Методы психодиагностики личности.

Имени Л.Н.ГУМИЛЕВА

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

Экземпляров__________

Экземпляр №_________

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

поВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕдля студентов, обучающихся по специальности «Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях» (ВУС-800100)

Программа 2011г.

Тема №2 «Психологическая структура личности воина. Требования к психологической подготовке военнослужащих в различных условиях служебно-боевой деятельности».

Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии военной кафедры

Протокол №_____от «______»_________201__ года.

Уточнена: «______»_________201__ года.

«______»_________201__ года.

«______»_________201__ года.

«______»_________201__ года.

По книге учета методических документов цикла №_____

Г. АСТАНА

УТВЕРЖДАЮ

Начальник военной кафедры

При ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

Генерал-майор Еламанов У.Б.

Г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

поВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕдля студентов, обучающихся по специальности«Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях»(ВУС – 800100)

Тема №2. «Психологическая структура личности воина. Требования к психологической подготовке военнослужащих в различных условиях служебно-боевой деятельности ».

Занятие №1 лекция. Психология управления воинским коллективом

Учебные и воспитательные цели:

1.Довести до слушателей структуру личность военнослужащего.

2. Разъяснить студентам социально-психологический анализ различных видов служебно-боевой деятельности и влияние их условий на морально –психологическое состояние личного состава.

3.Вооружить студентов необходимой системой теоретических, практических навыков и умений

Время: 2 часа

Метод: лекция

Место: учебная аудитория

Материальное обеспечение:интерактивное оборудование, слайды, электронная библиотека

Литература:

1.Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

2.Военная доктрина РК., (Указ Президента Республики Казахстан от 11 октября 2011года №161.)

3. Закон Республики Казахстан 16.02.2012г. №561-ЗРК«О воинской службе и статусе военнослужащих»

4.Приказ «Об организации воспитательной и социально- правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан» от 3.09.2010 г

5.Приказ «О мерах по предупреждению суицидальных проявлений в Вооруженных Силах Республики Казахстан» от 06.09.2010г.

6.Приказ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Казахстан в свете требований Президента страны – Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Казахстан» от 08.10.2010г.

7.Устав внутренней службы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан ст. 153, 154.

8.Основы военной психологии и педагогики, Москва, Воениздат,1982г.

9.Личность в деятельности общения, Алматы, 1995г.

10.Асмолов А.Г., Психология личности, МГУ, 1990г.

Учебные вопросы и примерное распределение времени

№ п/п Вопросы занятия Время (мин)
Вводная часть
Основная часть Учебный вопрос №1: Личность военнослужащего. Методы психодиагностики личности. Учебный вопрос №2:. Социально –психологический анализ различных видов служебно –боевой деятельности и влияние их условий на морально –психологическое состояние личного состава . Учебный вопрос №3:. Психология личности повстанца. Вывод по теме:            
Заключительная часть.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Вводная часть

Руководитель занятия должен: принять доклад командира взвода

( дежурного по учебному взводу), проверить наличие студентов, их внешний вид, готовность взвода к занятию, материально-техническое обеспечение занятия, провести опрос по предыдущей теме, объявить тему, учебно-воспитательные цели, учебные вопросы занятия.

Основная часть

В основной части руководитель занятия излагает материал лекции методом рассказа и объяснения с демонстрацией схем, таблиц, дает под запись основные понятия и определения; раздает на каждое отделение взвода раздаточный материал (отпечатанный вариант схем и таблиц); уточняет в ходе занятия степень усвоения студентами учебного материала.

Действия обучаемых при отработке учебных вопросов контролируются руководителем занятия и могут включать: внимательное прослушание учебных вопросов занятия; при возникновении трудностей в восприятии изучаемого материала обращение к руководителю занятия с вопросами; запись в рабочие тетради темы занятия, учебных вопросов, рекомендуемой литературы, основных понятий и определений темы занятия; получение раздаточного материала ( отпечатанный вариант схем и таблиц для последующего занесения их в часы самостоятельной подготовки в рабочую тетрадь); ответ на поставленные руководителем занятия вопросы.

Заключительная часть

Руководитель занятия напоминает тему, цели и учебные вопросы, подводит итоги занятия, отмечает степень усвоения пройденного материала, отмечает положительные моменты при проведении занятия, объявляет оценки, отвечает на возникшие вопросы, дает задание для самостоятельной работы студентов.

Введение:

Человека вообще и многие аспекты личности конкретного индивида изучают многие науки: философия, социология, история, медицина и др. Предметом же военной психологии и педагогики являются закономерности формирования и развития личности военнослужащего, особенности индивидуальных различий и их проявление во всех сферах военно-профессиональной деятельности.

1.учебный вопрос: Личность военнослужащего. Методы психодиагностики личности. По определению отечественной психологии и педагогики каждый человек, не имеющий патологических дефектов психической сферы, является личностью.

Ни у кого не возникает сомнения, что человек на свет рождается уже человеком. В этом проявляется генетическая предопределенность возникновения природных предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств. Это фиксируется в понятии "индивид", подтверждающем принадлежность биологического организма к человеческому роду. По мнению известного отечественного психолога А.Н.Леонтьева, понятие "индивид" выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, которые возникают уже на ранних ступенях развития жизни. С его точки зрения, индивид - это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифферентации органов и функций, но также и их интеграция и взаимное "слаживание". Следовательно, индивид - это человек, как единичное природное существо, особь, принадлежащая к человеческому роду.

Психика человека проявляется в четырех видах психических явлений:

1) психические свойства личности — ее направленность, темперамент, характер, способности и стойкие особенности психических процессов, а также склонности, убеждения. Все эти свойства присущи человеку в течение если не всей его жизни, то достаточно длительного ее периода;

2) психические состояния — менее длительны, но более сложны. Они продолжаются в течение нескольких часов, дней и недель. К ним относятся состояния бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения и ряд других состоянии.

3) психические процессы — элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Они наиболее кратковременны — от доли секунды до десятков минут. Различают - познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, память, речь), эмоциональные (эмоции и чувства) и волевые (воля.);

3) психические образования – знания, навыки, умения, привычки.

Психический статус военнослужащего - это условно определенное место человека в социальной группе относительно особенностей его психики и характерных черт, своего рода, рейтинговое место с учетом состояния психического здоровья и возможных поведенческих реакций.

Формирование личности — длительный и сложный процесс. Особенно активно этот процесс происходит в стадии раннего онтогенеза (детство и отрочество). Поведенческие установки, приобретенные в детском и подростковом возрасте, у многих людей сохраняется долгие годы, а у некоторых остаются на всю жизнь. Формирование личности происходит под влиянием физиологических и социальных факторов. Определение статуса личности воина крайне необходимо для прогнозирования его поведения в ходе его служебно-боевой деятельности (СБД) и, в свою очередь, анализируется на практике через его поведенческую деятельность.

Основными направлениями развития личности солдата:

- Формирование мотивационной сферы военной деятельности;

- Организация интенсивной боевой подготовки;

- Специальная тренировка с изменением обстоятельств, условий и средств достижения цели;

- Поощрение к самовоспитанию;

- Систематическое закрепление опыта волевых действий на всех этапах достижения результатов.

С накоплением опыта службы растет и сфера деятельности воина, способствует развитию его психических функций и возможностей их организации, связанных с психическими состояниями. Офицеру следует учитывать, что психическое состояние напрямую влияет на динамику психических процессов, на проявление свойств личности, эффективность ее служебной деятельности. Он характеризует временную динамику психической деятельности военнослужащего.

Психические состояния в своем развитии и проявлении во многом зависят от мотивов служебной деятельности воина, от успехов в боевой и гуманитарной подготовке, индивидуально-психических свойств личности, условий военной службы и взаимоотношений между военнослужащими в подразделении. На психическом состоянии личного состава сказывается социально-психологический климат, настроение и традиции в коллективе, взаимоотношения с непосредственным командиром. Они характеризуются целенаправленностью, устойчивостью, единством переживания и поведения, производительностью психического функционирования, уровнем активизации (от сна к стрессу), конкретной направленностью подобное их воин может осознать или не осознать. Офицер должен знать причины возникновения тех или иных психических состояний, которыми могут быть: биоритмы эмоциональной активности и пассивности воина, характер военной деятельности, различные внешние воздействия и т.д.

Независимо от причин возникновения последних, необходимо развивать и закреплять такие положительные психические состояния, как сосредоточенность, устойчивость, решительность, собранность, настойчивость. Следует предотвращать и нейтрализовать развитие таких негативных психических состояний, как невнимательность, боязливость, раздражительность.

Офицеру ни в коем случае нельзя забывать о таком факторе формирования личности военнослужащего, как воспитание. Важность его усиливается тем, что развитие личности воина на современном этапе характеризуется противоречивостью. Это связано с тем, что у молодых людей, которые только начали военную службу, еще недостаточно систематизированы взгляды и убеждения. Среди призванных на военную службу являются молодые люди с отрицательными чертами характера и привычками, недисциплинированной поведением, с ориентацией на пустое самоутверждения.

На начальном этапе военной службы очень важной проблемой является адаптация личности к новым условиям жизнедеятельности. Поэтому офицеру необходимо держать в поле зрения процессы социально-психологической адаптации своих подчиненных. Это процесс включения воинов в первичный воинский коллектив и восприятия ими различных ролей. Здесь возможны противоречия между усвоенными установками и привычками и новым требованиям военной службы. Перестройка стереотипов, которая при этом происходит, сопровождается негативными психологическими явлениями, закрепление которых может плохо сказаться на развитии личности воина.

Под влиянием воспитательной работы активно формируется и развивается мотивационная сфера воина, на основе которой реализуется отношение воина к военной службе. В связи с этим, офицер должен помочь воину осознать свое предназначение, глубоко понять содержание цели и задач военной службы, проникнуться ответственностью за защиту своей Родины.

От успешного овладения функциональных обязанностей, конкретной боевой специальности изрядно зависит развитие личности военнослужащего. Поэтому офицер обязан, массово и методически правильно организовать учебно-воспитательный процесс в подразделении. Динамика и качество этой работы в определенной степени зависит от умелого использования скрытых возможностей воина, четкой организации коллективной жизнедеятельности, строгого уставного порядка. Последовательное управление этими процессами определяет гармоничное развитие личности воина.

Воспитательная работа и закрепления дружеских отношений между воинами и психология отношений на основе сотрудничества и взаимопомощи в процессе полевых занятий и боевых учений положительно влияет на формирование личности. Таким образом, участие воинов в анализе успехов и неудач своих действий развивает у них черты ответственности, способствует формированию самостоятельности и правильном самоутверждению военнослужащих.

Положительные примеры командиров также побуждают воинов к самооценке, развивают в них самодисциплину и стремление к самосовершенствованию.

Следовательно, военнослужащий является личностью настолько, насколько у него развиты социальные качества, насколько он осознает субъект своей общественно-полезной военной деятельности. При этом следует иметь в виду следующие замечания П.Я. Гальперина: «Действует не сознание, которое регулирует действия на основе сознания ... Чтобы стать личностью, необходимо быть субъектом, сознательным, общественно ответственным субъектом ».

Личность всегда активна. Активность военнослужащего оказывается в разнообразной военной деятельности. Личность военнослужащего формируется непосредственно в этой деятельности. Поэтому главная задача офицера - направить активность каждого военнослужащего в нужном направлении, на общественно-полезную деятельность, на самосовершенствование. Личность может существовать только в общении с другими личностями. Без общения и психология общения, в изоляции от общества нет личности, личность не может развиваться, не может существовать.

Только в общении с сослуживцами формируется и совершенствуется личность военнослужащего. На этой особенности строится принцип воспитания в отечественной педагогике, подробно разработанный А.С. Макаренко:

« воспитание в коллективе и через коллектив ». Поэтому встает вопрос о роли и месте офицера в формировании личности воина в учебно-воспитательном процессе.

В работе с подчиненными необходимо также учитывать их темперамент, характеризующий интенсивность протекания психологических процессов. Он является малоизменяемой в процессе жизни характеристикой нервной системы и выражает ее особенности, соотношение процессов возбуждения и торможения.

Это соотношение порождает три основных свойства нервной системы - силу, уравновешенность, подвижность. Сочетание этих свойств называется типом нервной системы, которую различают по четырем основным типам (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

Это соотношение порождает три основных свойства нервной системы - силу, уравновешенность, подвижность. Сочетание этих свойств называется типом нервной системы, которую различают по четырем основным типам (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

Холерик - быстрый, порывистый, страстный, но неуравновешенный. Склонен к быстрому истощению, быстрой смене настроения.

Сангвиник - стремится к частой смене обстановки и впечатлений. Легко переживает неудачи. Отзывчив, активен и адаптивен.
Флегматик - невозмутим и медлителен. Всегда спокоен и выдержан, упорен и способен к длительному напряжению. Нетороплив, обычно медленно переключается на другую деятельность.
Меланхолик - имеет повышенную чувствительность, легко раним и глубоко переживает самые малозначительные события. Обладает повышенной впечатлительностью. У него могут легко возникнуть резкое снижение настроения, неуверенность и подавленность.
При этом надо помнить, что в чистом виде типы темпераментов встречаются очень редко.

Младшему командиру важно знать их обобщенные характеристики у подчиненных и учитывать это при решении различных практических задач служебной деятельности. Слабые стороны темперамента лучше компенсировать организационными мероприятиями, целесообразной расстановкой людей, комплектованием групп по критерию совместимости темпераментов, а также индивидуальным подходом в общении.
Таким образом, младшему командиру в ходе его повседневной деятельности необходимо обладать вышеперечисленными знаниями и постоянно изучать индивидуальные особенности своих подчиненных.

Методы психодиагностики личности.

Программа изучения личности военнослужащего включает:

- анализ биографических данных;

- нравственные качества: направленность; личные убеждения; сознательность; целеустремленность; отношение к ВС РК; отношение к воинскому долгу; отношение к себе; отношение к родителям; честность; правдивость; скромность; принципиальность;

- психическое состояние: подверженность глубоким переживаниям, тревожность, эмоциональная возбудимость, самообладание, решительность, настойчивость, организованность, темп реакции, реактивность, активность, интеллектуальные и познавательные качества, экстраверсия, интроверсия.

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют. Но не изменяют их сущность.

Метод (с греческого - путь к чему-либо) - это способы и приемы изучения какого-либо явления.

Методы:

Основные: · наблюдение · эксперимент Вспомогательные: · метод беседы, · метод психологического анализа процесса и продуктов деятельности · анкетный метод · тестовый метод · метод экспертных оценок · биографический метод · обобщение независимых характеристик

Метод наблюдения - это систематическое, целенаправленное накопление фактов о психологических особенностях человека. Необходимые условия: целенаправленность, систематичность, объективность показателей

Метод эксперимента предполагает искусственное создание психологической ситуации и изучение того или иного психического явления, процесса, развивающихся в этой ситуации. В зависимости от условий, в которых проводятся исследования, в психологии применяются два типа эксперимента: лабораторный и естественный.

Метод беседы заключается в анализе фактов психической деятельности человека, которые собираются в процессе непосредственного общения экспериментатора и испытуемого.

Необходимые условия: предварительно четко намечается цель беседы и основные вопросы; вопросы должны быть четкими и понятными испытуемым; создание непринужденной обстановки во время беседы; результаты беседы подробно и точно записываются.

Метод психологического анализа процесса и продуктов деятельности позволяет проследить за течением, последовательностью выполнения той или иной деятельности, раскрыть психологические закономерности определенных этапов процесса деятельности.

Анкетный метод изучает различные стороны психической деятельности человека на основе массового опроса, он дает, как правило, богатый материал для исследования. Однако этот материал не всегда объективен, недостаточно глубок по своему содержанию.

Одним из распространенных методов выступает психологическое тестирование Тестовый метод - это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Тесты применяются только для получения каких-либо новых психологических данных и закономерностей, но чаще для оценки уровня развития какого-либо психологического качества у данного человека в сравнении со средним уровнем. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов.

Метод экспертных оценок широко применяется для изучения психологии личности. В качестве экспертов могут выступить компетентные лица, хорошо знающие испытуемых. Экспертные оценки целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств, а в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств или элементов поведения.

Биографический метод представляет собой изучение психологии человека , на основании его биографических данных.

Обобщение независимых характеристик

это способ выявления и анализа мнений различных людей по какому-то одному и тому же вопросу.

По результатам психодиагностического обследования воспитателем составляется краткая психологическая характеристика личности и прогнозируются возможные негативные проявления в процессе службы. Эти характеристики вместе с рекомендациями по индивидуальной работе командиров с данными военнослужащими, по целесообразности их служебного использования заносятся в личные дела военнослужащих и носят конфиденциальный характер. При составлении характеристик необходимо учитывать требование корректности формулировок, исключающих неадекватность их восприятия и тем самым причинение какого-либо морального вреда исследуемым военнослужащим. В процессе воинской деятельности на каждого военнослужащего оформляется психолого-педагогический дневник, который ведет соответствующий командир.

Вывод по первому вопросу:

В заключение следует отметить, что понятие личности воина, диагностика его индивидуально-психических особенностей вытекают из того, что действовало на него, какие отношения и какое социальное окружение у него основные. При этом обязательно следует знать жизненный путь воина к службе, его нынешние интересы, отношение к службе. Опираясь на эти знания, обладая обоснованной методикой изучения личности, офицер может определить перспективы и возможности развития и психология развития личности воина, а также умело управлять этим процессом социально-психологические явления в малых группах;

- Психология военной деятельности, которая раскрывает психологические аспекты боевой и гуманитарной подготовки, боевой деятельности;

- Психология военно-профессионального отбора;

- Военно-инженерная психология и др.

Наши рекомендации