Сбор мочи на общий анализ у детей грудного возраста. 2

Лабораторно-диагностические исследования

Автор: Качаровская Е. В.

Московская областная предметная комиссия

Преподавателей педиатрии

Г.

Перечень алгоритмов манипуляций в педиатрической практике при лабораторно-диагностических исследованиях детей (сборник 4)

1. Взятие материала из зева и носа на бациллу Леффлера. Ошибка! Закладка не определена.

Взятие материала из носоглотки на менингококк и коклюш... 2

Взятие соскоба с перианальных складок на энтеробиоз. 2

Взятие кала на яйца глистов. 2

Взятие материала для бактериологического исследования на патогенную кишечную флору 2

Сбор мочи на общий анализ у детей грудного возраста. 2

Взятие материала из зева и носа на бациллу Леффлера (BL)

Цель: установить характер бактериальной флоры и чувствительность её к антибиотикам.

Показания: обследование с целью своевременного выявления больных дифтерией, а также носителей токсигенного штамма BL:

- пациенты с диагнозом «дифтерия» или «дифтерия?»;

- реконвалесценты дифтерии;

- бактерионосители токсигенного штамма после их санации;

- больные с ангинами, назофарингитом при наличии налетов;

- дети, общавшиеся с источником инфекции (контактные);

- дети, поступающие в стационары, дошкольные и школьные образовательные учреждения, детские дома, интернаты, санатории и т.п.;

-дети, подлежащие оперативному вмешательству по поводу ЛОР-патологии.

Противопоказания:нарушение целостности слизистых оболочек верхних дыхательных путей.

Оснащение:

— резиновые перчатки, маска;

— стерильные пробирки с сухими ватными тампонами (2 шт.);

— штатив для пробирок;

— стерильный шпатель в лотке;

— бланк-направление в лабораторию;

— стеклограф.

Обязательное условие: — забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла;

— в срочных случаях мазок можно взять в течение дня, но не ранее, чем через 2-3 часа после приёма пищи.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры, полу­чить согласие Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре
2.Подготовить необходимое осна­щение Выписать направление в лабора­торию Обеспечение четкости выполне­ния процедуры
3.Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки Обеспечение инфекционной безопасности
4.Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку) Стеклографом промаркировать пробирки «Н»,«З» (нос, зев) Создание удобства при прове­дении процедуры
5.Усадить ребенка лицом к источ­нику света и при необходимости зафиксировать его с помощью по­мощника: а) ноги ребенка помощник обхва­тывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует од­ной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку Необходимое условие для про­ведения процедуры
Выполнение манипуляции
1. Извлечь ватный тампон из пробир­ки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в кото­рую он вмонтирован Маркировка «Н» означает - нос
2.Большим пальцем левой руки при­поднять кончик носа ребенка Обеспечение доступа к слизис­той оболочке носовых ходов
3.Осторожно ввести тампон враща­тельными движениями в один но­совой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам Условие, обеспечивающее эф­фективность проведения проце­дуры
4.Собрав материал, поместить там­пон в пробирку, не касаясь ее кра­ев Обеспечение достоверности результата исследования
5.Попросить ребенка широко от­крыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую по­лость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхнос­ти десен до места окончания зу­бов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень язы­ка и резко нажать на него Обеспечение доступа к зеву    
6.Извлечь ватный тампон из про­бирки, маркированной знаком «З», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован Маркировка «З» означает - зев
Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта    
7.Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка - мин­далина - язычок - дужка - мин­далина Примечание: при наличии плен­ки в зеве и подозрении на дифте­рию - материал собирать на гра­нице здоровой и пораженной тка­ни Максимальное скопление диф­терийных палочек отмечается в данных участках
8.Извлечь тампон из ротовой по­лости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев Обеспечение достоверности результата
Завершение манипуляции
1.Вымыть и обработать антисепти­ческим материалом руки в перчат­ках Снять маску, перчатки Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной бе­зопасности
2.Отправить материал в бактерио­логическую лабораторию в сопро­вождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике) Обеспечение достоверности ис­следования

Примечания: материал для исследования берут из ротоглотки и носа двумя стерильными тампонами на деревянных палочках. В случае выявления дифтерии других локализаций делается дополнительный посев с соответствующих очагов поражения. При подозрении на дифтерию гортани материал берут глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне, изогнутый на расстоянии 1,5-2 см от нижнего конца под углом 135о).

Бактериологическое обследование больных желательно проводить до начала этиотропной терапии. При наличии налета материал забирают на границе пораженного участка и видимо здоровой ткани.

Мазок из ротоглотки берут утром до еды, чистки зубов, полоскания антисептическими растворами или не ранее 2 часов после этих процедур.

Доставка материала в лабораторию должна производиться не позднее 3 часов после взятия материала. При его транспортировке на дальние расстояния применяют среды обогащения или тампоны, смоченные в 5% растворе глицерина с изотоническим раствором натрия хлорида. Предварительный результат бактериологического исследования получают на 2-е сутки, окончательный – на 4-е.

Взятие материала из носоглотки на менингококк и коклюш

Цель: собрать материал для бактериологического ис­следования.

Показания: — обследование детей с подозрением на менингококковую инфекцию, коклюш;

— обследование контактных в период карантина;

— выявление бактерионосителей.

Противопоказания: нарушение целостности слизистых оболочек верхних дыхательных путей.

Оснащение:

— резиновые перчатки, маска;

— стерильная пробирка с сухим ватным изогнутым тампоном (если тампон не изогнут, извлеките его на 2/3 длины и слегка изогните о внутреннюю стенку про­бирки под углом 135° на расстоянии 3—4 см от нижне­го конца и вновь поместите в стерильную пробирку);

— штатив для пробирок;

— стерильный шпатель в лотке;

— бланк-направление в лабораторию.

Обязательное условие: — пробирки с тампонами на металлической петле хранить в холодильнике и использовать в течение 2-3 дней (на пробирке должна быть указана дата изготовления);

— забор материала из носо­глотки проводить натощак, до орошения или полоска­ния горла.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие Обеспечение права на инфор­мацию, участие в процедуре
2.Подготовить необходимое оснаще­ние Выписать направление в бактериологическую лабораторию Обеспечение четкости выпол­нения процедуры
Вымыть и осушить руки, надеть мас­ку, перчатки Обеспечение инфекционной безопасности
3.Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку) Создание удобства при прове­дении процедуры
4.Усадить ребенка лицом к источни­ку света и при необ-ходимости за­фиксировать его с помощью помощника: а) ноги ребенка помощник обхваты­вает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует од­ной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку Необходимое условие для проведения процедуры
Выполнение манипуляции
1.Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка. Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую по­лость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, пос­ле чего перевернуть его плашмя, по­местить на корень языка и резко на­жать на него Обеспечение доступа для про­ведения исследования
2.Извлечь ватный тампон из пробир­ки, взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован Обеспечение достоверности результата  
3.Осторожно, не касаясь языка, зу­бов, слизистой оболочки полости рта, ввести тампон по шпателю - изогнутым кон­цом вверх, под мягкое нёбо (за язычок) в носоглотку при обследовании на менингококк - изогнутым концом вниз по задней стенке при обследовании на коклюш Место максимальной локализа­ции данных бактерий    
Двумя-тремя легкими движения­ми собрать слизь с задней стенки глотки Условие, обеспечивающее эффективность  
4.Извлечь тампон из ротовой по­лости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев Обеспечение достоверности ре­зультата
Завершение манипуляции
1.Вымыть и обработать антисепти­ческим материалом руки в перчат­ках. Снять маску, перчатки Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной бе­зопасности
2.На менингококк - немедленно отправить материал в бактериологическую лаборато­рию в сопровождении направления при температуре 36-39°С (в контейнерах с грелками) На коклюш – доставить в бактериологическую лабораторию не позже 5 часов после забора материала Обеспечение достоверности ис­следования Менингококк и палочка Борде-Жангу неустойчивы во внешней среде

Примечания: наиболее часто возбудитель высевается в первые дни болезни при менингококковой инфекции и в первые 2 недели - при коклюше. Взятие материала производят натощак или через 2-3 часа после еды, полоскания полости рта антисептическими растворами. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения, поэтому пробирки транспортировать срочно между слоями пеленки в биксе, на дне которого находится грелка с водой температуры 36-37оС. Результат посева получают через 72 часа.

Наши рекомендации