Семинарское занятие по Теме 6
Семинарское занятие по Теме 2
Ведущие психоаналитики о движущих силах психического развития
Вопросы к обсуждению:
1. Теория З. Фрейда о психосексуальном развитии ребенка. Периодизация развития ребенка. Детская сексуальность. Аутоэриточность ребенка. Полоролевая идентификация.
2. Э. Эриксон – психосоциальное развитие человека. Периодизация психосоциального развития. Основные задачи, решаемые человеком на каждом возрастном этапе.
3. Анна Фрейд и ее взгляды на процесс психического развития.
4. Проблема развития личности в исследованиях Э.Берна. Виды родительских директив и их влияние на развитие ребенка.
Доклады к разделу II
Психоанализ детства (М. Клейн, А. Фрейд, Д. Винникотт). Развитие эго и защитные механизмы личности.
А. Адлер – концепция чувства и комплекса недостаточности. Адлерианская трактовка движущих сил психического развития.
Проблема развития личности в исследованиях К.Г. Юнга и К. Хорни.
2. Ведущие психоаналитики о движущих силах психического развития | 1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М. Педагогическое общество России, 2001. 2. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии. Кравцова Н.А. Залевский Г. В., Лозовик Л.А.-Владивосток: «Медицина ДВ», 2007 3. Психология развития /под ред. Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2003 4. Эриксон Э.Г. Детство и общество. (Пер. с англ.) - СПб: Ленато, АСТ, Фонд «Универ. Книга», 1996 5. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития (Пер. с англ.). - Екатеринбург: Деловая книга, 1998 6 Курс лекций | 1. С. 76 - 120 2. С. 69-78 3. С.83-91 4. С. 25-58 5. С.12-89 6. Лекция № 2 |
Семинарское занятие по Теме 3
Бихевиоральный подход в трактовке движущих сил психического развития
Вопросы к обсуждению:
1. Основные положения теории Дж. Уотсона, эксперименты, подтверждающие точку зрения автора. Врожденные реакции новорожденных и формирование приобретенных. Обусловливание - основной механизм психического развития.
2. Р. Скиннер: понятие оперантного обусловливания.
3. Э. Толмен: представление об имманентной активности, понятие промежуточных переменных.
4. А. Бандура: об оперантном обуславливании в процессе обучения ребенка.
5. Заслуги бихевиоризма. Практическое использование оперантного обусловливания в процессе обучения ребенка.
Доклады по Теме 3
1.Типы научения в бихевиоризме.Отличие теории социального научения от подходов классического бихевиоризма к анализу поведения человека
2.Механизм воздействия поощрения и наказания на формирование поведения ребенка
3.Прикладное значение концепции бихевиоризма.
4. Психофизиологическая основа бихевиоризма: понятие о безусловных и условных реакциях (рефлексах) Вклад И.П. Павлова
3. Бихевиоральный подход в трактовке движущих сил психического развития | 1. Уотсон Дж. Бихевиоризм. 2. Толмен Э. Поведение как молярный феномен. 3. Психология развития/ под ред. Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2003. 4. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии. Кравцова Н.А. Залевский Г. В., Лозовик Л.А.-Владивосток: «Медицина ДВ», 2007 5. Торндайк.- Бихевиоризм. - Аст, 1998. 6. Курс лекций 7. Настоящие рекомендации | 1. С. 35-36. 2. С. 54. 3. С.64-74 4. С. 45-72 6. Лекция № 3 |
Семинарское занятие по Теме 4
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о движущих силах психического развития человека.
1. Л.С. Выготский о взаимосвязи психического развития в онтогенезе с культурно-историческим развитием социума.
2. Ж. Пиаже о психическом развитии человека как о собственно когнитивном развитии. Периодизация когнитивного развития.
3. Понятие и отличительные признаки высших психических функций.
4. Законы психического развития.
5. Соотношение развития и обучения. Значение знака в психическом развитии ребенка.
6. Закон периодичности Д.Б. Эльконина.
Доклады по Теме 4
1.Значение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского для возрастной психологии
2. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение.
3. Проблема сензитивных периодов.
4. Возрастные кризисы, их характеристика и значение.
5. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о движущих силах психического развития человека | 1. Л.С. Выготский Педагогическая психология Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. 2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М. Педагогическое общество России, 2001. 3. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии. Кравцова Н.А. Залевский Г. В., Лозовик Л.А.-Владивосток: «Медицина ДВ»,2007 4. Курс лекций 5.Настоящие рекомендации | 1. С. 81-144 2. С. 215-234 3. С. 84-92 4. Лекция № 5 |
Семинарское занятие по Теме 6