Определите, для какого типа темперамента характерен стиль учителей Ф.Ю. и В.Ф.

2. Какие особенности стиля проявились у них?

Учительница русского языка VI—VII классов Ф.Ю. на внешние впечатления реагирует медленно, не сразу отвечает на вопрос. Выражение лица одинаковое, независимо от того, дает ли она задание или делает замечание, слушает ли веселую историю или серьезный вопрос. Смеется редко, чаще на лице скупая улыбка. Речь размеренная, неторопливая. Движения медленные. Для нее типичны невозмутимость и спокойствие в любой обстановке. Кажется, страшная скука на ее уроках неизбежна. Но, оказывается, это не так. Например, для грамматического анализа Ф.Ю. тщательно подбирает предложения и тексты, эмоционально насыщенные, лирически приподнятые, иногда наполненные юмором. В результате урок проходит при всеобщей активности учеников. Разгораются глаза, выше тянутся руки, на лицах играют улыбки, у ребят большое желание ответить.

Учитель русского языка VI—VII классов В.Ф. легко переключается от одного состояния к другому. На перемене в учительской вокруг него веселье, оживление. В.Ф. рассказывал какую-то смешную историю. Но вот прозвенел звонок, и на лице учителя уже сосредоточенная деловитость. В классе он все время в движении, ходит быстро, стремительно. Никогда не раздражается непониманием учащихся, собран, сдержан, терпелив. Один из излюбленных приемов закрепления материала по русскому языку на его уроках — кратковременная динамическая игра типа соревнования. Игра длится пять минут и идет в высоком темпе. Она требует от преподавателя большой оперативности, расторопности.

Итак, оба учителя успешно решают педагогические задачи, но решают по-разному (по Е.А. Климову).

´Вопросы для самопроверки

Выбрать правильный ответ:

1. Какое из приведенных положений наиболее точно характеризует темперамент?

а) психологические особенности, обуславливающие сферу познания человека;

б) психологические особенности, от которых зависит успешность деятельности;

в) психологические особенности, обуславливающие динамику психической деятельности;

г) психические свойства, характеризующие отношение человека к миру.

2. Свойства темперамента проявляются:

а) лишь в определенных ситуациях;

б) совершенно не проявляются;

в) в любых ситуациях и в любой деятельности.

3. Чье понимание физиологических основ темперамента проявляется в указанном положении ‑ «темперамент зависит от соотношения в организме основных жидкостей - крови, желчи, слизи, черной желчи»:

а) Гиппократа;

б) И.П. Павлова;

в) У. Шелдона.

4. Чье понимание физиологических основ темперамента проявляется в указанном положении ‑ «темперамент зависит от соотношения гормонов, поступающих в кровь и влияющих на телосложение»:

а) Гиппократа;

б) И.П. Павлова;

в) У. Шелдона.

5. Чье понимание физиологических основ темперамента проявляется в указанном положении ‑ «физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности»:

а) Гиппократа;

б) И.П. Павлова;

в) У. Шелдона.

6. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: медлительный, пассивный, предпочитает уединение, с трудом знакомится с новыми людьми. Трудно рассмешить или рассердить. Бедная выразительность мимики и пантомимики.

а) сангвинический;

б) холерический;

в) флегматический;

г) меланхолический.

7. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: энергичен, очень подвижен, увлекающийся. Крайне вспыльчив. Подвержен резким переменам настроения.

а) сангвинический;

б) холерический;

в) флегматический;

г) меланхолический.

8. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: впечатлительный, обидчив. Не уверен в себе, тревожный, очень ранимый. Теряется при неудачах. Работоспособность понижена.

а) сангвинический;

б) холерический;

в) флегматический;

г) меланхолический.

9. Какой тип темперамента проявляется в указанном примере: живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений. Преобладает бодрое, повышенное настроение. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро и остывает.

а) сангвинический;

б) холерический;

в) флегматический;

г) меланхолический.

Тема 14. Личность

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов по данной теме в связи с ее видами и содержанием.

Содержание самостоятельной работы Вид СР Форма контроля
Обязат. Дополн.
проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) в соответствии с планом семинарского занятия   Оценка работы на семинаре, устное собеседование
решение задач   Проверка решения задач
доклады и рефераты   Доклад и реферат
заполнение аналитической таблицы   Проверка заполнения таблицы
работа с основными понятиями темы, составление глоссария   Проверка записей в словаре, диктант терминологический
тест   Тестирование
Трудоёмкость в часах по видам СРС  
Общая трудоёмкость в часах  

Цель:освоить основные характеристики и критерии свойств личности, современные представления о зарубежных и отечественных концепциях личности и ее структуре.

Ключевые понятия:индивид, субъект,личность, индивидуальность, направленность личности, характер, самосознание.

План:

1. Основные зарубежные персонологические концепции (психоанализ, бихевиоризм, социально-когнитивная, когнитивная, гештальт-теория, диспозиционная, гуманистическая).

2. Соотношение понятий индивид, субъект, личность, индивидуальность. Отличительные признаки свойств личности.

3. Основные подсистемы структуры личности в концепции А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, В.С. Мерлина.

&Список литературы:

Основной‑ рекомендуемые учебники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2010. - С. 469 – 470.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – С. 295-315.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – С. 336-370.

Дополнительный:

1. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебн. пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПУ, 1990. - Гл. 4. – С. 81-107.

2. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: учебн. пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПУ, 1988. - С. 10-19, 19-40.

3. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. – С. 221-241.

4. Психология личности: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 11-19, 35-38.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. – СПб: Питер, 2001. – С. 574-606.

4Темы докладов и рефератов(с указанием библиографического списка):

Наши рекомендации