Пассивные упражнения для пальцев рук
Пример: Рука ребенка лежит на столе ладонью вниз. Одной рукой взрослый фиксирует ее в лучезапястном суставе, другой рукой приподнимает вверх до максимального положения поочередно каждый палец.
Активная гимнастика.
Важно! Упражнения рекомендуется выполнять сначала ведущей рукой, затем отрабатывается упражнение другой рукой. Следующий этап – выполнение упражнения обеими руками.(«Коза – козленок»)
Игры с крупами.
В последнее время наряду с традиционными пальчиковыми играми приобретают все большее распространение игры с крупами. Такие как: сухой бассейн и рисование на крупе, позволяющие одновременно с совершенствованием координации движений проводить и массаж пальчиков (чем крупнее крупа, тем более активным будет массаж).
Для изготовления сухого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в коробку или глубокую миску, на дно положить мелкие игрушки и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне.
Для рисования на крупе понадобится поднос либо любая другая ровная поверхность. Насыпаем крупу на поднос и распределяем ее ровным слоем по всей плоскости. Чтобы легче было убирать крупу, рассыпавшуюся после занятия, можно проводить игры с крупой на ткани, которая быстро чистится, путем встряхивания.
Пример: Игра "Найди картинку".
Положите на поверхность, которую вы собираетесь засыпать крупой, лист бумаги с яркими картинками, которые могут заинтересовать малыша.
Малышу показывают, что под крупой могут быть спрятаны картинки и предлагают их найти.
Игры с мелкими предметами(камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики), развивают умение хватать щепотью или двумя пальцами и способствуют развитию координированных движений пальцев рук:
- Сортировать мелкие предметы
- Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком.
- «Покорми друга». Используется коробка, на которой нарисовано животное, на месте рта проделано отверстие, в которое ребенок опускает фасоль, макароны.
Важно!Игры с крупой и мелкими предметами следует проводить под контролем взрослого.
Другие полезные игры:
- Нанизывать бусины на шнурок.
- Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии.
- Отстегивать и пристегивать прищепки.
- Запускать пальцами волчки.
- Открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки банок, бутылок.
- Мять бумагу.
VII. Требования к речи взрослого.
- Воспитатель должен говорить короткими предложениями 2-4 слова. Делая паузы.
- Одни и те же сочетания повторяются 2-3 раза.
- Одни и те же слова повторяются в разных грамматических формах.
- Все звуки, произносимые взрослым, были четкими, а ритм речи – не слишком быстрым.
Вывод.
Таким образом, чтобы освоение речи проходило успешно, ребенок должен иметь возможность получать различные впечатления от окружающей среды, и эти впечатления необходимо сопровождать словесными объяснениями, давать им определения, устанавливая непосредственную связь слова с предметом, действием, явлением.
Литература:
1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. Статья: Воспитание детей раннего возраста. - М., 1968.
2. Аксарина Н. М. "Воспитание детей раннего возраста" Изд-во «Медицина», М., 1977 г.
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272
5. Герасимова А. Малыш учится говорить. От «Агу» до монолога., - М., Олма Медиа Групп,2007
6. Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам.,М. -Просвещение,2008
7. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учебно-метод. пособие, 1994
8. Логопедия//Под ред. проф. Л. С. Волковой. – М., 1989
9. Печера К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении, - М., Владос, 2002
10. Янушко Е.А Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей с 1,5 до 3 лет. - М.,Теревинф, 2007