Предмет и объект психологии
Каждая наука имеет свой предмет, свое направление познания и с bow конкретный объект исследования. Причем с точки зрения современной науки объект - это не то же самое, что предмет науки.
Объект - далеко не весь предмет, а только тот аспект предмета, иногда совсем незначительный, который исследуется субъектом науки, т.е. ученым. Объект - это только аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта. Причем другая часть предмета, и нередко весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.
Учет этого различия особенно важен для понимания специфики отраслей науки, имеющих сложный, многоплановый предмет, к числу которых относится и психология, в которой, как мы уже видели, выявляются все новые и новые объекты исследования.
С учетом этого различия предмет и объект психологии определяются следующим образом.
Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.
Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.
Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.
Масштабность предмета психологии и возможность выделения в ее составе разнообразных объектов исследования привело к тому, что в настоящее время в рамках психологической науки выделяются общие психологические теории. ориентирующиеся на различные научные идеалы, и психологическая практика, вырабатывающая специальные психотехники воздействия на сознание и управление им.
Наличие несоизмеримых психологических теорий также порождает проблему различий между предметом и объектом психологии. Для бихевиориста объектом изучения является поведение, для христианского психолога — живое знание греховных страстей и пастырское искусство врачевания их. для психоаналитика — бессознательное и т.д.
Естественно встает вопрос: возможно ли говорить о психологии как единой науке, имеющей общий предмет и объект исследовании, или же следует признать наличие множества психологии?
Сегодня психологи считают, что психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. И какими бы сложными путями ни продвигалась на протяжении столетий психологическая мысль, изменяя свой объект исследования и тем самым все глубже проникая в свой масштабный предмет, как бы ни изменялись и обогащались знания о нем, какими бы терминами они ни обозначались, можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук.
Важнейшим итогом развития любой науки является создание своего категориального аппарата. Эта совокупность понятий составляет как бы скелет, каркас любой отрасли научного знания. Категории — это формы мышления, основные, родовые, начальные понятия; это ключевые моменты, узлы, ступеньки в процессе познания той или иной сферы действительности.
Каждая наука имеет свой комплекс, набор категорий, свой категориальный аппарат имеет и психологическая наука. Он включает в себя следующие четыре блока основных понятий:
психические процессы - это понятие означает, что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определенные результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.;
психические состояния - бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п.;
психические свойства личности - с с общая направленность на тс или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности. присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;
психические новообразования — приобретенные в течение жизни знания, умения и навыки, которые являются результатом активности индивида.
Конечно, указанные психические феномены существуют не отдельно, не изолированно. Они тссно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так. например, состояние бодрости обостряет процесс внимания, а состояние подавленности приводит к ухудшению процесса восприятия.