Эмоция есть активное состояние системы спе-цнлигированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния
В этом заключается регулирующая функция эмоций. Регулирующая (переключающая) функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотиваций, при выделении доминирующей потребности. Такова борьба между страхом и чувством долга, между страхом и стыдом и прочее. Управление своими эмоциями предстает в качестве физиологических механизмов воли.
Своеобразной и весьма существенной функцией эмоций является их подкрепляющая функция, ибо сами эмоции могут выступать в качестве безусловного подкрепления. Было отмечено, что у крыс не удается выработать инструментальный условный рефлекс, если пищу вводили непосредственно в желудок через канюлю. Но этот же рефлекс легко вырабатывается, если к вводимой в желудок пище подмешивается морфин, быстро вызывающий у животного положительное эмоциональное состояние. Тот же горький на вкус морфии, введенный через рот, переставал быть подкрепляющим фактором пищевого рефлекса, ибо сопровождался а версией (С. Цитава и В. Трежиньер, 1976).
У мышей хорошо вырабатывается инструментальный условный рефлекс
нажатия на рычаг, если это действие подкрепляется появлением в клетке другой мыши, немедленно атакуемой «исполнителем».
ф Таким образом, ни афферентация из полости рта, ни голодовое возбуждение сами по себе без одновременного сочетания С'механизмом генераций положительных эмоций не может выполнить функцию подкрепления при образовании инструментального условного рефлекса. Побуждающими и подкрепляющими факторами могут выступать эмоциональное состояние другой особи того же вида. В динамике социально исторической эволюции это могло быть биологической основой способности че ловека к сопереживанию.
Первую стадию образования любого условного рефлекса, названную стадией генерализации, именуют также эмоциональной стадией. Именно в этот период наблюдается гипермобилизация вегетативной сферы организма. Если упрочение условного рефлекса сопровождается ослаблением эмоционального напряжения и переходом к строго избирательному реагированию на условный сигнал, то возникновение эмоций ведет ко вторичной генерализации: расширяется диапазон извлекаемых из памяти энграмм и снижаются критерии принятия решения при сопоставлении этих энграмм с наличными стимулами. Например, чем сильнее тревога, тем сильнее отвечает субъект на индифферентный сигнал, как на опасный. Доминантное реагирование целесооб разно в условиях прагматической неопределенности. Способствующее доминантному реагированию эмоциональное напряжение зависит от размеров дефицита прагматической информации. Положительные эмоции как бы компенсируют недостаток неудовлетворенных потребностей и прагматической неопределенности. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли. В трудной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (возрастание вероятности) порождает положительную эмоцию.
В отдельных случаях переход к ими-
тационному поведению характерен для эмоционально возбужденного мозга. Животное, не располагающее информацией для адекватного поведенческого акта, извлекает ее из примеров поведения других членов сообщества. Подражательное поведение это пример компенсаторной функции эмоций на популянионном уровне.
Имея в виду системную организацию аппарата эмоций, построенного по принципу констелляции, П. В. Си-, монов особую роль отводит гиппокампу, гипоталамусу, миндалине и фронтальным отделам неокортекса (рис. 26). Предполагается, что в них представлены не отдельные потребности и эмоции, а операции, необходимые для генеза самых разных функциональных состояний.
Все стимулы, поступающие из внешней среды, подразделяются по принципу вероятности: с высокой вероятностью их подкрепления и с низкой вероятностью подкрепления. Гипоталамус участвует в самых ранних стадиях организации поведения и на более поздних его этапах, когда оформляется внешне реализуемый эмоциональный ответ. Миндалина участвует в выборе поведения путем «взвешивания» конкурирующих эмоций, порожденных конкурирующими потребностями. Она вовлекается в процесс организации поведения на сравнительно поздних этапах, когда актуализированные потребности уже сопоставлены с возможностью их удовлетворения и порождены соответствующие эмоциональные состояния. Прогнозирование вероятности удовлетворения потребности осуществляется с участием преимущественно «информационных» мозговых структур — гиппо-кампа и фронтальных отделов неокор-текс а. Одн а ко есл и ги п i юка м п необ -ходим для выполнения реакций на сигналы с низкой вероятностью подкрепления, то фронтальная кора важна для организации поведения на сигналы высоковероятных событий.
Эмоциональный стресс.Под эмоциональным стрессом в самой общей форме понимают общую системную реакцию организма, развивающуюся на
Рис. 26. Принципиальная схема участия мозговых структур в генезе эмоций и в организации целенаправленного поведения (по П. В. Симонову, 1987)
действие стресс-факторов (стрессоров). Оценка какого-либо воздействия, ситуации как негативных (отвергаемых) при невозможности избавления от них или неподготовленности механизмов «защиты» позволяет рассматривать эти факторы в качестве стрессоров. При этом надо иметь в виду, что не само по себе воздействие, а именно отношение к нему, негативная его оценка с сенсорной, психологической или социальной точки зрения является причиной эмоционально-стрессовой реакции организма (Вальдман, и др., 1979).
Главная сущность стресс-сигнала в его информативном значении, поэтому он оценивается в категории субъективного, личностного к нему отношения. Следовательно, типологические свойства субъекта, особенности эмоционального восприятия и эмоциональных свойств личности и определяют тип реагирования и направленность поведения.
В развитии стресса различают три стадии: 1. Стадия тревоги, возникающая при внезапном действии стрессора, проходит в форме шока как результата сильнейшего эмоционального возбуждения. 2. Стадия ре;шстентности, подготавливающая организм к повышенной устойчивости к действию вредных факторов. Адаптация в основном осуществляется системой гипоталамус — кора надпочечников, так называемыми адаптивными гормонами и, прежде всего аденокортикотропным гормоном. 3. Стадия истощения, воз-
никающая при продолжающемся воздействии стрессоров. Эта стадия еще именуется состоянием психической де-задаптации.
Приведем следующий пример из экспериментов с животными (М. А. Батуева, 1985). В одном ограниченном жилом помещении находятся два однопометных кролика, один из которых характеризуется преобладанием пассивно-оборонительных реакций, а другой -- реакциями активного нападения. Иными словами, имеет место типичный случай эмоционально-психологической несовместимости. Изоляция животных друг от друга позволила у каждого животного выработать двигательно-пи-щевые рефлексы. По критерию стабильности рефлексов и их количественных параметров животные не отличались друг от друга. В один из опытных дней животные были сведены вновь в общее жилое помещение. Спустя три дня совместного проживания у одного из кроликов (пассивного) исчезли условные рефлексы, тогда как у другого (активного) все осталось по-прежнему. Еще через три дня животные были вновь разведены в разные жилые клетки. Ежедневное тестирование показало постепенное п течение 6 дней медленное восстановление условных рефлексов у пассивного кролика. В данном случае в качестве агрессора выступает особь того же вида при наличии антагонистических взаимоотношений.
0 Максимальное напряжение механизмов защиты возникает в системе при прагматической неопределенности, угрожающей ситуации, при невозможности осуществления готовых программ деятельности, при необходимости срочного подбора новых вариантов поведенческих программ.
Наиболее реактивной из структур мозга является кора больших полушарий, а в ней — митохондрии и синапсы, особенно тормозные, а в самой нервной клетке — ферментные системы энергетического и медиаторного обмена.
Психотропные вещества, вмешиваясь в процессы «химической интеграции» нейронов, могут менять информационное значение сигнала для данного
индивида. Длительное и эффективное психофармакологическое лечение изменяет и тот памятный след, который является основой психотравмирующей ситуации, и ведет к полному или частичному восстановлению нормальных психических функций. Одним из эффективных терапевтических приемов является активизация собственных компенсаторных механизмов мозга, направленных на устранение или ограничение патогенных процессов (М. М. Ха-нанашвили, 1972).