Формой итогового контроля является зачет
Ульяновск
УЛЬЯНОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ
Ульяновск
87.7
О 75
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы этики». – Авт.-сост. Федорова Ю.А. Ульяновск: 2006 г. УАвиаК – стр.121.
Настоящее методическое пособие по дисциплине «Основы этики» разработано для студентов заочного отделения.
Пособие содержит программу, методические указания. Пособие может быть использовано для изучения теоретического курса, для закрепления и проверки знаний и умений, при подготовке к зачету.
Методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов всех специальностей средних специальных учебных заведений.
Печатается по решению редакционно-издательского совета авиационного колледжа.
Одобрено советом цикловой комиссии общих гуманитарных дисциплин.
Рецензенты:
Федоренко Г.И., | старший преподаватель кафедры «Общенаучные дисциплины» ОСП «Институт авиационных технологий и управления» |
Ферапонтова Н.С., | преподаватель высшей категории Ульяновского авиационного колледжа |
Отзывы и предложения направлять по адресу:
432067, г. Ульяновск, проспект Созидателей, 13
тел. (8-422) 20-56-71; 20-09-20
факс: 54-54-63
e-mail: [email protected]
© Ю.А. Федорова
© Ульяновский авиационный колледж, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………. | ||||
ГЛАВА I. РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ | ||||
1.1 | Цели и задачи дисциплины………………………………………………………………………… | |||
1.2 | Тематический план учебной дисциплины………………………………………………………. | |||
1.3 | Содержание учебной дисциплины……………………………………………………………….. | |||
1.4 1.5 | Перечень практических занятий………………………………………………………………….. Форма контроля по дисциплине………………………………………………………………….. | |||
1.6 | Вопросы для итогового контроля по дисциплине …………………………………………….. | |||
1.7 1.8 | Перечень литературы………………………………………………………………………………. Глоссарий…………………………………………………………………………………………….. | |||
ГЛАВА II. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ | ||||
Раздел 1. ЭТИКА – НАУКА О НРАВСТВЕННОСТИ | ||||
Тема 1.1 | ПРЕДМЕТ ЭТИКИ ……………………………………………………………………………………. | |||
1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.1.4 1.1.5 1.1.6 1.1.7 | Что означает термин «этика»…………………………………………………………. Этика как «практическая философия»………………………………………………. Этика в системе гуманитарного знания……………………………………………… Важнейшие моральные и этические учения (учение Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа, Мухаммеда)………………………………………………... Античная этика, этика эпохи Средневековья и Возрождения……………………. Этическая мысль Нового времени…………………………………………………… Этика России «эпохи философского пробуждения XIX века»………………….. | |||
Тема 1.2 | МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И НРАВСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.……………………………….. | |||
1.2.1 1.2.2 1.2.3 1.2.4 | Понятие морали ……………………………………………………………………….. Происхождение морали ………………………………………………………………. Специфика и сущность морали……………………………………………………… Функции морали ……………………………………………………………………….. | |||
Тема 1.3 | ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ НРАВСТВЕННОСТИ…………………………………………………. | |||
1.3.1 1.3.2 1.3.3 1.3.4 1.3.5 1.3.6 1.3.7 1.3.8 1.3.9 | Архаическая нравственность…………………………………………………………. Древние своды законов и моральных обязанностей…………………………….. Гражданская мораль и нормы права в античную эпоху…………………………. Этос благородного мужа в учении Конфуция…………………………………….. Нравственность эпохи Средневековья…………………………………………….. Рыцарский нравственный идеал…………………………………………………….. Нравственность Возрождения……………………………………………………….. Нравственность Древней Руси………………………………………………………. Мещанство………………………………………………………………………………. | |||
Раздел 2. ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА: НОРМЫ И ПРАВИЛА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ | ||||
Тема 2.1 | ЭТИКА И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ………………………………………….…………………….. | |||
2.1.1 2.1.2 2.1.3 2.1.4 2.1.5 2.1.6 2.1.7 2.1.8 2.1.9 2.1.10 2.1.11 2.1.12 | Внутренняя и внешняя культура ……………………………………………………. Воспитанность …………………………………………………………………………. Понятие общения ……………………………………………………………………… «Абстрактные типы» собеседников ………………………………………………… Виды общения ………………………………………………………………………….. Функции общения ………………………………………………………………………. Средства общения …………………………………………………………………….. Правила приличия ……………………………………………………………………… Техники общения ………………………………………………………………………. Конфликты в общении…………………………………………………………………. Культурный облик руководителя…………………………………………………….. Критика и её этические аспекты……………………………………………………… | |||
Тема 2.2 | ЭТИКЕТ: ИСТОРИЯ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ ………………………………………….. | ||||||||||
2.2.1 2.2.2 2.2.3 2.2.4 | Понятие этикета ………………………………………………………………………… История этикета ………………………………………………………………………… Из истории российского этикета……………………………………………………… Современные представления об этикете…………………………………………… | ||||||||||
Тема 2.3 | НОРМЫ И ПРАВИЛА СОВРЕМЕННОГО ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА …………………………… | ||||||||||
2.3.1 2.3.2 2.3.3 2.3.4 2.3.5 | Профессиональная этика, этические принципы деловых отношений………….. Деловой этикет ………………………………………………………………………….. Внешний облик делового человека…………………………………………………. Деловая беседа…………………………………………………………………………. Деловая переписка …………………………………………………………………….. | ||||||||||
Раздел 3. НОРМЫ И ЦЕННОСТИ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА | |||||||||||
Тема 3.1 | НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ЛЮБВИ, БРАКА, СЕМЬИ ………………………………….. | ||||||||||
3.1.1 3.1.2 3.1.3 3.1.4 3.1.5 3.1.6 3.1.7 3.1.8 3.1.9 3.1.10 3.1.11 | Нравственный смысл любви…………………………………………………………… Возникновение феномена любви…………………………………………………….. Сколько ликов у любви? ………………………………………………………………. Как сделать выбор? ……………………………………………………………………. Силки и капканы добрачных отношений…………………………………………….. Такие разные браки…………………………………………………………………….. Мели и рифы семейной жизни……………………………………………………….. Куда уходит любовь? …………………………………………………………………... Значение отцовства и материнства в жизни ребенка……………………………. Общение в семье………………………………………………………………………. Проблема развода и её нравственные аспекты………………………………….. | ||||||||||
Тема 3.2 | НЕОБХОДИМОСТЬ ТРУДА В ОБЩЕСТВЕ. ЭТИКА ТРУДА ………………….……………. | ||||||||||
3.2.1 3.2.2 3.2.3 3.2.4 3.2.5 3.2.6 | Трудовые отношения…………………………………………………………………… Профессиональная этика юриста……………………………………………………. Предпринимательская этика………………………………………………………….. Кодекс профессиональной этики аудиторов……………………………………….. Принципы этики социальной работы…………………………………………………. Престижность различных профессий………………………………………………… | ||||||||||
Тема 3.3 | МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА…………………………………………………………………………….. | ||||||||||
3.3.1 3.3.2 3.3.3 3.3.4 | Морально-правовая культура………………………………………………………… Взаимное влияние политики и морали в истории………………………………… Общее в политике и морали………………………………………………………….. Различия и разногласия в политике и морали…………………………………….. | ||||||||||
Раздел 4. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ | |||||||||||
Тема 4.1 | СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ………………………………………………………………………… | ||||||||||
4.1.1 4.1.2 4.1.3 | Что такое жизнь? ……………………………………………………………………….. Основные концепции смысла жизни…………………………………………………. Смысл, осмысленность и цель в жизни…………………………………………….. | ||||||||||
Тема 4.2 | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ ……………………………………………. | ||||||||||
4.2.1 4.2.2 4.2.3 4.2.4 4.2.5 | Понятие глобальной проблемы современности………………………………….. Проблема войны и мира ……………………………………………………………… Человек и природа: эволюция отношений…………………………………………. Сущность экологической этики………………………………………………………. Экологический кодекс……………………………………………………………………. | ||||||||||
Тема 4.3 | ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА …………………………………. | ||||||||||
4.3.1 4.3.2 4.3.3 4.3.4 | Понятие о чести………………………………………………………………………… Достоинство личности…………………………………………………………………. Честь и достоинство – единство противоположностей………………………….. Кодекс чести современного молодого человека………………………………….. | ||||||||||
Тема 4.4 | СОВЕСТЬ И ДОЛГ – ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ МОРАЛИ …………………. | ||||||||||
4.4.1 4.4.2 4.4.3 | Понятие долга…………………………………………………………………………… Совесть как явление нравственного сознания…………………………………….. Формы проявления совести | ||||||||||
Тема 4.5 | ДОБРО И ЗЛО – КРИТЕРИЙ МОРАЛИ ………………………………………………………… | ||||||||||
4.5.1 4.5.2 4.5.3 | Природа и содержание добра и зла…………………………………………………. Идея добра как абсолютного в морали……………………………………………… Проблема взаимодействия добра и зла…………………………………………….. | ||||||||||
ГЛАВА III. ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ | |||||||||||
3.1 | ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………………………………… | ||||||||||
3.1.1 | Практическое занятие № 1 Современная деловая этика… | ||||||||||
3.1.2 | Практическое занятие № 2 Профессиональные кодексы морали как составные части трудовой этики……………. | ||||||||||
3.1.3 | Практическое занятие № 3 Глобальные проблемы современности…………. | ||||||||||
3.2 | ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ………………………..………………..………………………………… | ||||||||||
3.2.1 | Тестовые задания по Разделу I «Этика-наука о нравственности»… ……….... | ||||||||||
3.2.2 | Тестовые задания по Разделу II «Прикладная этика: нормы и правила межличностного общения»… ………………..….... | ||||||||||
3.2.3 | Тестовые задания по Разделу III «Нормы и ценности нравственной жизни общества»… ………………..……………..….... | ||||||||||
3.2.4 | Тестовые задания по Разделу IV «Духовно-нравственные ценности»… ……... | ||||||||||
Учебная дисциплина «Основы этики» является общей гуманитарной дисциплиной, которая раскрывает специфику нравственности и нравственных явлений, дает собственно теоретическое определение морали, помогает выяснить основные структурные образования морали, состояние и нравственную атмосферу формирующегося гражданского общества в современной России, особенности их проявления в правовой культуре общества и повседневной жизни большинства людей. Данная дисциплина имеет прикладной характер, так как каждый человек оказывается в ситуации морального выбора, анализа основных проблем морали и права, нуждается в советах, как вести себя в обществе.
Дисциплина «Основы этики» призвана сыграть роль культурного и нравственного ориентира в формировании этических представлений, деловой активности и самостоятельности студентов.
Учебный материал распределен по четырем разделам.
Первый раздел раскрывает содержание понятий «этика», «мораль», «нравственность», дает представление о возникновении и истории этих понятий, их роли в жизни человека и общества.
Второй раздел знакомит студентов с историей, формами проявления этикета, с нормами современного делового этикета, с этическими требованиями к культуре общения.
Третий раздел акцентирует внимание студентов на нравственных ценностях любви, брака, семьи. Рассматриваются вопросы профессиональной этики, соотношения морали и политики.
Четвертый раздел посвящен раскрытию сути духовно-нравственных ценностей:; смысла и цели жизни, чести и достоинства человека, совести и долга, добра и зла.
Для закрепления знаний студентов специальности 1705 проводятся практические работы.
Формой итогового контроля является зачет.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины – способствовать совершенствованию, духовному росту личности.
Дисциплина «Основы этики» ставит перед собой три взаимосвязанных задачи: во-первых, дать обучаемым минимум знаний по этике; во-вторых, оказать им помощь в овладении некоторыми практическими навыками культуры поведения; и, в-третьих, стимулировать моральную рефлексию обучаемых, помочь им в ценностном самоуправлении.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
Ø об элементарных основах этики и этикета;
ЗНАТЬ:
Ø основные правила этики и приемы межличностного и делового общения;
Ø правовые нормы этики и этикета и ценности нравственной жизни общества;
УМЕТЬ:
Ø определять основные черты характера личности, владеть приемами делового общения и навыками культуры поведения;
Ø соблюдать этические нормы и правила в своей личной жизни и коллективе, а также в производственной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность 0602
Наименование разделов и тем | Учебная нагрузка студента, ч | Обязательные учебные занятия при заочной форме обучения, ч | ||||
max | само-стоятель-ная | обязательная при очной форме обучения | Всего | в том числе | ||
обзорно уста-новочные занятия | лаб. и практ. занятия | |||||
Введение | ||||||
Раздел 1. Этика – наука о нравственности | ||||||
1.1 Предмет этики | ||||||
1.2 Моральные нормы и нравственные требования | ||||||
1.3 Исторические корни нравственности | ||||||
Раздел 2. Прикладная этика: нормы и правила межличностного общения | ||||||
2.1 Этика и культура общения | ||||||
2.2 Этикет: история и формы его проявления | ||||||
2.3 Нормы и правила современного делового этикета |
Наименование разделов и тем | Учебная нагрузка студента, ч | Обязательные учебные занятия при заочной форме обучения, ч | ||||
max | само-стоятель-ная | обязательная при очной форме обучения | Всего | в том числе | ||
обзорно уста-новочные занятия | лаб. и практ. занятия | |||||
Раздел 3. Нормы и ценности нравственной жизни общества | ||||||
3.1 Нравственные ценности любви, брака, семьи | ||||||
3.2 Необходимость труда в обществе. Этика труда | ||||||
3.3 Мораль и политика | ||||||
Раздел 4. Духовно-нравственные ценности | ||||||
4.1 Смысл и цель жизни | ||||||
4.2 Глобальные проблемы современности | ||||||
4.3 Честь и достоинство современного человека | ||||||
4.4 Совесть и долг – основополагающий механизм морали | ||||||
4.5 Добро и зло – критерий морали | ||||||
ВСЕГО: |
Специальность 1705
Наименование разделов и тем | Учебная нагрузка студента, ч | Обязательные учебные занятия при заочной форме обучения, ч | ||||
max | само-стоятель-ная | обязательная при очной форме обучения | Всего | в том числе | ||
обзорно уста-новочные занятия | лаб. и практ. занятия | |||||
Введение | ||||||
Раздел 1. Этика – наука о нравственности | ||||||
1.1 Предмет этики | ||||||
1.2 Моральные нормы и нравственные требования | ||||||
1.3 Исторические корни нравственности | ||||||
Раздел 2. Прикладная этика: нормы и правила межличностного общения | ||||||
2.1 Этика и культура общения | ||||||
2.2 Этикет: история и формы его проявления | ||||||
2.3 Нормы и правила современного делового этикета |
Наименование разделов и тем | Учебная нагрузка студента, ч | Обязательные учебные занятия при заочной форме обучения, ч | ||||
max | само-стоятель-ная | обязательная при очной форме обучения | Всего | в том числе | ||
обзорно уста-новочные занятия | лаб. и практ. занятия | |||||
Раздел 3. Нормы и ценности нравственной жизни общества | ||||||
3.1 Нравственные ценности любви, брака, семьи | ||||||
3.2 Необходимость труда в обществе. Этика труда | ||||||
3.3 Мораль и политика | ||||||
Раздел 4. Духовно-нравственные ценности | ||||||
4.1 Смысл и цель жизни | ||||||
4.2 Глобальные проблемы современности | ||||||
4.3 Честь и достоинство современного человека | ||||||
4.4 Совесть и долг – основополагающий механизм морали | ||||||
4.5 Добро и зло – критерий морали | ||||||
ВСЕГО: |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. ЭТИКА – НАУКА О НРАВСТВЕННОСТИ
Тема 1.1 ПРЕДМЕТ ЭТИКИ
² Рассматриваемые вопросы:Историческое значение содержания понятий «этика», «мораль», «нравственность» в научной литературе и в обыденном сознании.
Возникновение этики. Этика в рамках первых философских учений древности.
Основные исторические этапы развития этики и изменения ее предмета. Этика Древнего Мира как учение о добродетелях человека. Классические добродетели античной культуры.
Этика как наука о моральных нормах, нравственных требованиях к поведению человека. Религия как общечеловеческая ценность. Сходство и близость моральных норм различных религиозных учений, общность нравственного развития человечества.
Общечеловеческое гуманистическое созерцание русской философско-этической мысли XIX-начала XX веков / В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой /.
Этика как учебный предмет, цели и задачи ее изучения. Необходимость этих знаний для духовно-культурного развития личности.
Соотношение исторического и современного, этико-национального и общечеловеческого.
² Требования к знаниям, умениям, навыкам
Изучив данную тему, студент должен:
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
· о требованиях, предъявляемых к уровню знаний по дисциплине;
ЗНАТЬ:
· содержание понятий «этика», «мораль» и «нравственность», их соотношение;
· самопознание и самовоспитание – предпосылка формирования нравственной культуры личности
² Методические рекомендации по изучению темы
При изучении данной темы необходимо уяснить содержание понятий «этика», «мораль», «нравственность», обратить внимание на место этики в системе гуманитарного знания, на структуру этики как науки.
Следует выделить рациональное зерно в важнейших моральных и этических учениях (Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа, Мухаммеда), понять специфику этики античности, средневековья и Возрождения, этики России эпохи 19 в.
² Контрольные вопросы и задания
1) Каково содержание понятия «этика»?
2) Какое место занимает этика в системе гуманитарных дисциплин?
3) Какова структура этики как науки?
4) Какова роль этических знаний в духовно-культурном развитии личности?
5) Охарактеризуйте основные этапы развития этики.
6) В чем сходство и близость моральных норм различных религиозных учений?
7) Охарактеризуйте этику России XIX в.
² Литература
1) Г.А. Голубева. Этика: Учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2005, с. 11-170
2) А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003, с. 9-29, с. 44-224