Классификация социально-психологических общностей

Принципы и опыт классификации. Классификация соци­ально-психологических общностей или групп может осуществ­ляться на основе самых различных принципов. В качестве таковых могут употребляться критерии различия по характе­ру деятельности, месту в социальной структуре, по механизму функционирования, целям и задачам и т. д.

Так, в свое время в отечественной социальной психоло­гии была популярна дифференциация групп, предложенная А. В. Петровским и К. К. Платоновым, по критерию характера образующихся в них отношений. В таком случае различались: 1) диффузные группы с отношениями, опосредованными толь­ко симпатиями—антипатиями; 2) ассоциации с отношениями, опосредованными личностными целями; 3) корпорации с отно­шениями, опосредованными личностно-значимыми, но асоци­альными установками; 4) коллективы с отношениями, опосредованными личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

При таком подходе вне поля зрения оказывались большие социальные группы. Заслуживает в этой связи внимания клас­сификация, предложенная Г. М. Андреевой, в которой устра­нен этот недостаток. Она предлагает различать все группы в соответствии со смысловым значением этого слова на услов­ные и реальные. В свою очередь, реальные — на лабораторные и естественные. Те, в свою очередь, — на большие и малые. Большие — на стихийные и устойчивые, а малые — на стано­вящиеся и развитые [1]. При такой классификации понятие груп­пы, как и в предыдущем случае, подменяет более широкое понятие общности и рассматривается преимущественно под углом практики эмпирического, даже экспериментального ис­следования.

В учебном пособии по социальной психологии под редак­цией А. А. Бодалева и А. Н. Сухова (М. 1995) предпринята по­пытка введения в структуру аналогичной классификации социально-психологической характеристики общности и соци­альных институтов. Тем самым достигается значительное рас­ширение феноменологии социально-психологических явлений, подлежащих классификации и не сводимых в строгом смысле слова к понятию "группа". Существенно при этом и то, что феноменология больших общностей получает достаточно раз­вернутую и значительно обогащенную социально-психологи­ческую характеристику [2].

Однако и при этом остается не совсем ясным характер того основного критерия, по которому дифференцируется все многообразие применяемых здесь понятий: общности, группы, института и движения. Тем не менее предложенную концепцию классификации можно считать заметным шагом вперед по пути обогащения общей картины всего многообразия социально-пси­хологических проявлений общности.

Величина общностей как логическое основание для их диф­ференциации. Не претендуя на столь же дифференцированную социально-психологическую характеристику феноменологии об­щности, ограничимся лишь критерием масштаба или величины рассматриваемого явления. Тогда можно было бы говорить о различии всех общностей на глобальные или локальные макрообщности, на общности среднего уровня и микрообщности.

Реальность этих различий можно проследить и на ходе раз­вития социально-психологической мысли и соответствующих эмпирических исследований.

Общая тенденция здесь такова: от изначального внима­ния к большим и предельно большим психологическим общнос­тям к альтернативным им по масштабу микрообщностям, а затем несколько позже к общностям среднего масштаба.

Так, для этапа становления социальной психологии в каче­стве течения мысли во второй половине XIX века характерно обращение к изучению больших общностей, а соответственно этому к психологии эпохи или духа времени, к психологии наро­дов и масс.

В первой четверти XX века начинаются эмпирические и экспериментальные исследования психологических особеннос­тей состояния и поведения индивида в малой группе и психоло­гии самой микрогрупповой динамики. Значительно позже приходит время исследований психологии общностей среднего масштаба — психологии организации.

В самом же широком смысле понятие общности вполне применимо уже к характеристике психологических особеннос­тей человечества в целом. Здесь проходит качественный раз­дел между социальной психологией человека и инстинктивной психикой животных. Вместе с тем это предполагает и отличие человеческой общности как сообщества землян от всех других ассоциаций подобных человеку высокоорганизованных су­ществ ("инопланетян"), которые вполне возможны в бескрай­них просторах вселенной.

К макрообщностям есть основание отнести и такие боль­шие группы людей, как классы и соответствующие им соци­альные, экономические и политические течения и движения.

К общностям среднего уровня относятся социальные ин­ституты и организации, а также общности, которые связаны с профессиональным разделением труда. И, наконец, психология микрообщности может быть начата с диады и триады, если ос­тавить в стороне отдельного индивида как носителя свойств

групповой психологии. Классическими представителями пси­хологии микрообщности являются брак и семья, с одной сторо­ны, и различные виды малых групп в тех или иных сферах деловой или игровой деятельности — с другой (см. схему 11).

Схема 11

Классификация социально-психологических общностей - student2.ru

Наши рекомендации