Подросток как субъект учебной деятельности.
В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10—11 до 14—15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно-организационная, спортивная, художественная, трудовая. Подросток учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека — «чувство взрослости».
Как отмечает В.А. Караковский, младшему подростку особенно присущи потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению «худшего»; тенденция предаваться мечтаниям; боязнь осквернения мечты; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием; увлечение киноискусством и т.д. Наряду с этим младший подросток характеризуется повышенной утомляемостью, ярко выраженной эмоциональностью, иногда резкостью в суждениях (до грубости). К концу периода младшего подростничества учащиеся начинают осознавать необходимость самостоятельного выбора дальнейшей программы образования, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентацию в различных сферах труда и общественно полезной деятельности.
Если для младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность, то для школьника среднего возраста (подростка) в качестве ведущей выступает общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола. При этом учебная деятельность становится как бы осуществляемой активностью — она «обеспечивает» индивидуализацию подростка. Его главная ценность — система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я». На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение по линии все большей произвольности, опосредованности.
Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности — ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к «исключительности» входит и в мотивацию достижения, проявляясь в таких ее составляющих, как «награда», «успех». Учебная мотивация как единство познавательной мотивации и мотивации достижения преломляется у подростка через призму узколичных значимых и реально действующих мотивов группового, социального бытия. Именно поэтому педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный контекст современной литературы, музыки, живописи, танца, как и в современные условия общественно-экономических, жизненно-бытовых отношений.
Показательно для подросткового возраста и отношение к авторитету. Если в младшем школьном возрасте авторитет учителя не менее значим, чем авторитет семьи, то для подростка проблема авторитета взрослого не самоочевидна. С одной стороны, позиция подростка «я — взрослый» как бы противопоставляет его взрослым, с другой — их авторитет остается важным фактором его жизни.
Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, позицией, отношением, «Я»-концепцией, но и местом в жизни на отрезке непрерывного, многоступенчатого образования. Он для себя решает, прогнозирует форму продолжения этого образования, в зависимости от этого ориентируясь на ценности либо учения, либо трудовой деятельности, общественной занятости, межличностного взаимодействия. При ориентации на учение подросток переходит в статус старшего школьника. Старший школьник как субъект учебной деятельности — это человек, сделавший выбор (или подчинившийся выбору референтного для него окружения) продолжить учение. Именно это определяет его специфику как субъекта.
157. Психологические теории в интерпретации кризиса подросткового возраста.
Психофизиологическая граница подросткового возраста относится к 19 годам. ВНД 11 и 19 лет практически не отличаются. Подростковый возраст делится на два периода:
- младший подросток (11-13)
- средний подросток (13-15)
- старший подросток (15-17)
Ведущий мотив подростка – общение со сверстниками (продолжение доминанты личностного развития). Содержание развития этого периода – социальное обучение.
Новообразования младшего подростка:
Половая идентификация. Половозрелость делится на: полоролевую идентификацию (Гендерные установки) и возрастную идентификацию.
Дифференциация самооценки.
Появление «значимого другого». Подросток определяет себя как представителя определенного пола и возраста. Начинает формироваться структура характера. До этого свойства характера диффузны. Завершение половой идентификации – адекватность самооценки.
Представления о личной перспективе.
Новообразования среднего подростка.
Механизм овладения социальными нормами – подражание.
Выделяется познавательная деятельность, мотив и предмет которой совпадают в предмете познания.
Формируется аналитическое мышление.
Новообразования старшего подростка.
Завершение формирования характера, хотя он ещё не стабилен.
Л.С. Выготский выделял три линии созревания: органическое, половое и социальное. У человека все эти линии не совпадают, и сначала наблюдается половое созревание, затем органическое, и в конце социальное.
С. Холл. В соответствии с теорией рекапитуляции С. Холл считал, что подростковая стадия развития человека соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между эпохой собирательства – эпохой детства и взрослым состоянием – эпохой развитой цивилизации. Его представление о «бунтующем» отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствуют законы контрастов, глубоко вошло в психологию. С. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка: его высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию. С. Холл интерпретирует подростковый возраст как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности». С. Холла называют отцом психологии подросткового возраста: в 1904 он издал двухтомную монографию, где впервые в психологии так глубоко коснулся этой проблемы.
Э. Шпрангер. В 1924 Шпрангер выпустил книгу «Психология юношеского возраста», где рассматривал подростковый возраст как составную часть юношеского, границы которого он определил 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Первая его фаза, собственно подростковая ограничена 17 годами. Она характеризуется кризисом освобождения от детской зависимости. Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по его мнению, возраст врастания человека в культуру его общества. Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества:
1. Резкое, бурное, кризисное течение, когда отрочество воспринимается как второе рождение, в результате которого возникает новое «Я».
2. Плавный, медленный, постепенный рост, без глубоких сдвигов.
3. Процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля.
Главное новообразование этого возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие своего «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности.
Э. Шпрангер дал психологическое описание двух сторон любви – эротики и сексуальности – и их проявлений в подростковом возрасте. В сознании подростка эти две стороны разделены между собой, резко отделены друг от друга. Согласованность этих двух моментов Э. Шпрангер считает «симптомом зрелости».
Ш. Бюлер. Занималась поиском биологического смысла пубертатного периода. В работе Ш. Бюлер сделана попытка рассмотреть пубертатный период в единстве органического созревания и психического развития. Это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым. Психологическая пубертатность, по Ш. Бюлер, связана с вызреванием особой биологической потребности – потребности в дополнении. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам и сближению с существом другого пола.
Основные черты негативной фазы пубертата – повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние, физическое и душевное недомогание. Ненависть к себе и враждебность к окружающим могут присутствовать одновременно, находясь в связи, либо сменять одна другую, приводя подростка к мысли о самоубийстве. Подросток чувствует себя одиноким, ненужным, чужим и непонятым. У девочек негативная фаза длится в среднем до 13, а у мальчиков до 14 лет.
Затем начинается позитивная фаза. Перед подростком открываются новые источники радости, переживания прекрасного.
В. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность. Исходя из базовых ценностей, В. Штерн выделяет 6 типов личности, которые формируются в подростковом возрасте: теоретический, эстетический, экономический, социальный, политический, религиозный. Штерн рассматривает подростковый возраст как переходный между детской игрой и взрослой ответственной деятельностью и вводит понятие – «серьезная игра». Все, что делает подросток, ещё не слишком серьезно – это лишь предварительная проба.
Э. Эриксон считал подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет. В возрасте 12-14 лет происходит последняя фундаментальная децентрация – ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. Окончательно формируется личность, строится программа жизни.
Л.С. Выготский считал интересы ключом к пониманию подросткового возраста. По его мнению, в подростковом возрасте старые интересы разрушаются и отмирают, и созревает биологическая основа для развития на ней новых интересов. Выготский перечислил несколько групп интересов подростков, которые назвал доминантами: эгоцентрическая доминанта, доминанта дали (устремленность на масштабные события и глобальные проблемы), доминанта усилия (тяга к сопротивлению, напряжению, иногда упрямству и хулиганству), доминанта романтики. По Выготскому, в подростковом возрасте завершается формирование понятий, становятся возможны высшие формы интеллектуальной деятельности. Кроме того, происходит интенсивное развитие воображения, но оно уже интеллектуализировано, поэтому проявлется в творчестве. Ещё одно новообразование возраста – развитие рефлексии и на её основе самосознания.
Д.Б. Эльконинподчеркивает, что в подростковом возрасте учебная деятельность совершает поворот с внешнего мира на личность самого подростка. У подростка возникают вопросы о своей природе, личности, месте в мире. Вновь возникают трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Важное место ля подростка занимает поиск друга, компании. Многие подростки начинают вести дневники, в которых, как им кажется, находят убежеще.