Ход психокоррекционной работы
На I этапе групповой коррекционной работы нами были проведены занятия, имеющие своей целью установление теплых, доверительных отношений, основанных на методах и приемах педагогики: сотрудничества и гуманизма. Наблюдения за детьми показали, что очень тяжело было установить тип общения «Глаза в глаза»: дети были замкнуты, психологически скованны, эмоционально закрыты. Межличностные отношения были проблемные не только у педагога с детьми, но и в отношениях детей друг с другом: дети проявляли негативизм. Нарушали дистантные отношения, не хотели называть свое имя, из-за заниженной самооценки не могли себя похвалить, назвать ласково свое имя. Дети были очень не уверены в себе, в любое предложенное задание включались несмело, боясь сделать что-нибудь не так и вызвать недовольство взрослых.
Нашей задачей на этом этапе было расположить к себе детей, показать свою заинтересованность в успехах детей, сопереживать и сорадоваться вместе с ними, устанавливая вместе с тем доверительные отношения, так необходимые для создания эмоционально благоприятного климата в группе.
Введение в занятие игровых приемов имело своей целью найти эмоциональный отклик у ребят, но желаемой реакции не было, дети были зажаты, стеснялись проявлять свои эмоции.
Таким образом, желаемого результата мы не достигли, а смогли лишь прогнозировать дальнейший положительный результат нашей работы на следующих этапах.
На II коррекционном этапе нашей работы подбор методов и приемов был обусловлен поставленными задачами и целями этого этапа.
В ходе работы были использованы такие игры-задания, как «Добрый Бармалей», «Подружим волка и трех поросят» и т.п. по мере проигрывания ситуаций такого типа дети постепенно становились наиболее открытыми, эмоционально отзывались на чужую беду, предлагали свою помощь в решении чужих проблем. И, если помощь эта удавалась, росла уверенность в себе, в своих силах, возможностях.
Большую помощь в решении задач этого этапа оказали этические беседы. Они помогли повысить авторитет родителей в глазах детей и, вместе с тем, сдружить их, уравнять их в правах на доверительные отношения, взаимопонимания, психо-экоциональную гармонию в семье.
Использование элементов изотерапии помогло выразить внутренний душевный комфорт или беспокойство через изодеятельность. В начале этого этапа работы в рисунках детей прослеживались одинокие, сиротливые персонажи, темные оттенки цвета. Постепенно, рисунки становились более яркие, эмоционально выразительные и по цветовой гамме и по содержанию. Дети рисовали себя в кругу друзей, семьи.
С помощью песочной арт-терапии ребята проявляли свои творческие способности, им удавалось импровизировать. После проведенной работы большинство из них избавились от страхов, зажатости. У детей ушло психологическое напряжение раскрылись творческие способности.
Моделирование на занятиях игровых ситуаций, интеграция различных приемов и методов работы позволили нам сплотить мини-коллектив детей, сдружить их, что придало добавочную уверенность в своих силах, почувствовать плечо поддержки друзей, повысить самооценку ребят и эмоциональную отзывчивость.
Равнодушных детей в детском коллективе не стало: большинство ребят активно реагировали на искусственно смоделированную дискомфортную ситуацию и старались знакомыми способами, своим участием создать зону комфорта, чтобы всем было тепло и уютно в нашей группе.
III этап работы, закрепляющий, был по нашему мнению самым творческим. Поскольку на предыдущих занятиях был накоплен определенный «багаж» знаний, умений, навыков, эмоций. Главной задачей этого этапа был активизация эмоционально-психологического функционала и включение его в творческий процесс. Поэтому работа этого этапа проходила в атмосфере сотворчества, в мире света, дружбы, взаимопонимания.
На данном этапе работы дети были более уверены в своих возможностях, не боялись высказываться, спорить, легко переключались с одного вида деятельности на другой.
Предложенные нами тренинги включали в себя тактильные ощущения, эмоциональные и физические поглаживания. Хочется отметить, что прогнозируемый нами на начальном этапе положительный результат хорошо прослеживался на закрепляющем этапе. Дети уже не боялись прикосновений, стали адекватно реагировать на них.
На этом этапе мы включили элементы соревнований: ребята умело владели своими эмоциями, сопереживали, «болели» друг за друга, наблюдались элементы здорового сотрудничества.
Также у большинства ребят закрепилась положительная самооценка, так, например, в психотреннинге «Я – хороший, Я – плохой» они уже умели объяснить почему «хороший», почему «плохой», адекватно реагируя на уточнения, поправки педагога.
Наблюдения за детьми в свободной деятельности показали, что ребята стали менее ранимы и обидчивы, более терпимы, терпеливы и спокойны в своих высказываниях и действиях, более жизнерадостны и активны.