Сбор мочи на общий анализ у детей грудного возраста. 2
Лабораторно-диагностические исследования
Автор: Качаровская Е. В.
Московская областная предметная комиссия
Преподавателей педиатрии
Г.
Перечень алгоритмов манипуляций в педиатрической практике при лабораторно-диагностических исследованиях детей (сборник 4)
1. Взятие материала из зева и носа на бациллу Леффлера. Ошибка! Закладка не определена.
Взятие материала из носоглотки на менингококк и коклюш... 2
Взятие соскоба с перианальных складок на энтеробиоз. 2
Взятие кала на яйца глистов. 2
Взятие материала для бактериологического исследования на патогенную кишечную флору 2
Сбор мочи на общий анализ у детей грудного возраста. 2
Взятие материала из зева и носа на бациллу Леффлера (BL)
Цель: установить характер бактериальной флоры и чувствительность её к антибиотикам.
Показания: обследование с целью своевременного выявления больных дифтерией, а также носителей токсигенного штамма BL:
- пациенты с диагнозом «дифтерия» или «дифтерия?»;
- реконвалесценты дифтерии;
- бактерионосители токсигенного штамма после их санации;
- больные с ангинами, назофарингитом при наличии налетов;
- дети, общавшиеся с источником инфекции (контактные);
- дети, поступающие в стационары, дошкольные и школьные образовательные учреждения, детские дома, интернаты, санатории и т.п.;
-дети, подлежащие оперативному вмешательству по поводу ЛОР-патологии.
Противопоказания:нарушение целостности слизистых оболочек верхних дыхательных путей.
Оснащение:
— резиновые перчатки, маска;
— стерильные пробирки с сухими ватными тампонами (2 шт.);
— штатив для пробирок;
— стерильный шпатель в лотке;
— бланк-направление в лабораторию;
— стеклограф.
Обязательное условие: — забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла;
— в срочных случаях мазок можно взять в течение дня, но не ранее, чем через 2-3 часа после приёма пищи.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
2.Подготовить необходимое оснащение Выписать направление в лабораторию | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
3.Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4.Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку) Стеклографом промаркировать пробирки «Н»,«З» (нос, зев) | Создание удобства при проведении процедуры |
5.Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника: а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует одной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку | Необходимое условие для проведения процедуры |
Выполнение манипуляции | |
1. Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован | Маркировка «Н» означает - нос |
2.Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка | Обеспечение доступа к слизистой оболочке носовых ходов |
3.Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам | Условие, обеспечивающее эффективность проведения процедуры |
4.Собрав материал, поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев | Обеспечение достоверности результата исследования |
5.Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него | Обеспечение доступа к зеву |
6.Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «З», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован | Маркировка «З» означает - зев |
Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта | |
7.Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка - миндалина - язычок - дужка - миндалина Примечание: при наличии пленки в зеве и подозрении на дифтерию - материал собирать на границе здоровой и пораженной ткани | Максимальное скопление дифтерийных палочек отмечается в данных участках |
8.Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев | Обеспечение достоверности результата |
Завершение манипуляции | |
1.Вымыть и обработать антисептическим материалом руки в перчатках Снять маску, перчатки Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
2.Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике) | Обеспечение достоверности исследования |
Примечания: материал для исследования берут из ротоглотки и носа двумя стерильными тампонами на деревянных палочках. В случае выявления дифтерии других локализаций делается дополнительный посев с соответствующих очагов поражения. При подозрении на дифтерию гортани материал берут глоточным тампоном (ватный тампон на металлическом стержне, изогнутый на расстоянии 1,5-2 см от нижнего конца под углом 135о).
Бактериологическое обследование больных желательно проводить до начала этиотропной терапии. При наличии налета материал забирают на границе пораженного участка и видимо здоровой ткани.
Мазок из ротоглотки берут утром до еды, чистки зубов, полоскания антисептическими растворами или не ранее 2 часов после этих процедур.
Доставка материала в лабораторию должна производиться не позднее 3 часов после взятия материала. При его транспортировке на дальние расстояния применяют среды обогащения или тампоны, смоченные в 5% растворе глицерина с изотоническим раствором натрия хлорида. Предварительный результат бактериологического исследования получают на 2-е сутки, окончательный – на 4-е.
Взятие материала из носоглотки на менингококк и коклюш
Цель: собрать материал для бактериологического исследования.
Показания: — обследование детей с подозрением на менингококковую инфекцию, коклюш;
— обследование контактных в период карантина;
— выявление бактерионосителей.
Противопоказания: нарушение целостности слизистых оболочек верхних дыхательных путей.
Оснащение:
— резиновые перчатки, маска;
— стерильная пробирка с сухим ватным изогнутым тампоном (если тампон не изогнут, извлеките его на 2/3 длины и слегка изогните о внутреннюю стенку пробирки под углом 135° на расстоянии 3—4 см от нижнего конца и вновь поместите в стерильную пробирку);
— штатив для пробирок;
— стерильный шпатель в лотке;
— бланк-направление в лабораторию.
Обязательное условие: — пробирки с тампонами на металлической петле хранить в холодильнике и использовать в течение 2-3 дней (на пробирке должна быть указана дата изготовления);
— забор материала из носоглотки проводить натощак, до орошения или полоскания горла.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
2.Подготовить необходимое оснащение Выписать направление в бактериологическую лабораторию | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
3.Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку) | Создание удобства при проведении процедуры |
4.Усадить ребенка лицом к источнику света и при необ-ходимости зафиксировать его с помощью помощника: а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует одной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку | Необходимое условие для проведения процедуры |
Выполнение манипуляции | |
1.Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка. Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него | Обеспечение доступа для проведения исследования |
2.Извлечь ватный тампон из пробирки, взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован | Обеспечение достоверности результата |
3.Осторожно, не касаясь языка, зубов, слизистой оболочки полости рта, ввести тампон по шпателю - изогнутым концом вверх, под мягкое нёбо (за язычок) в носоглотку при обследовании на менингококк - изогнутым концом вниз по задней стенке при обследовании на коклюш | Место максимальной локализации данных бактерий |
Двумя-тремя легкими движениями собрать слизь с задней стенки глотки | Условие, обеспечивающее эффективность |
4.Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев | Обеспечение достоверности результата |
Завершение манипуляции | |
1.Вымыть и обработать антисептическим материалом руки в перчатках. Снять маску, перчатки Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
2.На менингококк - немедленно отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления при температуре 36-39°С (в контейнерах с грелками) На коклюш – доставить в бактериологическую лабораторию не позже 5 часов после забора материала | Обеспечение достоверности исследования Менингококк и палочка Борде-Жангу неустойчивы во внешней среде |
Примечания: наиболее часто возбудитель высевается в первые дни болезни при менингококковой инфекции и в первые 2 недели - при коклюше. Взятие материала производят натощак или через 2-3 часа после еды, полоскания полости рта антисептическими растворами. При доставке в лабораторию его необходимо беречь от охлаждения, поэтому пробирки транспортировать срочно между слоями пеленки в биксе, на дне которого находится грелка с водой температуры 36-37оС. Результат посева получают через 72 часа.