Упражнения для пальцев и кистей рук

Предлагаем систему упражнений, разработанную И.Ф. Марковской и Е.А. Екжановой. Гимнастика рук начинается с разминки: их сгибания и выпрямления. Детям нравится использовать для этого упражнения игрушки с пищалками. Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук. Обычно они имитируют действия с каким-либо реальным предметом.

"Красим забор": движение кистей рук вверх – вниз, затем вправо – влево.

"Погладим котенка": плавные движения поглаживания сначала одной, потом другой рукой.

"Курочка пьет водичку": локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмические наклоны рук вперед.

"Музыканты": движениями рук дети копируют игру на различных музыкальных инструментах.

"Солим суп": локти опираются на стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

Далее предлагаются упражнения на удержание кисти руки в определенной позе. Сначала ребенок действует каждой рукой поочередно, затем двумя руками одновременно. 8"Зайчик": рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак; постепенно выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы – зайчик вытянул ушки.

Можно предварить это упражнение загадкой о зайце, сопровождать действия считалкой:

Зимой белый, летом серый. Прыгает ловко, любит морковку.

Зайчишка-трусишка Капусту нашел,

По полю бежал, Сидит, грызет.

В огород забежал, Иди прочь –

Морковку нашел, Хозяин идет.

"Кольцо": рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы и соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.

"Гусь": рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва.

"Коза-дереза": пальцы зажаты в кулак. Выпрямляются указательный палец и мизинец. Упражнение сопровождается известной присказкой "Идет коза рогатая..." Упражнения для автоматизации движений и развития внимания состоят из серии последовательных действий. Они сопровождаются стихами, потешками, считалочками, ритм которых соответствует выполняемым движениям.

"Пальчики поздоровались": кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Упражнение сначала выполняется одной, а затем двумя руками.

Разновидность этого упражнения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу. Пальцы разведены; поочередно одноименные пальцы соприкасаются, постукивая подушечками друг о друга. Выполнение этого упражнения сочетается с чтением наизусть потешек:

Жили-были три пингвина: Пик, Пак, Пок. Дружно мыли свою льдину Пик, Пак, Пок.

– Пальчик-мальчик, где ты был?

– С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел. "Человечек бежит": указательный и средний пальцы "бегают" по столу. Сначала упражнение выполняется одной, затем другой рукой, далее – двумя руками вместе.

"Цветок распустился": пальцы зажаты в кулак; каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки у цветка; большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Другой вариант этого упражнения: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней – цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках отводятся назад – цветок распустился. Это упражнение сопровождается чтением стихотворения о цветах, например:

Мы цветы в саду сажаем, Астры, лилии, тюльпаны

Их из лейки поливаем. Пусть растут для нашей мамы.

"Зайчик – кольцо": упражнение, основанное на переходе из одной позиции в другую. Эти изменения позиции отрабатываются сначала одной рукой, затем – другой, а далее обеими руками вместе.

"Ладонь – кулак"; руки опираются на локти, ладони обращены друг к другу.

Ладонь одной руки хлопает о другую, затем сжимается в кулак и вновь легко ударяет о ладонь другой руки. Затем положение рук меняется. Усложнение задания достигается за счет ускорения ритма.

Сначала объяснение взрослого сопровождается показом того, как надо выполнять каждое упражнение, то есть в значительной мере дети действуют по подражанию.

Постепенно показ устраняется, остаются только словесные указания. Возвращаться к показу следует лишь в случае неправильных действий ребенка. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кистей рук каждого ребенка и точностью переключения с одного движения на другое.

Если ребенок не может самостоятельно принять нужную позу и выполнить требуемое движение, взрослый берет его руку и действует вместе с ним. В случае необходимости ребенок может поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей При этом следует поощрять ребенка: "Молодец! Посмотри, какие прямые ушки получились у зайчика"

Наши рекомендации