Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)!
примеры на этот счет, но легко понять] что имеется в виду, если вспомнить вом росы, включаемые иногда в официалы ные анкеты и вызывающие у опрашивав] мых чувство раздражения.
Соответствие вопросов анкеты про] ектной ситуации зависит от а) проектным целей; б) времени, имеющегося в распо! ряжении опрашиваемых; в) времени имеющегося в распоряжении исследова] телей. В случае исследования конторским столов было решено задавать не более 12 вопросов, чтобы занятые административ! ные работники имели время на них отве! тить и чтобы оставалось достаточно вре! мени на анализ ответов. Объем анкеты] определялся прежде всего требованием* чтобы можно было заверить опрашивав! мых, что "на заполнение этой анкеть! уйдет не более 10 минут". Это является] гарантией того, что она не будет отложе4 на опрашиваемым в сторону. Крома того, при определении объема анкеты учитывалось и время, необходимое для анализа анкет. Ввиду длинных рядов] данных, входящих в социологическое исследование, всегда бывает трудно п дусмотреть достаточно времени на иЯ анализ.
Трудная задача состоит в том, чтобь| решить, какими вопросами следует гаи ступиться, чтобы соразмерить объем I имеющимся в распоряжении временем] Эта трудность может быть преодолена] если ранжировать возможные ответы в соответствии со следующими тремя оценЗ ками:
1) важные для целей проектирования;
2) быстро анализируемые;
3) содержащие информацию, необходи- I
мую для проверки главных выводов из I
результатов предварительного опроса.
В описываемом исследовании предвари- I тельный опрос показал, что основные I недостатки использования столов связа- I ны с захламлением рабочей поверхности, I трудностью выбора места для контор- I ских машин и неудобством пользования I ящиками.
Ниже приводится окончательный риант анкеты, розданной административ- I ным работникам:
"Данную анкету можно заполнить за I 10 мин. Ответы на два первых вопроса I конфиденциальные и будут использова-1
Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)
8. Что находится в ящиках вашего стола:
—канцелярские принадлежности?
—конфиденциальные документы?
—картотеки и бумаги?
—личные вещи?
—ручки, карандаши и т. д.?
—другие предметы (просьба пере
числить основные) ?
9. Обозначьте, пожалуйста, кружком
предметы, которые вам не понадобились
на прошлой неделе.
10. Куда вы кладете свой портфель?
11. Оставляете ли вы иногда ящик от
крытым для удобства доступа? Да/Нет.
12. На какой из перечисленных ниже ви
дов деятельности вы затратили час или
более из вашего бюджета времени на
Диктовка по телефону, сидя за столом.
Чтение отчетов и (или) периодической литературы за столом.
Чтение отчетов и (или) периодической литературы не за столом.
Составление отчетов или выполнение вычислений, сидя за столом.
Поиск или сортировка документов за столом.
Пользование счетной машинкой, сидя за столом.
Беседы или интервью за столом.
Совещание с несколькими сотрудниками за столом.
Другая деятельность, сидя за столом (просьба перечислить).
13. Какой из двух типов столов - с зак-
А
прошлой неделе? (Отметьте галочкой.)
Разговор по телефону, сидя за столом.
Писание писем от руки за столом.
Диктовка секретарю, сидя за столом.
Наговаривание в диктофон, сидя за столом.
Наговаривание в диктофон вне вашего кабинета.
Рис. 9.7
рытой (а) или открытой (б) фронтальной плоскостью — вам больше нравится'
14. Имеются ли у вашего стола элементы, которые вас не удовлетворяют и могут быть улучшены (просьба обосновать свой ответ):
- размеры крышки стола?
- отделка крышки стола?
- ящики?
Анкетный опрос
_ ручки:
_ ножки?
_ другие элементы?
15 Если у вас есть другие замечания, перечислите их".
6 Распространить пробную анкету для
проверки вопросов, вариативности отве
тови метода их анализа.
При изучении конторских столов предварительный опрос был проведен в спешке из-за недостатка времени для тщательной проверки. Анкета была опробована: 3) путем заполнения ее самими специалистами, которые анкету составили, б) путем интервьюирования пятерых служащих, которых попросили во время заполнения анкеты указать возникавшие трудности, и в) путем рассылки их по почте еще пятерым служащим. Проверка анкеты привела к изменению некоторых вопросов, о чем говорилось выше. Времени на проверку методов анализа не было. Судя по трудностям, возникавшим в процессе анализа ответов в окончательном варианте анкеты, такая пробная проверка методики анализа помогла бы выявить дополнительные недостатки в выборе и формулировке вопросов анкеты. Очень часто оказывается затруднительным выделить достаточное время на тщательный пробный опрос, когда деятельность специалистов связана с жестким графиком разработки проекта, но было бы очень рискованно совсем отказаться от этого этапа.
7 Отобрать наиболее подходящий кон
тингент лиц, располагающихнеобходи
мой информацией.
1лавная трудность исследования состоит в получении разрешения на контакты с людьми, известными как наиболее репрезентативная группа потребителей данного изделия. В рассматриваемом случае оказалось довольно просто отобрать фамилии администраторов с личными секретарями, чье положение было достаточно солидным. Выявление администраторов, не имеющих личных секретарей, оказалось затруднительным и потребовало бесед с людьми, составлявшими листы рассылки корреспонденции и знавшими администраторов, включаемых в рассылку. Поскольку полученное число лиц оказалось недостаточным, пришлось обратиться к некоторым служащим с просьбой назвать известных им администраторов, не имеющих личных секретарей. Анкеты, предназначенные для опроса личных секретарей, направлялись последним в одном конверте с анкетами для их начальников.
Такая не вполне удовлетворительная методика отбора лиц для опроса показывает, насколько далеко приходится отходить от идеальной, статистически случайной выборки, если нет полного списка потребителей изделий и если доступ к ним ограничен. Корректные логические и математические методы определения размера и состава случайной выборки описаны во многих книгах, например у Мейджа [80] . Поэтому прежде, чем запланировать проведение любого социологического исследования, следует изучить литературу и прибегнуть к помощи экспертов.
8. Собрать ответы на анкету путем личного интервьюирования или по почте.
Анкеты были разосланы по почте, чтобы получить большее количество ответов за короткий срок, тем более что при предварительном опросе было собрано достаточное количество побочной информации которую проще получить именно
Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)
в результате интервью, а не по почте. Если бы было принято решение посетить каждого опрашиваемого для заполнения анкет, то пришлось бы обучить каждого исследователя правильной методике "интервьюирования с помощью анкеты", что значительно отличается от свободного интервью для пробного опроса (Мейдж [80]).
Анкета, отправляемая по почте, должна сопровождаться письмом, объясняющим цели исследования и использования результатов, а также указанием на то, какие ответы будут обнародованы, а какие нет (к последним обычно относятся ответы на вопросы личного порядка, по которым можно опознать опрашиваемого) . В письме следует указать самый поздний срок возвращения анкеты, по истечении которого должно последовать письмо-напоминание, а может быть, и второе письмо-напоминание тем, кто не прислал ответа вовремя. Практика показывает, что письма-напоминания вдвое увеличивают процент возвращения анкет, рассылаемых по почте.
Полезно перенумеровать анкеты до отсылки, что обеспечивает дополнительный контроль ошибок при анализе данных.