Адекватна ли модель валидности, основанная на тестировании физической реальности?
Прежде чем ответить на вопрос, вынесенный в заголовок этого подраздела, необходимо сделать несколько замечаний по поводу этой модели. Во-первых, существуют возражения, продиктованные здравым смыслом. В действительности валидность вовсе не «свойство» информации, т. е. она не существует в действительном контексте «послания» (в том, что оно говорит и как оно это делает). То, что я воспринял информацию как содержащую сведения о реальности, — это мое свойствое как ее получателя, моя способность вынести суждение о ее социальной ценности. Это, если угодно, «атрибуционное» свойство, суждение, что информация должна быть внешне атрибутирована, отнесена к объективной реальности (а потому объективно приемлема и валидна), а не к субъективным пристрастиям, особенностям поведения или фанатичным предрассудкам ее источника. Я могу сказать, что аргумент, приведенный кем-то, — это сильный, последовательный, релевантный, оригинальный, валидный, компетентный, корректный и т. п. аргумент. Я говорю, что оцениваю данный аргумент как дающий информацию о реальности и как объективно правдивый.Мною не было сказано ни слова о том, что на самом деле сказал «автор аргумента» с точки зрения реального содержания
Адекватна ли модель валидности, основанная на тестировании.
последнего. Нет ни одной стройной теории, которая говорила бы о том, что валидность аргументов можно охарактеризовать иначе, чем в терминах рейтингов людей или социальных договоренностей и правил.
Во-вторых, существуют метатеоретические возражения Тайфеля (Tajfel, 1969a, 1972) и Московичи (Moscovici, 1976). Сомнительно, что тестирование физической реальности действительно существует в отрыве от тестирования социальной реальности. Например, физически изолированный человек, выносящий суждение о каком-то стимуле, не асоциален, он всегда действует как член определенной группы и определенного общества и как представитель определенной культуры. Человек интерпретирует сенсорную информацию с позиций нормативных категорий, теорий, допущений, стандартов и процедур той культуры, к которой он принадлежит (см. главу 4). Тестирование социальной реальности и не вторично, и необязательно. Неуверенность, ведущая к социальному сравнению, возникает не только тогда, когда физическое тестирование дает неоднозначные результаты. Она прямое следствие несогласия с релевантными «другими» в контексте общей реальности. Точно также и снижение уровня неуверенности — это вопрос согласованной социальной поддержки, о чем свидетельствуют многие исследования, о которых было рассказано в главе 2, а не абстрактной информации. Сами по себе физические тесты не способны ни создать неуверенности, ни снизить ее уровень. Эксперты способны оказывать влияние не потому, что обладают информацией, правильность которой могут доказать. Их информация воспринимается как валидная потому, что они — признанные обществом специалисты, легитимные представители нормативных культурных институтов и ценностей (Moscovici, 1976). Когда проводятся исследования, цель которых — показать влияние «объективной обратной связи» (т. е. доказать, что испытуемый, успешно справляющийся с заданием, менее склонен к конформности), то при ближайшем рассмотрении оказывается, что «объективная» информация социально валидизирована. Например, экспериментатор, обладающий легитимным авторитетом, обеспечивает испытуемых обратной связью или подтверждает критерии, с помощью которых определяется и измеряется их успех. Короче говоря, тестирование физической реальности не существует в изоляции, тестирование социальной реальности не вторично, и источником субъективной ва-
21 2 Глава 6. Дуалистическая модель, самокатегоризация...
Индивидуальное тестирование реальности и социальная валидизация... 21 3
лидности станут скорее нормы референтной группы, нежели абстрактная информация.
В-третьих, разрыв между информационным влиянием и социальным сравнением, лежащий в основе модели тестирования физической реальности, создал для теории ряд трудностей. Она не способна правдоподобно и эвристически объяснить происходящее. Например, рассматривая исследования, посвященные конформности, мы убедились в том, что идея Фестингера о вторичности тестирования социальной реальности не нашла экспериментального подтверждения. Рискну предположить, что никто не обнаружил чистого «информационного» влияния, не зависящего от социальных отношений между объектом влияния и источником информации и от тех норм и ценностей, которых придерживается объект влияния. И уж конечно, с этих позиций невозможно объяснить власть «фактов». То же самое можно сказать и о власти «экспертов», и о «рациональной аргументации» {rational demonstration). Эксперты «назначены на свои должности» обществом и признаны им в качестве таковых и, так же как «рациональная аргументация», предполагают наличие культурного консенсуса относительно правил, процедур, технологий, категорий и знаний, «не требующих доказательств».
Что касается исследований групповой поляризации, то попытка объяснить ее только с точки зрения «информационных» свойств аргументов заканчивается ad hoc допущением, что большинство обладает большей новизной, чем меньшинство (или иными допущениями, которые тоже представляются допущениями ad hoc и «ходящими по кругу»). При изучении влияния меньшинства идея конверсии, свободной от сравнения, не способна объяснить валидизационные эффекты большинства и усиление влияния, которое возникает в результате социальной идентификации с меньшинством (это усиление влияния должно подталкивать к социальному сравнению с меньшинством). Идентификация с внутригрупповым меньшинством означает, что оно является референтной группой для сравнения, и все же конверсионный эффект меньшинства не устраняется подобной идентификацией. Теоретические трудности возникают также и при необходимости объяснить, почему: а) несогласие с меньшинством не означает сравнения, б) подобное несогласие приводит скорее к попыткам понять, нежели отвергнуть позицию меньшинства или унизить его и в) понимание должно привести к принятию.