Эмоции, классификация эмоций и чувств
«Эмоции» и «чувство» – очень близкие и чаще всего неотделимые друг от друга понятия, но все же они не тождественны.
Эмоции – это непосредственное переживание в конкретный промежуток времени.
Чувство – это черта личности, относительно устойчивое отношение к окружающему миру.
Неразрывность эмоций и чувств выражается в том, что чувства проявляются в конкретных эмоциях
Например, любовь к близкому человеку проявляется в радости за его успехи и достижения.
Значение эмоций в жизни человека велико. Они помогают ориентироваться в происходящем, оценивая его с позиций желательности или нежелательности, под их воздействием человек может совершать невозможное, так как происходит мгновенная мобилизация всех сил организма.
Интересны взгляды психофизиолога П. В. Симонова, который полагал, что эмоции возникают тогда, когда появляется рассогласование между тем, что надо знать, и тем, что известно П В Симонову принадлежит создание формулы эмоций Э = (-П) / (H-C)
где Э – эмоции
П – потребность (в формуле она берется с отрицательным знаком «-»);
Н – информация, необходимая для удовлетворения потребности;
С – информация, которую можно использовать, то что известно.
Из формулы можно сделать следующие выводы:
1) если П = 0, то и Э = 0, т. е. нет потребности, нет и эмоций;
2) если Н = С, то Э = 0, т. е. ситуация, когда человек обладает полнотой информации и возможностями для удовлетворения потребности;
3) если С = 0, то Э – максимальна, так как при наличии потребности нет никакой информации о том, как ее удовлетворить. Это тот случай, о котором говорят: «Страшно не событие, а его ожидание»;
4) если С больше Н, то возникают положительные эмоции.
В жизни человека присутствует огромное количество эмоций, которые подчас трудно объединить в какие-либо группы, поэтому существует и большое многообразие классификаций эмоций.
Назовем наиболее часто используемые:
1) положительные (вызывают приятные переживания) и отрицательные (вызывают неприятные переживания).
Следует отметить, что личные и общественные оценки знака эмоции не всегда совпадают, например, чувство вины неприятно для человека, а следовательно – это отрицательная эмоция, однако для общества эта эмоция явно положительная;
2) птенические (вызывают активность человека) и астенические (сковывают активность, провоцируя пассивное поведение);
3) В. Вундт предложил классификацию по трем направлениям:
а) удовольствие – неудовольствие;
б) напряжение – разрядка;
в) возбуждение – торможение;
4) современный американский исследователь К. Изард («Эмоции человека») предлагает делить эмоции на фундаментальные и производные. К числу фундаментальных относятся интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Внешнее выражение эмоций определяется как эмоциональная реакция. Выразительные движения способствуют лучшему взаимопониманию между людьми, являясь непроизвольным сопровождением речи.
Язык эмоций – это язык, понятный без переводчика, однако следует помнить, что существуют культурные и национальные особенности, которые определяются обычаями и традициями.
Наиболее распространенными из них являются настроение, аффект, фрустрация и стресс.
Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее эмоциональное состояние, которое характеризуется нарушением сознательного контроля своих действий, неспособностью адекватно оценивать происходящее.
Человек полностью утрачивает контроль над собой, его действия безрассудны. По окончании аффективной вспышки наступают разбитость и опустошенность, упадок сил, иногда человек засыпает.
Стресс – это понятие ввел Г. Селье, который определял его как состояние сильного и длительного психологического напряжения, возникающего в результате перегрузки нервной системы.
Нельзя однозначно отрицательно относиться к стрессовой ситуации, так как на фоне разрушительного воздействия на человека стресс может и мобилизовать ресурсы организма для достижения высоких результатов, например, в спортивных состязаниях.
Тем не менее если напряжение длительное и очень сильное, то оно не проходит бесследно и чревато возникновением соматических заболеваний, усталостью, безразличием, депрессией.
В протекании стресса выделяется три фазы: 1) реакция тревоги, отличающаяся большим напряжением в функционировании организма, к концу фазы устойчивость к конкретному стрессору повышается;
2) стабилизации, где выведенные из равновесия функции устанавливаются на новом уровне;
3) истощение.
Фрустрация – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда невозможно достигнуть цели вследствие постоянно возникающих препятствий.
Может иметь две формы выражения: агрессия или депрессия. Основной причиной возникновения является неспособность человека выносить длительные эмоциональные напряжения, плохая выносливость.
Чувства, как и эмоции, классифицировать сложно, и психология не располагает общепринятой классификаций.
Упрощенно чувства можно подразделить на нравственные, интеллектуальные и эстетические.
Нравственные (моральные) чувства свидетельствуют об отношении человека к другим людям, обществу, в основе их проявления лежат моральные нормы, которыми человек руководствуется при организации своего поведения.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе познавательной деятельности и отражают отношение человека к этой деятельности.
Эстетические чувства отражают отношение человека к различным сторонам жизни, их выражению в искусстве, проявляются в художественных вкусах, в оценках и т. п.
Эти чувства являются продуктом культурного развития личности, показателем ее зрелости.
В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма
Идеи Ч. Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У. Джемс и К. Ланге. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций -- любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса-Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем - как их следствие - возникает сама эмоция.
Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У. Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.
Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса-Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.
В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо)
Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса-Ланге и Кеннона-Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях
- Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.
- Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.
Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.
Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.
Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями. В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.
Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве змоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.
К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической. Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:
Э = F(П, (Ин-Ис, ...)),
где Э -- эмоция, ее сила и качество; /7 -- величина и специфика актуальной потребности; (Ин -- Ис) -- оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности на основе врожденного и прижизненно приобретаемого опыта; Ин-- информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис -- информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени. Согласно формуле, предложенной П.В. Симоновым (его концепция также может быть отнесена к разряду когнитивистских и имеет специальное название - информационная), сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете, определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
Спиноза рассматривал все пороки и глупости «геометрическим путём», пытаясь ввести строгие доказательства (теоремы Спинозы). Эмоции Спиноза называл аффектами – состояние тела, которое увеличивает или уменьшает способность тела к действию, благоприятствует ей или ограничивает её, а вместе с тем и идеи этих состояний. Воля – стремление одной души прибывать в своём существовании в продолжении неопределенного времени и сознание этого стремления. Влечение – когда это стремление относится и к душе и к телу. Желание – влечение с осознанием его. Разделение на три типа аффектов: удовольствие, неудовольствие и желание. Удовольствие (радость) – такое пассивное состояние, через которое душа переходит к большему совершенству. Неудовольствие (печаль) – такое пассивное состояние, через которое душа переходит к меньшему совершенству. Приятность (весёлость) – аффект удовольствия, относящийся и к душе и к телу. Боль или меланхолия – такой же аффект неудовольствия. Желание – влечение с осознанием его. Все остальные аффекты определяются через эти три базовых аффекта. Далее рассматриваются примеры. Любовь – удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины. Ненависть – неудовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины. Тот, кто любит стремится обладать любимым предметом, а тот, кто ненавидит – стремится уничтожить предмет ненависти. Если душа подвергалась сразу двум аффектам, то в последствие, подвергаясь одному из них, душа будет подвергаться и другому. Причиной трех базовых аффект может быть любой объект. Спиноза уделял внимание явлению генерализации: вещь, имеющая сходство с объектом, вызывающим удовольствие или неудовольствие, мы будем любить или ненавидеть соответственно. Спиноза говорил об амбивалентности аффектов: когда мы чувствуем к какой-либо вещи неудовольствие, а эта вещь сходна с той, к которой мы чувствуем удовольствие, то мы будем и любить и ненавидеть её. Человека, который причиняет удовольствие предмету, нам подобному, мы будем любить. Если причинять неудовольствие – будем ненавидеть. Сила аффекта не зависит от временной характеристики причины. Если предмет любви получил удовольствие/неудовольствие, то человек будет испытывать удовольствие/неудовольствие. Того, кто причиняет любимому предмету удовольствие, будем любить, а того, кто причиняет неудовольствие, мы будем ненавидеть. Сострадание – неудовольствие, возникшее вследствие вреда, полученного другим. Человек, который причиняет удовольствие предмету, которые мы не любим, мы его ненавидеть. Зависть – ненависть, при которой чужое несчастье причиняет удовольствие. Самомнение – удовольствие, возникшее вследствие того, что человек ставит себя выше, чем следует. Превознесение – удовольствие вследствие того, что человек ставит кого-то выше, чем следует. Презрение – когда человек ставит другого ниже, чем следует. Свойство подражания аффектов: если предмет, к которому мы не питали никакого аффекта, подвергается этому аффекту, мы подвергаемся такому же аффекту. Сострадание – когда подражание аффектов относится к неудовольствию. Предмет, который нам жалко, мы не можем ненавидеть и будем стремиться освободить его от несчастья. Благоволение – желание, возникшее из сострадания. Честолюбие – стремление делать или не делать только ради того, чтобы понравиться другим и стремление, чтобы другие жили «по-нашему». Любезность - стремление делать или не делать только ради того, чтобы понравиться другим с ущербом для себя. Стремление к взаимности, если мы чего-то любим. Ревность – ненависть к любимому предмету, соединённая с завистью, это сплав любви и ненависти. Зависит от силы любви. Тоска – неудовольствие, относящееся к неудовольствию того, что мы любим. Добро – всякий род удовольствия, который ведёт к утолению тоски. Зло – род неудовольствие, который препятствует утолению тоски. Принцип взаимной ненависти: если нас кто-то ненавидит, то и мы ненавидим его. Взаимная любовь (благодарность) – стремление сделать добро тому, кто нас любит. Любовь или ненависть к той вещи, которую мы воображаем свободной, сильнее, чем к той вещи, которая нам необходима. Следовательно, люди питают друг к другу больше аффектов, чем к вещам. Приниженность –неудовольствие, сопровождаемое идеей о нашем бессилии. Обратное – самолюбие. Аффект Рабство – человеческое бессилие в укрощении или ограничении аффектов. Человек, подверженный аффекту, не владеет собой. Аффект может быть уничтожен только более сильным аффектом. Аффект, причина которого находится перед нами, сильнее, чем аффект, причина которого воображаема. Аффект сильнее к необходимой вещи, чем к вещи возможной. Согласованность аффекта и разума Разум не требует ничего противного природе, стремится сохранить существование человека. Поэтому необходимо, чтобы душа и тело сосуществовали вместе. Следовательно, люди, управляемые разумом, справедливы, честны и умны. Разум осуществляет стремление к познанию. Как только аффект осознаётся, он перестаёт быть аффектом. Аффекты, которые возникают из разума сильнее, чем аффекты воображаемые. До тех пор, пока мы не подвержены аффекту, мы в сохраняем способность тела соответствовать требованиям разума. Способность души к укрощению аффекта состоит в: 1) познание аффекта; 2) отделение аффекта от причины; 3) количестве причин аффекта; 4) в порядке связи аффектов.
Если рассматриваемая с биологической стороны эмоциональная жизнь казалась умиранием целой сферы психической жизни, то непосредственный психологический опыт, а затем и экспериментальные исследования наглядно доказали абсурд этой мысли.Еще Н. Н. Ланге и У. Джеймс поставили себе задачу найти источник живучести эмоций, как говорит Джеймс, в самом организме человека и тем самым освободиться от ретроспективного подхода к человеческим эмоциям. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций - любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса - Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем - как их следствие - возникает сама эмоция.Эта законченная с теоретической стороны и достаточно разработанная теория подкупала двумя моментами: с одной стороны, она действительно давала видимое естественнонаучное, биологическое обоснование эмоциональным реакциям, а с другой - она не имела недостатков тех теорий, которые никак не могли объяснить, почему никому не нужные эмоции, остатки животного существования, продолжают еще жить и оказываются с точки зрения ретроспектального опыта такими важными, такими значительными переживаниями, наиболее близко стоящими к ядру личности.Вначале теория Джемса - Ланге встретила упреки в "материалистичности", в том, что Джемс и Ланге хотят свести чувства человека к отражению в его сознании органических процессов, происходящих в его теле. В ответ на эти упреки Джемс объявил, что органическое происхождение имеют только низшие эмоции, унаследованные человеком от животных предков. Это может относится к таким группам эмоций, как страх, гнев, отчаяние, ярость, но, конечно, неприложимо к таким "субтильным", по его выражению, эмоциям, как религиозное чувство, чувство любви мужчины к женщине, эстетическое переживание и т.д. Таким образом, Джемс резко различал области низших и высших эмоций.Эти теории заложили камень для построения целого ряда метафизических теорий в учении об эмоциях. В этом отношении теория Джемса и Ланге была шагом назад по сравнению с работами Дарвина и тем направлением, которое непосредственно от него развилось.