Подхлест коленом назад (снизу)
РУССКИЙ КУЛАЧНЫЙ БОЙ
Перед нами - в виде "громового знака" - диаграмма русского кулачного боя.
Термин "кулачный бой" имеет два значения:
1. Обрядовый (игровой) бой - дозволенные этикой (в каждый период этноса
в своих рамках) удары и защита от них.
Во избежание путаницы следовало бы пользоваться во втором случае более точным термином: "рукопашный бой". Но последний настолько прочно дискредитирован в наше время (под ним подразумеваются всевозможные "восточные" смеси), что нам пришлось отказаться от него.
Далее мы опустим две части: борьбу, так как имеется обширная литература с описанием древних стилей борьбы, а также существует борьба самбо, в лучших своих представителях, сохранившая и стиль, и дух русских традиций (есть и хорошие учебники). Опустим также и работу оружием -старинным ли, современным - за этой экзотикой не стоит ничего хорошего. Тот, кто освоил пластику движений, без труда овладеет оружием сам. Впрочем, тот, кто освоил - мы
надеемся - в нем не нуждается. Предложенное ниже, скорее всего, - хореографические миниатюры, а наша задача -научиться двигаться в пространстве традиционной культуры.
РАЗМИНКА
Все в кругу. И тренер со всеми (когда надо, он выходит в центр и показывает). В кругу пляшем, бегаем, работаем в парах и тройках. Растяжка спины (потягивание вверх и в стороны, "зевание"), пляска "вприсядку", прыжки через препятствие, акробатика, растяжка рук и т.д. Технику "пляса" мы не показываем, ибо его вряд ли удастся изучить заочно. И вообще, все, что касается пляса "ломания", народных игр и т.п., мы рекомендовали бы найти там, где вы живете, и изучать не по учебникам.
ПРЫЖКИ НА МЕСТЕ
"Разговорная стойка" ("сгрудка"): ступни косолапые, колени чуть согнуты, ноги на ширине плеч, полное расслабление, голова "гордая", грудь - колесом. Таз всегда впереди - под центром веса, который в момент удара уходит из груди
вперед.
Трение нам не нужно: мы приподнимаемся над землей и поворачиваем нижнюю половину -тела за счет инерционности верхней. Полная аморфность всего, что не участвует в прыжке. Стопы при прыжках идут по кругу, пяточка почти не отрывается от пола. Второй прыжок (в обратном направлении), естественно, вдвое больше первого.
Движение идет от таза. Ноги поворачиваются на 10 - 30°, таз на 30 -40°. Плечи отстают, так как расслаблено тело, но с середины прыжка начинают раскручиваться и перегоняют таз, поворачиваясь на 60 - 90°. (Такая пружинная работа тела, напоминающая торсионную подвеску, наблюдается во всех ударах.)
Голова поднята и почти не движется. Кисти рук в одном варианте придерживаются возле подмышек, имитируя удары локтем, в другом - расслабляются полностью (удары кулаком). Локти (или кисти рук) сами поднимаются по эллиптической траектории до уровня плеч и возвращаются, прижимаясь к груди, к солнечному сплетению. Не надо выстраивать траекторию, разбивать ее на элементы. Здесь и далее движение должно быть безостановочным и все получится само в ходе расслабления тела и психики.
Вертикальное колебание тела, как и во всех последующих ударах и связках, должно быть максимально для естественного выполнения.
Таз, как и плечи, движется на манер падающего колеса -это "восьмерка". Так как руки как бы пульсируют то прижимаясь к телу, то уходя на максимальную орбиту, угловая скорость все время меняется: наименьшая в момент отрыва и в момент удара наибольшая.
Изучение каждого последующего приема мы будем начинать не из статики, а с "ломания" - с притопа, с прихлопа. Если вы с ними не знакомы, начинайте Работу с прыжков на месте. В любом случае - пение. Это должно войти в привычку.
2. БОКОВОЙ УДАР ЛОКТЕМ ("подхлест", "локоток")
Все делается, как в предыдущем варианте, но с ускорением. Прыжок более короткий, но такой, чтобы достать до лапы, имея таз впереди груди, удар всей стопой в пол. Выхлест обоих локтей. Локти успевают подняться выше плеч (насколько позволяет растяжка) и, пройдя "апогей", атакуют несколько сверху вниз и в сторону (в частном случае, и снизу - см. громовой знак). Идеальна работа, когда в момент удара оба локтя и центр тяжести между ними находятся на одной прямой. Без всякой остановки - мгновенный возврат локтя к центр) тяжести, являющийся ударом для другой руки. Второй удар должен быть мощнее вдвое - вдвое большая траектория у ног, таза, плеч за то же время. Голова -1 крутится. Лапы держать на ширине плеч.
Здесь и далее мы будем предлагать не сами удары, а связки. Эта связка (тип б) ударов симметричных самим себе.
Делайте по 2-3-4 удара быстро и без напряжения. Учебная скорость 2 удара в сек., боевая - 5-6 в сек. После каждой серии возвращайтесь в разговора) стойку. Расслабление. Начиная связки, учитесь незаметно готовить удар: почесать правой рукой поясницу или левой - правый бок, какая рука заряжав - неважно. Соответствующая зарядка таза. Взгляд мимо. Поделав раз-другой статики (с прыжком на самом ударе, разумеется), снова переходите к работе прыжков.
Отстраненность. Улыбка. Взгляд в глаза партнеру или поверх головы. Никогда не смотрите на лапы! Их надо чувствовать34. Делайте 10-20 серий -сколько хочется. Мысленно (не наклоняя головы) следить за ногами: пяточка наружу, бедро закручивается. Плечи и руки описывают пространственную восьмерку. Руки и ноги сами находят для себя пути наименьшего сопротивления. По звуку (здесь и далее) удар по лапе и стопой в пол должны совпадать. Забудьте о дыхании - пойте.
3. БОКОВОЙ УДАР КОЛЕНОМ ("подхлест", "коленце")
В "коленце" есть полная аналогия с локтем: колено выбрасывается тазом, ноги как бы растут от груди, т.е. все тело и нога в ударе превращаются в единую плеть. " Коленце" работает "под микитки", "под вздох", под лопаточку, подмышку, голову, бедро, голень. Кроме того, "коленце" это защита от ударов руками и ногами.
34В старину удар отрабатывался по мешку, набитому тряпками ("шалыга"), ей же играли е "футбол" и побивали друг друга, отрабатывая уходы. У нас же принята работа по "лапам", ибо таскать с собой мешки (а их требуется пара) неудобно.
Руки (или одна левая рука) идут сверху и вовнутрь (как у медведя), стремясь к правому бедру, на захват за плечи или за локти противника, хватая и увлекая на удар и, вместе с тем, защищаясь. Удар расслабленный, хлесткий с возвратом к солнечному сплетению (если удар был снизу) - к центру веса, который в динамике сильно отличается от центра тяжести. Нога опускается на землю отскочив от груди, в том направлении, в каком мы совершаем следующую атаку (т.е. куда мы делаем маятник). Направление это может быть самым разнообразным по отношению к направлению удара.
Начать отрабатывать можно в движении, с ударом на каждый шаг в осевой плоскости и в наклонной, затем на маятнике вправо-влево. В обоих случаях наклонные "подхлесты" могут быть сделаны как снизу вверх, так и наоборот. Если мы защищаемся на ударе одной рукой, то тогда вторая (правая) на правой ягодице или за спиной. С притопом правой ноги в пол идет подхлест правым локтем или рукой. При таких связках руки (от таза), а ноги (от груди) работают, как плети, и в любой атаке легко можно сменить удар рукой на удар ногой и наоборот.
При всех ударах ногами тело прогибается вперед, как лук. Прогиб может быть небольшим (как при ударе локтем), а может быть и максимальным - до горизонтального положения корпуса (на контратаке).
Коленца, как и локотки, не допускались в обрядовом бою - это боевое оружие, что и отмечалось в частушках, сопровождавших кулачные бои:
Это что за паренек
Выдает коленца?
Не досталось бы ему
Осиново поленце!
ОТМАШКА ЛОКТЕМ ВПЕРЕД
Удар идет по той же траектории, что и подхлест локтем, но в обратном направлении. Отмашка, наряду с подхлестом, является защитой.
Локоть расслабленной правой руки, скользя по груди, уходит максимально влево и оттуда выхлестывается вправо снизу вверх (на подъеме) или через верх вниз (на притопе правой ноги). Обе руки, как и всюду в нашей технике, работают вместе, образуя "восьмерку" в плечах - левый локоть идет, как при боковом. Надо заметить, что отмашка начинается от центра тяжести, т.е. там, где заканчивается на возврате боковой. Отработать это можно в двух вариантах:
1. По одной лапе - отмашка правой, боковой левой (интервал минимален -одно движение). По другой лапе - наоборот. При этом не забыть топнуть в пол: правой (если делаем отмашку через верх) и левой - на подхлесте левым локтем
и тут же к другой лапе - в обратном порядке. Можно сделать оба удара в прыжке, тогда обе ноги топают вместе. Наконец, можно топать только левой ногой, когда отмашка правой делается снизу.
2. Боковой правой и ей же отмашка - это один из вариантов восьмерки. При этом правая нога топает дважды - на осевую (где обычно находится стопа противника) - при боковом и при отмашке, продолжая маятник. Ни напряжения, ни остановки в руках при этом нет, а плечи, переходя из одного удара в другой, разворачиваются на 180°.
Заметим, что притопы необходимы в обучении при всех ударах, чтобы поставить "восьмерку" и в тазу, и в плечах. Притопы нужны еще и в гололед, чтобы устоять. Впрочем, при поставленной технике, можно делать подхлесты и не сходя с места, сидя, например.
ОТМАШКА КОЛЕНОМ
"Коленца", "локотки" - все это мы можем найти в "камаринском". Отмашка коленом аналогична соответствующей отмашке локтем. Так же, как и вообще все удары, она является защитой.
Колено заносится влево и, поднимаясь по дуге, выхлестывается всем корпусом вправо. Удар идет от центра веса. Голень при этом выходит на удар горизонтально. На возврате колено стремится уйти, описав круг под правую руку, которая может отмахиваться в режиме защиты (как на картинке) или оставаться у левого бедра для последующей отмашки. Отрабатывать можно так:
1. Двигаясь вперед или вбок в "ломании", т.е. приседая и скрещивая ноги перед отмашкой. Научившись, можно работать с места.
2. Во вращении: боковой правым коленом - постановка ноги на возврате пяточкой на противника. Маятник вперед с разворотом на 180° и отмашка левым коленом на подъеме, снова боковой и т.д. Движение при этом получается волнообразное, с провалами на притопах и с подъемами (прыжками) на ударах.
При боковом и при отмашке тело прогнуто вперед, плечи откинуты ("сгрудка") -наклон корпуса от противника во вращении сохраняется. Плечи за счет расслабленности тела отстают от таза, но в момент ударов таз включается и
плечи догоняют убежавшие коленца, естественным образом поднимая руки на
удары- Такие связки называются "раскрутками" или "вертушками".
Тело как угодно может наклоняться в осевой плоскости (в той, в которой мы атакуем), но не должно вываливаться из нее. Для проверки можно поделать
раскрутки на льду.
ОТМАШКА КОЛЕНОМ НАЗАД
Удар симметричен боковому.
Работается на подъеме, с выходом на носки или даже в прыжке. Таз начинает выбрасывать колено через подмышку назад на осевую плоскость, голень при этом стремится к горизонтали. Затем раскручиваются плечи: правая рука, догоняя колено, организуя отмашку локтем назад. Предплечье встает вертикально, образуя единый щит вместе с голенью, защищая тело от паха до
затылка от ударов сзади. В ином случае обе руки выбрасываются на осевую в сторону, противоположную удару, и отмашка локтем выполняется с ударом ноги в пол. Отличается от предыдущего удара положением корпуса, повернутого в противоположную сторону. Делать:
1. По отдельности (в "ломании", зашагивая).
2. По одной лапе, во вращении (см. выше), повторять раскрутки безостановочно несколько раз, начиная как с правой ноги, так и с левой (по очереди),вращаясь в разные стороны. При этом партнер должен убегать, заставляя нападающего шевелиться, но, вместе с тем, не забывать встречать колено лапами (4-й тип связок).
ОТМАШКА ЛОКТЕМ НАЗАД
Удар симметричен боковому, является защитой от ударов сзади. Правая рука вращением корпуса, от таза (как при рывке гири) идет вверх и назад с разворотом обоих плеч по восьмерке. Приподнимаемся на носках и с притопом правой ноги осаживаемся на противника. Удар идет сверху вниз под 45 - 90 (голова, корпус, шея). На возврате рука продолжает двигаться в осевой плоскости, стремясь к точке между лопатками (она же центр тяжести противника), и, прижимаясь к правому боку, возвращается на место.
При работе по воздуху можно заканчивать удар похлопыванием себя по ягодице, таким образом проверяя, не вываливается ли удар из осевой плоскости. По звуку хлопок и удар пяточкой должны совпасть. Левая рука при ударе работает, как при боковом левой, образуя единый маховик. Но все это опять-таки должно вырисовываться само, в ходе расслабления. Если мы не собираемся
поворачиваться к противнику, а продолжаем атаковать его спиной, то наклон корпуса от него доходит до удара тазом (положение, как при броске через бедро).
При этом отмашка правой ногой (как в предыдущем варианте) не делается, а делается шаг правой назад с притопом - пяточкой на противника, возможно с ударом по стопе.
Отрабатывать:
По двум лапам, наступая на противника спиной (топая пятками, носки наружу- наклон от противника).
РАСКРУТКА ЛОКТЯМИ
В этой связке нас интересует все таже отмашка. Отрабатываем ее по одной лапе во вращение:
Боковой правой - правая нога в пол, зашагивая за осевую линию (пяточка вперед), разворот на 180° с отмашкой левым коленом - отмашка назад левой (осаживаясь, удар левой пяткой на осевую). Весь маховик правого и левого локтя движется в одной наклонной плоскости и отмашка повторяет траекторию бокового - след в след.
Смотреть в момент удара надо на объект следующей атаки, поэтому, если мы делаем несколько раскруток, вновь и вновь атакуя впереди стоящего, надо поворачивать голову на него (она будет дополнительным маховиком - сначала отстает, а затем догоняет и перегоняет плечевой пояс, раскручивая его). Центр тяжести, как и везде, движется волнообразно в вертикальной плоскости.
Здесь и далее мы будем говорить о движении в вертикальной (осевой) плоскости - в настоящем круговом бою, как и в "ломании", мы движемся по закручивающейся поверхности, т.е. заваливаемся на раскрутках то вправо, то влево. Но освоить эту технику можно, лишь научившись работать четко по осевой. (Этим, кстати, отличается "ломание" от более поздних танцев: "камаринского" или гопака и пр.)
Напоминаем, что во всех раскрутках на преследование партнер, держащий лапы, должен во время отступать, чтобы вы тянулись за ним, а не боялись бы за его безопасность, тормозя "маятник".
ПОДХЛЕСТ ЛОКТЕМ НАЗАД
Удар симметричен отмашке локтем вперед и "симметричен во времени", т.е. идет по той же траектории, что и отмашка назад, но обратно. . Правая рука, прижимаясь к боку, стремится выйти в осевую плоскость за спиной и работает снизу вверх (челюсть, диафрагма, пах). Левая рука, опять же, сопровождает правую.
Правая нога идет назад, подсаживаясь под противника, но здесь мы не
топаем ногами, а встаем. В боевом исполнении все удары снизу идут не по
воздуху, а как бы проволакиваются по груди противника. Отрабатывать надо по
2-3 удара, наступая спиной на противника (или отступая). Во втором случае
возврат руки легко превращается в боковой (или удар сверху) и мы получаем еще
один тип связок (2) - круговые связки, которые посмотрим чуть позже.
ПОДХЛЕСТ КОЛЕНОМ НАЗАД (снизу)
Посмотрим этот удар в круговых связках. Выше мы изобразили их в виде эллипса, но в динамике это спираль: маленькими цифрами обозначено перемещение таза, большими - колена. Встаем на осевую, между двумя противниками.
Сейчас руки партнеров заняты лапами и поэтому их (партнеров) надо схватить
за плечи (и дернуть навстречу удару и т.д.), в боевой же ситуации вас самих могут схватить - в любом случае нужен контакт (тем более, в гололед).
Колено незаметно отводится наружу до обнаружения бедра противника затем легко поднимается (проволакиваясь, как и при всякой работе на ближней дистанции) до промежности или груди. Все это на подъеме или даже в прыжке. Чтобы подъем получился, необходимо, чтобы заранее "подогнулись коленки". Затем, осаживаясь, боковой удар коленом второму противнику. Таз разворачивается на 90° - 180°. Плечи - неподвижны, лишь вверх-вниз вместе с коленом.
Связка выполняется в одно движение (в осевой плоскости). Пяточка почти все время у колена опорной ноги. Отрабатывать в этом порядке и в обрат»
«сначала боковой, затем подхлест назад снизу. Спираль можно раскрутить и на
третий, четвертый удары, в голову первому, например. Вся композиция может
закончиться "приемом Котовского", т.е. лоб в лоб.
Это два варианта. Всего для каждой круговой связки - четыре. Выберите по вкусу хотя бы один.
Эти связки характерны и в режиме освобождений от захватов -тогда удобнее делать работу в двух уровнях: первый удар коленом, второй - локтем (с пяточкой по стопе противника) или наоборот и т.п.
11. УДАР СВЕРХУ("румбя") И ПОЩЕЧИНА
«Рубящий" удар, впрочем, как и подхлест, связан с техникой работы оружием при более короткой траектории - при этом ладонь сжимается лодочкой - получается пощечина, один из самых древних ударов. Удар "рубмя" наносится кулаком или раскрытой ладонью (плашмя).
Подготовительное упражнение: серия пощечин - "мишка разгоняет лапами пчел". Ноги полусогнуты и косолапы, таз - впереди плеч. "Восьмерка" в тазе и плечах, движение корпуса и рука сама выкидывается к макушке и оттуда хлещет по дуге в наклонной плоскости. Аналогия с кистенем (для удара "рубмя"): таз -рукоять, от таза до кулака - единая плеть, кулак - гирька. В случае пощечины -аналогия с плетью. Лапа подается в осевую плоскость навстречу удару, локоть на возврате тянется за осевую плоскость (за солнечное сплетение). Необходимо научиться хлестать руками только за счет корпуса. Отрабатывая разовый удар или же делая "рубящий" в раскрутке, мы на подъеме руки привстаем на носки или прыгаем вверх, а на ударе - осаживаемся пятками в пол. Это может сочетаться с прыжком вперед (в сторону) с ударом по стопе. Работая на месте или в раскрутках, следите за "сгрудкой", т.е. за тем, чтобы плечи не проваливались вперед.
12. "РУБЯЩИЙ" УДАР В КРУГОВОЙ СВЯЗКЕ
Удар сверху может оказаться защитой от прямого удара рукой или ногой, защитой от ножа. Он может быть выполнен и по воздуху - для инерционной
раскрутки (об этом ниже). Да и за каждым ударом скрывается целый веер ударов - самые мощные из них лежат в плоскостях "громового знака" (в зависимости
от способа перемещения - в разных плоскостях).
Круговые связки наиболее эффективны в осевой плоскости.
Правая рука незаметно отводится назад (до контакта) и, не поворачиваясь к противнику, выполняется подхлест назад (см. 9). При контакте кисть выбрасывается наверх и, минуя темя, хлещет впереди стоящего. Опять-таки через "проволакивание", скользя по уху, попадаем в шею, ключицу и т.д. Резкий подъем (или прыжок) на подхлесте и удар пятками в пол на ударе сверху. Корпус вертикален. Работа таза (плеч) обозначена на картинке справа маленькими цифрами. При этом таз выполняет небольшой маятник (как и в 10): назад вперед. Круговая связка может быть выполнена на самых разных дистанциях. Назад: подхлест снизу кулаком, локтем, удар плечом; вперед: удар сверху локтем, кулаком, головой, все боковые удары - десятки комбинаций. Отрабатывать надо в этом и в обратном вариантах, т.е. начиная с удара сверху. Для его маскировки можно поднять руку, почесав затылок или поправить очки. Вполне достаточно этих двух вариантов круговых связок (из четырех возможных). Остальные два: начиная с отмашки назад (через верх) и заканчивая ударом снизу (отмашкой вперед), и наоборот.
13. БОКОВОЙ УДАР("подхлест")
Подхлест (он же "хлест" или "с плеча") общеупотребителен на Руси. Это одни из самых скоростных ударов (5-7 ударов в сек.). Начинаем мы его с прыжков на месте, переходя на работу локтями. Проверяем - не взглядом, а
мысленно-вертикальное колебание корпуса, закручиваемость бедра, при ударе "косолапой" ногой в пол, совместность работы обеих рук, наклон корпуса от
противника ("сгрудка"). Сделав пару серий локтями, раздвигаем лапы вдвое (а они были на ширине плеч) и локоть сам выхлестнет кисть. Кулаком на Руси
работали редко (и лишь в определенные места) - чаще били запястьем. Лапы, как и при"локотках", ставятся параллельно осевой плоскости и составляющая удара
направлена в бок. На противнике удар направляется и в бок, и на себя, и чуть отсебя (по месту), но не прямо. Иначе получается "тычок" (которые в обрядовой технике не допускались, мы их и не показываем). Подхлесты работаются обязательно сериями, на полном расслаблении, пока не нашупается необходимая траектория. Восьмерка в плечах максимальна, ощущение плети от таза до кисти, внимание на возврат. При ударе кулак сжимается только в момент контакта, а при ударе запястьем - лишь слегка поджимаются пальцы. На возврате ладошка хлопает по груди - в учебном варианте, а на боевой скорости хлопок отпадет. Работаются подхлесты и на месте (но все же с прыжками), и в движении. Но всюду одновременность по звуку: правая нога в пол - правая рука по лапе. Чтобы поставить подхлест, рекомендуется до поры вообще не работать кулаками, а только запястьем.
Связки из подхлестов надо чередовать с раскрутками на преследование (см. 6 и 8). При перемещении "скоком" (маятником) нужно добиться рикошетиро-вания от земли. Такое движение напоминает детскую игру "в блинчики" на реке. При боевых скоростях, соли мы стоим на месте, ноги не успевают отрываться от земли, но все же как бы вибрируют, ибо сохраняется "восьмерка" -в тазу.
ОТМАШКА
"Отмашка" дана в связке "восьмерка"14. Отрабатывается такая связка в обоих направлениях: начиная с отмашки или с подхлеста, по 2-3 серрии без остановки. В данном случае дана восьмерка, развернутая на 180° : мы стоим между противниками, перекрывая им видимость. Но, в общем случае, против ники могут стоять под любым углом. Может восьмерка выполняться и на одного при развороте на него спиной. В нашем случае, ударив (на подхлесте правой рукой) правой стопой в пол, нога отскакивает с маятником назад и бьет в пол (по стопе) на осевой второго. При этом тело смещается назад, осаживаясь возможно, с отмашкой коленом для разворота на второго, возможно - без нее. Смотреть на второго противника ни до, ни после не надо. Руки выхлестываются вместе, от таза, как при косьбе, образуя восьмерку .закрученную как пропеллер. Важно сделать возврат и не размазать удара: после подхлеста кисть раскидай чиком возвращается к груди и грудью, всем корпусом, выхлестывается на отмашку, за спину; на отмашке рука как бы сечет противника "до седла" и доходит до шлепка по собственной ягодице, а там - тазом выкидывается на подхлест (на боевой скорости, понятно, шлепки не нужны).
Другой вариант работы: выполнить отмашку после серии подхлестов правой-левой или подхлест после серии отмашек. На восьмерке важен маятник - раскачка тела взад-вперед с наклоном от атакуемого противника.
Третий вариант работы дан выше при "раскрутке" локтями. Все три варианта надо чередовать, неожиданно переходя из связки правой-левой в раскрутку (уходя вперед) или в отмашку назад (что задается партнерами, держащими "лапы").
(34) В технике боя мы сталкиваемся с тремя восьмерками": в плечах и в тазу (см. выше) движении конечностей (см. здесь) и ниже будет речь о "вертикальной" восьмерке.