Формой итогового контроля является зачет

Ульяновск

УЛЬЯНОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ

Формой итогового контроля является зачет - student2.ru Формой итогового контроля является зачет - student2.ru Формой итогового контроля является зачет - student2.ru

 
  Формой итогового контроля является зачет - student2.ru

Ульяновск

87.7

О 75

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы этики». – Авт.-сост. Федорова Ю.А. Ульяновск: 2006 г. УАвиаК – стр.121.

Настоящее методическое пособие по дисциплине «Основы этики» разработано для студентов заочного отделения.

Пособие содержит программу, методические указания. Пособие может быть использовано для изучения теоретического курса, для закрепления и проверки знаний и умений, при подготовке к зачету.

Методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов всех специальностей средних специальных учебных заведений.

Печатается по решению редакционно-издательского совета авиационного колледжа.

Одобрено советом цикловой комиссии общих гуманитарных дисциплин.

Рецензенты:

Федоренко Г.И., старший преподаватель кафедры «Общенаучные дисциплины» ОСП «Институт авиационных технологий и управления»
Ферапонтова Н.С., преподаватель высшей категории Ульяновского авиационного колледжа

Отзывы и предложения направлять по адресу:

432067, г. Ульяновск, проспект Созидателей, 13

тел. (8-422) 20-56-71; 20-09-20

факс: 54-54-63

e-mail: [email protected]

© Ю.А. Федорова

© Ульяновский авиационный колледж, 2006

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………….
  ГЛАВА I. РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ  
       
1.1 Цели и задачи дисциплины…………………………………………………………………………
1.2 Тематический план учебной дисциплины……………………………………………………….
1.3 Содержание учебной дисциплины………………………………………………………………..
1.4 1.5 Перечень практических занятий………………………………………………………………….. Форма контроля по дисциплине…………………………………………………………………..
1.6 Вопросы для итогового контроля по дисциплине ……………………………………………..
1.7 1.8 Перечень литературы………………………………………………………………………………. Глоссарий……………………………………………………………………………………………..
  ГЛАВА II. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ  
       
Раздел 1. ЭТИКА – НАУКА О НРАВСТВЕННОСТИ  
Тема 1.1 ПРЕДМЕТ ЭТИКИ …………………………………………………………………………………….
  1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.1.4   1.1.5 1.1.6 1.1.7 Что означает термин «этика»…………………………………………………………. Этика как «практическая философия»………………………………………………. Этика в системе гуманитарного знания……………………………………………… Важнейшие моральные и этические учения (учение Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа, Мухаммеда)………………………………………………... Античная этика, этика эпохи Средневековья и Возрождения……………………. Этическая мысль Нового времени…………………………………………………… Этика России «эпохи философского пробуждения XIX века»…………………..  
Тема 1.2 МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И НРАВСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.………………………………..
  1.2.1 1.2.2 1.2.3 1.2.4 Понятие морали ……………………………………………………………………….. Происхождение морали ………………………………………………………………. Специфика и сущность морали……………………………………………………… Функции морали ………………………………………………………………………..
Тема 1.3 ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ НРАВСТВЕННОСТИ………………………………………………….  
  1.3.1 1.3.2 1.3.3 1.3.4 1.3.5 1.3.6 1.3.7 1.3.8 1.3.9 Архаическая нравственность…………………………………………………………. Древние своды законов и моральных обязанностей…………………………….. Гражданская мораль и нормы права в античную эпоху…………………………. Этос благородного мужа в учении Конфуция…………………………………….. Нравственность эпохи Средневековья…………………………………………….. Рыцарский нравственный идеал…………………………………………………….. Нравственность Возрождения……………………………………………………….. Нравственность Древней Руси………………………………………………………. Мещанство……………………………………………………………………………….
Раздел 2. ПРИКЛАДНАЯ ЭТИКА: НОРМЫ И ПРАВИЛА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ    
Тема 2.1 ЭТИКА И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ………………………………………….……………………..
  2.1.1 2.1.2 2.1.3 2.1.4 2.1.5 2.1.6 2.1.7 2.1.8 2.1.9 2.1.10 2.1.11 2.1.12 Внутренняя и внешняя культура ……………………………………………………. Воспитанность …………………………………………………………………………. Понятие общения ……………………………………………………………………… «Абстрактные типы» собеседников ………………………………………………… Виды общения ………………………………………………………………………….. Функции общения ………………………………………………………………………. Средства общения …………………………………………………………………….. Правила приличия ……………………………………………………………………… Техники общения ………………………………………………………………………. Конфликты в общении…………………………………………………………………. Культурный облик руководителя…………………………………………………….. Критика и её этические аспекты………………………………………………………
         
Тема 2.2 ЭТИКЕТ: ИСТОРИЯ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ …………………………………………..  
  2.2.1 2.2.2 2.2.3 2.2.4 Понятие этикета ………………………………………………………………………… История этикета ………………………………………………………………………… Из истории российского этикета……………………………………………………… Современные представления об этикете……………………………………………  
Тема 2.3 НОРМЫ И ПРАВИЛА СОВРЕМЕННОГО ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА ……………………………  
  2.3.1 2.3.2 2.3.3 2.3.4 2.3.5 Профессиональная этика, этические принципы деловых отношений………….. Деловой этикет ………………………………………………………………………….. Внешний облик делового человека…………………………………………………. Деловая беседа…………………………………………………………………………. Деловая переписка ……………………………………………………………………..  
Раздел 3. НОРМЫ И ЦЕННОСТИ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА    
Тема 3.1 НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ЛЮБВИ, БРАКА, СЕМЬИ …………………………………..  
  3.1.1 3.1.2 3.1.3 3.1.4 3.1.5 3.1.6 3.1.7 3.1.8 3.1.9 3.1.10 3.1.11 Нравственный смысл любви…………………………………………………………… Возникновение феномена любви…………………………………………………….. Сколько ликов у любви? ………………………………………………………………. Как сделать выбор? ……………………………………………………………………. Силки и капканы добрачных отношений…………………………………………….. Такие разные браки…………………………………………………………………….. Мели и рифы семейной жизни……………………………………………………….. Куда уходит любовь? …………………………………………………………………... Значение отцовства и материнства в жизни ребенка……………………………. Общение в семье………………………………………………………………………. Проблема развода и её нравственные аспекты…………………………………..  
Тема 3.2 НЕОБХОДИМОСТЬ ТРУДА В ОБЩЕСТВЕ. ЭТИКА ТРУДА ………………….…………….  
  3.2.1 3.2.2 3.2.3 3.2.4 3.2.5 3.2.6 Трудовые отношения…………………………………………………………………… Профессиональная этика юриста……………………………………………………. Предпринимательская этика………………………………………………………….. Кодекс профессиональной этики аудиторов……………………………………….. Принципы этики социальной работы…………………………………………………. Престижность различных профессий…………………………………………………  
Тема 3.3 МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА……………………………………………………………………………..  
  3.3.1 3.3.2 3.3.3 3.3.4 Морально-правовая культура………………………………………………………… Взаимное влияние политики и морали в истории………………………………… Общее в политике и морали………………………………………………………….. Различия и разногласия в политике и морали……………………………………..  
Раздел 4. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ    
Тема 4.1 СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ …………………………………………………………………………  
  4.1.1 4.1.2 4.1.3 Что такое жизнь? ……………………………………………………………………….. Основные концепции смысла жизни…………………………………………………. Смысл, осмысленность и цель в жизни……………………………………………..  
Тема 4.2 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ …………………………………………….  
  4.2.1 4.2.2 4.2.3 4.2.4 4.2.5 Понятие глобальной проблемы современности………………………………….. Проблема войны и мира ……………………………………………………………… Человек и природа: эволюция отношений…………………………………………. Сущность экологической этики………………………………………………………. Экологический кодекс…………………………………………………………………….  
Тема 4.3 ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ………………………………….  
  4.3.1 4.3.2 4.3.3 4.3.4 Понятие о чести………………………………………………………………………… Достоинство личности…………………………………………………………………. Честь и достоинство – единство противоположностей………………………….. Кодекс чести современного молодого человека…………………………………..  
Тема 4.4 СОВЕСТЬ И ДОЛГ – ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ МЕХАНИЗМ МОРАЛИ ………………….  
  4.4.1 4.4.2 4.4.3 Понятие долга…………………………………………………………………………… Совесть как явление нравственного сознания…………………………………….. Формы проявления совести  
Тема 4.5 ДОБРО И ЗЛО – КРИТЕРИЙ МОРАЛИ …………………………………………………………  
  4.5.1 4.5.2 4.5.3 Природа и содержание добра и зла…………………………………………………. Идея добра как абсолютного в морали……………………………………………… Проблема взаимодействия добра и зла……………………………………………..  
  ГЛАВА III. ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ  
       
3.1 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ………………………………………………………………………  
  3.1.1 Практическое занятие № 1 Современная деловая этика…  
  3.1.2 Практическое занятие № 2 Профессиональные кодексы морали как составные части трудовой этики…………….    
  3.1.3 Практическое занятие № 3 Глобальные проблемы современности………….  
3.2 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ………………………..………………..…………………………………  
  3.2.1 Тестовые задания по Разделу I «Этика-наука о нравственности»… ………....  
  3.2.2 Тестовые задания по Разделу II «Прикладная этика: нормы и правила межличностного общения»… ………………..…....    
  3.2.3 Тестовые задания по Разделу III «Нормы и ценности нравственной жизни общества»… ………………..……………..…....    
  3.2.4 Тестовые задания по Разделу IV «Духовно-нравственные ценности»… ……...  
         
                       

Формой итогового контроля является зачет - student2.ru

Учебная дисциплина «Основы этики» является общей гуманитарной дисциплиной, которая раскрывает специфику нравственности и нравственных явлений, дает собственно теоретическое определение морали, помогает выяснить основные структурные образования морали, состояние и нравственную атмосферу формирующегося гражданского общества в современной России, особенности их проявления в правовой культуре общества и повседневной жизни большинства людей. Данная дисциплина имеет прикладной характер, так как каждый человек оказывается в ситуации морального выбора, анализа основных проблем морали и права, нуждается в советах, как вести себя в обществе.

Дисциплина «Основы этики» призвана сыграть роль культурного и нравственного ориентира в формировании этических представлений, деловой активности и самостоятельности студентов.

Учебный материал распределен по четырем разделам.

Первый раздел раскрывает содержание понятий «этика», «мораль», «нравственность», дает представление о возникновении и истории этих понятий, их роли в жизни человека и общества.

Второй раздел знакомит студентов с историей, формами проявления этикета, с нормами современного делового этикета, с этическими требованиями к культуре общения.

Третий раздел акцентирует внимание студентов на нравственных ценностях любви, брака, семьи. Рассматриваются вопросы профессиональной этики, соотношения морали и политики.

Четвертый раздел посвящен раскрытию сути духовно-нравственных ценностей:; смысла и цели жизни, чести и достоинства человека, совести и долга, добра и зла.

Для закрепления знаний студентов специальности 1705 проводятся практические работы.

Формой итогового контроля является зачет.

Формой итогового контроля является зачет - student2.ru

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины – способствовать совершенствованию, духовному росту личности.

Дисциплина «Основы этики» ставит перед собой три взаимосвязанных задачи: во-первых, дать обучаемым минимум знаний по этике; во-вторых, оказать им помощь в овладении некоторыми практическими навыками культуры поведения; и, в-третьих, стимулировать моральную рефлексию обучаемых, помочь им в ценностном самоуправлении.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

Ø об элементарных основах этики и этикета;

ЗНАТЬ:

Ø основные правила этики и приемы межличностного и делового общения;

Ø правовые нормы этики и этикета и ценности нравственной жизни общества;

УМЕТЬ:

Ø определять основные черты характера личности, владеть приемами делового общения и навыками культуры поведения;

Ø соблюдать этические нормы и правила в своей личной жизни и коллективе, а также в производственной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность 0602

Наименование разделов и тем Учебная нагрузка студента, ч Обязательные учебные занятия при заочной форме обучения, ч
max само-стоятель-ная обязательная при очной форме обучения Всего в том числе
обзорно уста-новочные занятия лаб. и практ. занятия
Введение            
Раздел 1. Этика – наука о нравственности            
1.1 Предмет этики  
1.2 Моральные нормы и нравственные требования  
1.3 Исторические корни нравственности        
             
Раздел 2. Прикладная этика: нормы и правила межличностного общения            
2.1 Этика и культура общения    
2.2 Этикет: история и формы его проявления      
2.3 Нормы и правила современного делового этикета        
Наименование разделов и тем Учебная нагрузка студента, ч Обязательные учебные занятия при заочной форме обучения, ч
max само-стоятель-ная обязательная при очной форме обучения Всего в том числе
обзорно уста-новочные занятия лаб. и практ. занятия
Раздел 3. Нормы и ценности нравственной жизни общества            
3.1 Нравственные ценности любви, брака, семьи      
3.2 Необходимость труда в обществе. Этика труда    
3.3 Мораль и политика        
             
Раздел 4. Духовно-нравственные ценности            
4.1 Смысл и цель жизни  
4.2 Глобальные проблемы современности        
4.3 Честь и достоинство современного человека      
4.4 Совесть и долг – основополагающий механизм морали        
4.5 Добро и зло – критерий морали    
  ВСЕГО:    

Специальность 1705

Наименование разделов и тем Учебная нагрузка студента, ч Обязательные учебные занятия при заочной форме обучения, ч
max само-стоятель-ная обязательная при очной форме обучения Всего в том числе
обзорно уста-новочные занятия лаб. и практ. занятия
Введение            
Раздел 1. Этика – наука о нравственности            
1.1 Предмет этики    
1.2 Моральные нормы и нравственные требования      
1.3 Исторические корни нравственности      
             
Раздел 2. Прикладная этика: нормы и правила межличностного общения            
2.1 Этика и культура общения    
2.2 Этикет: история и формы его проявления    
2.3 Нормы и правила современного делового этикета      
Наименование разделов и тем Учебная нагрузка студента, ч Обязательные учебные занятия при заочной форме обучения, ч
max само-стоятель-ная обязательная при очной форме обучения Всего в том числе
обзорно уста-новочные занятия лаб. и практ. занятия
Раздел 3. Нормы и ценности нравственной жизни общества            
3.1 Нравственные ценности любви, брака, семьи    
3.2 Необходимость труда в обществе. Этика труда      
3.3 Мораль и политика        
             
Раздел 4. Духовно-нравственные ценности            
4.1 Смысл и цель жизни    
4.2 Глобальные проблемы современности      
4.3 Честь и достоинство современного человека    
4.4 Совесть и долг – основополагающий механизм морали      
4.5 Добро и зло – критерий морали      
  ВСЕГО:    

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1. ЭТИКА – НАУКА О НРАВСТВЕННОСТИ

Тема 1.1 ПРЕДМЕТ ЭТИКИ

² Рассматриваемые вопросы:Историческое значение содержания понятий «этика», «мораль», «нравственность» в научной литературе и в обыденном сознании.

Возникновение этики. Этика в рамках первых философских учений древности.

Основные исторические этапы развития этики и изменения ее предмета. Этика Древнего Мира как учение о добродетелях человека. Классические добродетели античной культуры.

Этика как наука о моральных нормах, нравственных требованиях к поведению человека. Религия как общечеловеческая ценность. Сходство и близость моральных норм различных религиозных учений, общность нравственного развития человечества.

Общечеловеческое гуманистическое созерцание русской философско-этической мысли XIX-начала XX веков / В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой /.

Этика как учебный предмет, цели и задачи ее изучения. Необходимость этих знаний для духовно-культурного развития личности.

Соотношение исторического и современного, этико-национального и общечеловеческого.

² Требования к знаниям, умениям, навыкам

Изучив данную тему, студент должен:

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

· о требованиях, предъявляемых к уровню знаний по дисциплине;

ЗНАТЬ:

· содержание понятий «этика», «мораль» и «нравственность», их соотношение;

· самопознание и самовоспитание – предпосылка формирования нравственной культуры личности

² Методические рекомендации по изучению темы

При изучении данной темы необходимо уяснить содержание понятий «этика», «мораль», «нравственность», обратить внимание на место этики в системе гуманитарного знания, на структуру этики как науки.

Следует выделить рациональное зерно в важнейших моральных и этических учениях (Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа, Мухаммеда), понять специфику этики античности, средневековья и Возрождения, этики России эпохи 19 в.

² Контрольные вопросы и задания

1) Каково содержание понятия «этика»?

2) Какое место занимает этика в системе гуманитарных дисциплин?

3) Какова структура этики как науки?

4) Какова роль этических знаний в духовно-культурном развитии личности?

5) Охарактеризуйте основные этапы развития этики.

6) В чем сходство и близость моральных норм различных религиозных учений?

7) Охарактеризуйте этику России XIX в.

² Литература

1) Г.А. Голубева. Этика: Учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2005, с. 11-170

2) А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003, с. 9-29, с. 44-224

Наши рекомендации