Черный юмор как форма проявления девиантного поведения
Под черным юмором обычно понимается сочетание смешного с ужасным, трагическим. Его цель - рассмешив, напугать, или же, напротив, напугав, рассмешить. К этому виду юмора относятся анекдоты про уродов, покойников, вампиров, кровожадных родителей и несчастных или жестоких детей, про кровь и увечья.
В подростковом фольклоре сегодня черный юмор существует в подавляющем большинстве в виде дву- и четверостиший. Они легко запоминаются и очень похожи на частушки или бравые пионерские вирши, почему нередко в быту черный юмор еще называют садистскими стихами. В подавляющем их большинстве речь идет о чадах и домочадцах, чрезвычайно жестоких по отношению друг к другу. Именно здесь образ семьи, семейные отношения предстают в удивительном и наиболее полном и доступном для исследования виде. Такой фольклор до недавнего времени крайне редко оказывался предметом научного исследования. А между тем этот материал чрезвычайно богат сведениями, характеризующими развитие личности, становление ее отношений с внешним миром, восприятие проблем в сегодняшнем обществе.
Почему в черном юморе подростков так велика роль семьи? Каков автопортрет подростка в семейном интерьере? Что выявляет и что скрывает явное нарушение общекультурного запрета на дурное отношение к близким людям? Прежде чем пытаться дать ответы на эти и связанные с этим вопросы, приведу значительное число произведений, изображающих родителей, детей и их взаимоотношения, ибо трудно рассчитывать на близкое знакомство с таким видом «живого творчества масс».
Для ребенка и подростка семья - это почти все: здесь основа его физического существования, здесь формируются его ценностные ориентации, здесь же, по мнению большинства психологов и психиатров, коренятся его страхи и комплексы, устойчивые привычки и т. п. Известно, что основа, ядро личности складывается к 6 - 7 годам - времени, когда нормальный ребенок большую часть времени проводит дома, а общается больше всего с родственниками. Неудивительно, что семейные отношения оказываются чрезвычайно ценными и потому неизбежно обсуждаются, в том числе в подростковом фольклоре, хотя в специфической форме. Здесь мы не найдем традиционных представлений о доме как безопасном месте. Здесь родители играют совсем другую роль, вовсе не защищая ребенка. Здесь нет и никаких запретов, типичных для сказочных зачинов. Вообще все как бы перевернуто с ног на голову.
В черном юморе отчий дом, гарантирующий, казалось бы, безмятежный приют от горестей и защиту от внешнего мира, убежище, куда стремится любой нормальный благополучный человек, показан как место, полное опасностей. Причем не только на чердаке, в лифте или подвале - излюбленных местах детских забав, но и в квартире, комнате ребенка подстерегает возможность получить удар током, сломать руки-ноги, замерзнуть в холодильнике, сгореть в плите.
Темною ночью в пижаме в полоску
Мальчик на кухне распиливал доску.
Мягко железо в ногу вошло,
Вместе с ногою детство ушло.
Маленький мальчик сидел на окошке,
Свесив наружу тонкие ножки.
Об мостовую грохнули кости.
Мальчик не едет к бабушке в гости.
Маленький мальчик залез в холодильник,
Маленькой ручкой схватил за рубильник.
Быстро застыли сопли в носу.
Нет, не доест он свою колбасу.
Ручки и ножки исчезли все сразу.
Не подпускайте детей к унитазу.
Стихи, посвященные семье, условно разделим на три неодинаковые группы, воздерживаясь от оценки их доли в общем массиве, поскольку это требует много времени. Первую группу составляют произведения о жестоких родителях и детях-жертвах. Родители рисуются как равнодушные свидетели детских мучений, а то и под видом ласковой заботы издеваются над ними.
Маленький мальчик, высокий карниз.
Маленький мальчик летит с него вниз.
Ну а внизу улыбается мать:
«Нет, не умеет сынок мой летать!»
Маленький мальчик пошел в туалет.
Доски прогнили за несколько лет.
Треснуло что-то, и мальчик упал.
«Вкусно тебе?» - ему папа сказал.
Черствые родители не только не способны к сопереживанию, но и откровенно радуются детскому несчастью:
Маленький мальчик побриться хотел,
Бритвой опасной он горло задел.
Горькую весть сообщили отцу.
Папа сказал: «Поделом сорванцу!»
Как видим, именно родители оказываются как косвенными, так и непосредственными виновниками мучений, увечий и гибели своих непослушных чад, причем наказание совершенно не соразмерно поступку явно гиперболизировано.
Мне мама в детстве выколола глазки,
Чтоб я в шкафу варенье не нашел.
Теперь я не смотрю мультфильмы, не читаю сказки,
Зато я нюхаю и слышу хорошо».
Девочка дома в мячик играла.
Девочка в папу случайно попала.
Папа сказал ей: «Ах ты, егоза!»
Долго на пальцах блестели глаза.
Трогательную «нежность» проявляют к малым детям не только родители, но и дедушки-бабушки, не оставляя надежду на помощь и сочувствие.
Бабушка внучку из школы ждала,
Цианистый калий в ступке толкла.
Дедушка бабушку опередил,
Внучку гвоздями к забору прибил.
Не менее горячи и братские чувства.
Маленький мальчик нашел автомат.
Долго у стенки корчился брат.
Детские повествовательные «страшилки» («Черная рука», «Желтый автобус»), более популярные среди детей 6 - 8 лет, в качестве главных действующих лиц также рисуют родителей и непослушных детей, которые попадают то в темную комнату, то на кладбище, где их ожидают встречи с таинственными и опасными незнакомцами, колдунами, вампирами, мертвецами.
Интересно, что в «страшилках» дети вред родственникам наносят чаще по незнанию - случайно что-то запрещенное берут, покупают, забывают, выбрасывают. В черном же юморе они, как правило, никакого запрета не нарушают. Более того, они тщательно выполняют «полезные советы» родных и близких. А вот родители - герои черного юмора только и делают, что дают крайне вредные, пагубные советы, приводящие к увечьям или гибели наивных, доверчивых детей
Девочка в поле гранату нашла.
«Что это, мама?» - спросила она.
«Дерни колечко» - ей мама сказала.
Долго над полем косичка летала.
Бабушка в роще поганку нашла.
«Съешь ее, внучка», - сказала она.
Быстро Танюшка схрумкала гриб.
Живой не увидит внучку старик.
Вторую группу произведений, где героями являются родственники, составляют стихи, в которых детям отводится противоположная роль. Дети отвечают родным и близким не меньшей заботой.
Девочка Света нашла пистолет.
Больше у Светы родителей нет.
Мальчик в конверт запечатал тротил,
Папе на письменный стол положил.
Сын на граните решил написать:
«Нечего было за двойку ругать!»
Не остаются без внимания и представители более старшего поколения.
Мальчик бутылку с чем-то нашел,
С этой бутылкой к деду пришел.
Долго смеялись над шуткою гости,
От деда остались одни только кости.
Дедушка внучку очень любил.
Дедушка внучке нож подарил.
Молча теперь деда в кресле сидит,
А меж лопаток ножик торчит.
Третья группа стихов черного юмора (в имеющемся массиве, правда, весьма немногочисленная рассказывает о том, что дети солидаризируются с кем-то из родителей, осуществляя совместное действие.
Маленький мальчик на яблоню влез.
Сторож: Пахом достает свой обрез.
Выстрел раздался, и сторож упал
Мальчика сзади отец прикрывал.
Немногим больше существует стихов и их вариантов, где дети солидаризируются с одним родителем против другого.
Маленький мальчик нашел пистолет,
Долго он целился папе в хребет.
Грянул тут выстрел - папа упал.
Мама спросила: «Неужто попал ?»
Уже из этих примеров видно, что семья - настоящее поле боя, на котором равнодушные, циничные, безрассудно и бессмысленно жестокие родственники постоянно друг друга увечат и умерщвляют. Кстати, подобное явление существует не только в отечественной и подростковой субкультуре: черным юмором полна английская народная поэзия для детей, есть похожие произведения и в США, Франции, Германии, Италии...
Обрисовав вкратце типы отношений детей и родителей в черном юморе, попробуем приблизиться к ответам на вопросы, сформулированные ранее.
Подобное отношение подростков к семье имеет целый ряд психофизиологических причин. Подростки ощущают нестабильность и зыбкость устоявшихся в семье отношений, когда выходят за пределы традиционного семейного круга в широкий мир. Это чувство возникает на фоне осознания всеобщей относительности, характерного для подростков вообще и особенно усиливающегося у них (и не только у них) сегодня.
Именно родные, как самые значимые для ребенка люди, оказывают на него наиболее длительное и сильное влияние. В большинстве случаев они авторитетны и дороги ребенку. Вот против такого авторитета и выступает массовое подростковое сознание, оформившееся в черный юмор, показывая пагубные последствия излишней родительской опеки и «полезных советов», выдаваемых детям. Ведь, в конечном счете, бездумное следование этим советам и приводит к плачевным для детей последствиям.
Очевидно, что это - отражение малоосознанного, но ощутимого факта, связанного с тем, что в быстро меняющемся мире опыт, полезные для родителей знания далеко не всегда оказываются полезными и пригодными для следующего поколения. Это драма модернизации общества, по-своему преломленная в подростковой субкультуре, носители которой как раз и сталкиваются с дилеммой: воспользоваться предлагаемым опытом или пойти по собственному пути?
Имеются для такого образа семьи и другие основания. Привязанность к родителям и зависимость от них тяготят подростка. И мальчики, и девочки 11 - 12 лет в большинстве своем очень озабочены борьбой за независимость в семье, о чем свидетельствует, в частности, учет звонков в службу «Телефон доверия для подростков».
С помощью черного юмора и прочего происходит своеобразная подготовка к грядущему и ожидаемому, одновременно с надеждами и опасениями за ослабление семейных связей, уходу от родительской опеки. Иллюзорное освобождение от нее рисуется в фольклоре с помощью известного в социальной психологии приема — унижения другого (родителей, вообще родных и близких, взрослых в целом), показа их в гиперболизировано неприглядном свете. А уж реальная жизнь дает немало возможностей для того, чтобы конкретизировать негативные человеческие качества, недостатки близких, ибо реальные отношения членов семьи обременены конфликтами на почве невнимания друг к другу, показухи, меркантильности и т. п.
Вовочка в кухню к маме пришел,
Но он на кухне еды не нашел.
Мама сыночка в плиту положила:
Вкусная будет гостям буженина!
Для подростка оказывается одинаково страшно и сохранить свою независимость от родителей, и избавиться от нее. Его (ее) страхи, тревоги обостряются тогда, когда он (она) выходят из относительно замкнутого мира семьи и погружаются в общество столь же компетентных в жизненных трудностях сверстников и незнакомых людей, общество одновременно берет на себя полную ответственность за себя, свое здоровье, свою свободу, свою жизнь. Самостоятельно он вынужден решать и вопросы своей безопасности, поэтому столь сомнительны «полезные советы» других. «Страшилки» - предупреждения, своеобразная «техника безопасности», заключенная в присущую фольклору незамысловатую, вполне доходчивую и запоминающуюся форму.
Как известно, страх - эмоция, рождающаяся в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивид, направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Она возникает в предвосхищении страдания и варьирует в широком диапазоне (опасения, боязнь, испуг, ужас). Когда источник опасности не определен или не осознан, такое состояние называется тревогой. Повышенная тревожность подростков общеизвестна, и она выражается, в частности, в потребности пугать других и самому пугаться. Если бы стремление напугать и испугаться не встречало понимания в среде самих подростков, то эти произведения, естественно, не были бы столь популярны. Страх перед возникающими с повзрослением трудностями и конфликтами во многом определяет сам факт существования богатейшего разнообразия подобных стихов.
Но зачем стремиться к переживанию страха? К еще одному переживанию? Разве мало нам их дает реальность? Потребность пугать и пугаться не исчезает с развитием цивилизации, она глубоко сидит в современном человеке. И неудивительно, что в сегодняшней массовой культуре колоссальным успехом пользуются фильмы ужасов.
Однако напомним, что обсуждаемые произведения одновременно и юмористичны, хотя такой юмор по вкусу не каждому Чувство юмора предполагает наличие у человека положительного идеала, без которого оно превращается в негативное явление - пошлость, цинизм. Недостаточная выраженность чувства юмора свидетельствует о сниженном эмоциональном уровне развития, равно как и о недостаточном интеллектуальном развитии личности. Следовательно, любые формы юмора не просто имеют право на существование, но и оказываются свидетельством здорового душевного состояния человека. А предмет, над которым иронизируют, - показателем особого отношения к обсуждаемой ценности.
Некоторые исследователи в таком отношении к семье усматривают крушение связей, являющееся неизбежным и, возможно, отрицательным последствием развития цивилизации - от племени и родовых отношений к индивидуализму и эгоцентризму. Отметим, не вдаваясь в подробное обсуждение этого тезиса, что он представляется слишком прямой, непосредственной трактовкой неприглядной роли семьи в подростковом фольклоре. Между тем черный юмор как явление народной смеховой культуры требует иного к себе отношения.
Высмеивая ситуации, пугающие его, человек как бы отстраняется, видит себя со стороны более сильным, неуязвимым и сильным. Такой «карнавальный», очищающий смех, коему особое внимание уделял М.М. Бахтин (1983), - победа над страхом, его преодоление. Рисуя с нарочитым спокойствием глобальное разрушение родственных связей на бытовом уровне, черный юмор подростков на самом деле выполняет в определенном смысле функцию защиты их тонкой чувствительной психики, предохраняя от многочисленных и небеспочвенных страхов, идущих частично от современных условий жизни, а частично коренящихся в глубокой древности.
Понимание перевернутой сущности фольклора, постоянного переиначивания всех ценностей заставляет сделать вывод о неправомерности буквального толкования образа семьи в черном юморе. Не обесценивание семейных связей и привязанностей, не горькое разочарование в родственных чувствах, не извращение семейных отношений и не деградацию института семьи демонстрирует он нам, а напротив, глубокую драму личности, вынужденно покидающую семью, остро переживающую предстоящее ослабление родственных связей. И потому, безусловно, пафос разрушения привычных связей и человеческих отношений в черном юморе, в страшилках, других жанрах детского и, особенно, подросткового фольклора - одновременно и пафос созидания.