джойс «Улисс», Оскар Уайльд «Портер Дориана Грея». Реализм - Джон Голсуорси «Сага о Форсайтах». Появление массовой литературы в Британии. – Улик Коллинз “женщина в белом», Гербер Уэллс «Война миров», Конан Дойл «Рассказы о Шерлоке Холмсе».
2. «Литература потерянного поколения» (нач. 20х – конец 30х гг.).
Развивалась по двум течениям:
1. Литература потерянного поколения и
2. Интеллектуальная проза.
Оба течения – литература реалистическая, но литература потерянного поколения это психологический реализм, а Литература интеллектуальная – философский реализм. Психологическая проза – Олдингтон «Смерть героя». Интеллектуальная проза – Лоуренс «Любовник Леди Чаттерлей».
3. Антивоенная литература (нач. 40хх – 50е гг.). Реалистическая литература с изрядной долей публицистики. Беллоу «Герцог» .
4. Период Холодной войны (50е – нач. 70х гг.). На первый план в литературе вновь выходят элементы модернизма. Широкое распространение получают идеи экзистенциализма. Начинает свое творчество Джон Фаулз - «Коллекционер» и «Любовница французского лейтенанта».
5. Новейшая литература или литература постмодернизма (70е гг. – наст. вр.).
Постмодернизм как литературное направление
Постмодернизм как направление базируется на философском структурализме (декоструктивизме).
Основные черты постмодернизма:
1. Это литература синтеза (А – синтеза интеллектуальной и массовой литературы; Б – синтеза различных литературных направлений; В – соединение различных жанров).
2. В основе произведений – принцип игры, который затрагивает не только содержание, но и структуру произведения.
3. Это литература интертекстуальная.
4. Широкое распространение получила ризома. (затрагивает и содержание и структуру). Принцип множественности
5. Это дискурсионная литература – вторичность литературных текстов.
Питер Акройд «Процесс Элизабет Кри», Джулиан Барнс «Англия, Англия».
ДЗ: Голсуорси, Лоуренс
16.05.12
Литература рубежа веков (70е гг. XIX – 20е гг. XXв.)
Развивается по двум течениям – модернизм и реализм.
Реализм – тяготение к объективности. Делится на:
ü критический реализм( продолжение традиций 19 века – Бронте, Диккенса)
ü Социалистический реализм (формируется в Британии – Джон Голсуорси; в России теоретически обосновывал Борис Пастернак 1934г.).
Модернизм – широкое течение, охватывающее все сферы жизни. Модернизм охватывает массу литературных направлений: символизм, футуризм, акмеизм, имаржизм, экспрессионизм, импрессионизм, сюрреализм, экзистенциализм и т.д.
Авангардизм (знач. «Идущий впереди») – лингвистика в области литературы. Один из родоначальников – Джеймс Джойс («Улисс»). Марсель Пруст («В стороны Свана»– во Франции и Франц Кафка «Замок», «Превращение»– в Германии. Оскар Уайльд – эстетизм. – «Портрет Дориана Грея».
Творчество Джона Голсуорси.
Интерлюдия – новелла, которая соединяет романы в единое целое и восполняет события, важные, для понимания последующих романов.
Три основные темы Собственника – деньги (собственность), любовь, красота и искусство.
23.05.12
Творчество Дэвида Лоуренса (1885-1930гг.)
Постмодернизм как литературное направление
Джон Фаулз (1926-2005гг.)
Среди шедевров мировой литературы Джон Фаулз выделял два произведения: «Одиссея» Гомера и «Буря» Шекспира. Первое произведение было дорого, потому что там обозначены 2 сюжетные линии мировой литературы:
1. Странствие по жизни
2. Путешествие в глубины самого себя
В «Буре» Шекспира, с точки зрения Фауза, заложен главный пафос всех художественных произведений, который модно свести к противостоянию добра и зла.
Образ острова и мотив пребывания на острове играют огромнейшую роль в романе Джона Фаулза.
1963г. – «Коллекционер»
1969г. – «Любовница французского лейтенанта»
1974г. –«Башня из черного дерева»
1977г. – «Даниэл Мартин» - автобиографический роман
1965г. – «Волхв» (в русской версии «Мак»)
ДЗ:
· Характеристика эпохи 20 века
· Постмодернизм
· Фаулз «Коллекционер» или «Любовница французского лейтенанта»
25.02.12