XI. Исследование импульсивности.
Цель исследования: определить уровень импульсивности. Материал и оборудование: тест-опросник В.А.Лосенкова, состоящий из 20 вопросов, к каждому из которых дана четырехбальная шкала ответов, ручка для письма.
Процедура исследования:
Исследование может проводиться с одним испытуемым или с небольшой группой. Испытуемому предлагают текст опросника с четырехбалльной шкалой ответов по каждому вопросу. При работе группы исследователю нужно следить за соблюдением строгой индивидуальности в выполнении теста.
Инструкция испытуемому: «Предлагаемый Вам тест-опросник содержит 20 вопросов. К каждому из вопросов дана шкала ответов. Внимательно прочитайте каждый вопрос и обведите кружочком номер выбранного Вами ответа. В тесте нет «плохих» и «хороших» ответов. Старайтесь почувствовать себя свободно и отвечать искренне. Предпочтительнее тот ответ, который первым пришел Вам в голову».
Опросник:
I. Если Вы беретесь за какое-то дело, то всегда доводите его до конца?
1. Определенно, да.
2. Пожалуй, да.
3. Пожалуй, нет.
4. Нет, не всегда.
II. Вы всегда спокойно реагируете на резкие или неудачные замечания в свой адрес?
1. Определенно, да.
2. Пожалуй, да.
3. Пожалуй, нет.
4. Определенно, нет.
III. Вы всегда выполняете свои обещания?
1. Определенно, да.
2. Пожалуй, да.
3. Пожалуй, нет.
4. Определенно, нет.
IV. Вы часто говорите и действуете под влиянием минутного настроения?
1. Очень часто.
2. Довольно часто.
3. Довольно редко.
4. Почти никогда.
V. В критических, напряженных ситуациях Вы хорошо владеете собой?
1. Да, всегда владею.
2. Пожалуй, всегда.
3. Пожалуй, нет.
4. Нет, не владею.
VI. У Вас часто без видимых или достаточно веских причин меняется настроение?
1. Такое случается очень часто.
2. Бывает время от времени.
3. Такое случается редко.
4. Такого вовсе не бывает.
VII. Вам часто приходится делать что-то наспех, когда поджимают сроки?
1. Определенно, да.
2. Пожалуй, да.
3. Пожалуй, нет.
4. Определенно, нет.
VIII. Вы могли бы назвать себя целеустремленным человеком?
1. Да, определенно мог бы.
2. Пожалуй, мог бы.
3. Скорее всего, не мог бы.
4. Нет, определенно не мог бы.
IX. В словах и поступках Вы придерживаетесь пословицы: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»?
1. Да, всегда.
2. Часто.
3. Редко.
4. Нет, почти никогда.
X. Вы подчеркнуто равнодушны к тем, кто несправедливо ворчит и задирает Вас, например, в автобусе или трамвае?
1. Так я реагирую почти всегда.
2. Так я реагирую довольно часто.
3. Я редко так реагирую.
4. Я никогда так не реагирую.
XI. Вы сомневаетесь в своих силах и способностях?
1. Да, часто.
2. Иногда.
3. Редко.
4. Почти никогда.
XII. Вы легко увлекаетесь новым делом, но можете быстро к нему охладеть?
1. Определенно да.
2. Пожалуй, да.
3. Пожалуй, нет.
4. Определенно нет.
XIII. Вы умеете сдерживаться, когда кто-либо из начальства незаслуженно Вас упрекает?
1. Определенно да.
2. Пожалуй, да.
3. Пожалуй, нет.
4. Определенно нет.
XIV. Вам кажется, что Вы еще не нашли себя?
1. Согласен, именно так оно и есть.
2. Скорее всего, это так.
3. С этим я вряд ли соглашусь.
4. Я с этим определенно не согласен.
XV. Может ли под влиянием каких-либо новых обстоятельств Ваше мнение о самом себе не раз измениться?
1. Наверняка так.
2. Довольно вероятно.
3. Маловероятно.
4. Почти невероятно.
XVI. Обычно Вас трудно вывести из себя?
1. Определенно да.
2. Пожалуй, да.
3. Пожалуй, нет.
4. Определенно нет.
XVII. У Вас возникают желания, которые по разных обстоятельствам неосуществимы?
1. Такие желания возникают у меня часто.
2. Такие желания возникают время от времени.
3. У меня редко возникают такого рода желания.
4. Заведомо неосуществимых желаний у меня не возникает.
XVIII. Обсуждая с кем-либо важные жизненные пробл" мы, Вы замечаете, что Ваши собственные взгляды еще вполне определились?
1. Да, часто замечаю.
2. Иногда замечаю.
3. Замечаю довольно редко.
4. Нет, никогда не замечаю.
XIX. Случается ли, что такое-то дело Вам так надоедает, что, не докончив его, Вы беретесь за новое?
1. Да, так часто случается.
2. Иногда так бывает.
3. Так бывает довольно редко.
4. Так почти никогда не случается.
XX. Вы несколько неуравновешенный человек?
1. Определенно да.
2. Пожалуй, да.
3. Пожалуй, нет.
4. Определенно нет.
Обработка результатов:
В процессе обработки результатов подсчитывают величину показателя импульсивности «Пи». Он представляет собой сумму баллов, набранную по шкалам всего тест-опросника.
В данном тест-опроснике четырехбалльная шкала ответов
Для вопросов 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10, 13, 16 номер шкалы соответствует количеству баллов, то есть 1, 2, 3 или 4.
Для вопросов 4, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20 баллы подсчитываются по шкале в обратном порядке, то есть шкале 1 соответствует балл 4; шкале 2 – 3, шкале 3 – 2 и шкала 1 равна 4 баллам.
Таким образом показатель импульсивности может варьировать у разных людей от 20 до 80 баллов.
Анализ результатов:
Импульсивность – это черта, противоположная волевым качествам целеустремленности и настойчивости. Чем больше величина показателя импульсивности «Пи», тем больше импульсивности.
Уровень импульсивности может быть охарактеризован как высокий, средний и низкий.
Если величина «Пи» находится в пределах 66-80, то импульсивность высокого уровня, то есть выражена сильно; если его величина от 35 до 65 – то уровень ее средний, импульсивность умеренная, а если 34 и менее – то импульсивность низкого уровня. Высокий уровень импульсивности характеризует человека с недостаточным самоконтролем в общении и деятельности. Импульсивные люди часто имеют неопределенные жизненные планы, у них нет устойчивых интересов и они увлекаются то одним, то другим.
Люди с низким уровнем импульсивности, наоборот, целенаправленны, имеют ясные ценностные ориентации, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей, стремятся доводить начатое дело до конца.
Если импульсивность высока, то следует составить программу самовоспитания, направленную на ее снижение и увеличение целенаправленности. При этом стоит учесть особенности локуса субъективного контроля.
XII. Тест-опросник уровня субъективного контроля
Цель: измерить локус контроля личности и различных сферах жизнедеятельности.
Оборудование:текст опросника, бланк.
Инструкция: «Предлагаемый Вам опросник содержит 44 утверждения. Прочитайте их и ответьте, согласны Вы с данным утверждением или нет. Если согласны, то в бланке для ответов перед соответствующим номером поставьте знак «+», если не согласны – знак «-». Помните, что в тесте нет «плохих» и «хороших» ответов. Свое мнение выражайте свободно и искренне. Предпочтителен тот ответ, который первым пришел Вам в голову».
Опросник УСК
45. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
46. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
47. Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
48. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
49. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
50. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
51. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
52. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
53. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных и не полагается на их самостоятельность.
54. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
55. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
56. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
57. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
58. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.
59. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
60. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
61. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
62. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит оттого, как сложатся обстоятельства.
63. Мои отметки в школе больше зависели от моих усилии и степени подготовленности.
64. В семенных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
65. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
66. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
67. Думаю, что мой образ жизни ни и коей мере не является причиной моих болезней.
68. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха и своем деле.
69. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
70. Я часто чувствую, что ничего не моту изменить в сложившихся отношениях в семье.
71. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
72. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
73. То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.
74. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
75. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий.
76. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.
77. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
78. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
79. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
80. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
81. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
82. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим
83. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
84. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на его старания.
85. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
86. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
87. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
88. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
Обработка результатов
Обработку заполненных листов для ответа следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах «+» со своим знаком и ответы на пункты в столбцах «-» с обратным знаком.
Ключ для обработки опросника УСК
Ио: | «+» | 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44 |
«–» | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43 | |
Ид: | «+» | 12, 15, 27, 32, 36, 37 |
«–» | 1, 5, 6, 14, 26, 43 | |
Ин: | «+» | 2, 4, 20, 31, 42, 44 |
«–» | 7, 24, 33, 38, 40, 41 | |
Ис: | «+» | 2, 16, 20, 32, 37 |
«–» | 7, 14, 26, 28, 41 | |
Ип: | «+» | 19, 22, 25, 42 |
«–» | 1, 9, 10, 30 | |
Им: | «+» | 4, 27 |
«–» | 6, 38 | |
Из: | «+» | 13, 34 |
«–» | 3, 23 |
Перевод в стены
После получения «сырых» баллов по шкалам следует перевести их в 10-балльную систему стандартных оценок-степов. В этой системе средняя по нормативной выборке принимается за 5,5 стена, а половина стандартного отклонения приравнивается к одному стену. Таким образом, показатели нормального распределения могут быть преобразованы в стандартные оценки, не зависящие от размерности.
Построение профиля УСК
На профиле УСК прямая линия, проходящая через отметку 5,5 стена, соответствует норме. Отклонения вверх по отдельным шкалам свидетельствуют об интернальном типе контроля над соответствующими ситуациями, отклонения вниз — об экстернальном. Таким образом, может быть оценен как общий тип контроля, так и соотношение показателей по отдельным шкалам между собой.
1. Шкала общей интернальности Ио. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
2. Шкала интернальности в области достижений Ид. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе пли помощи других людей.
3. Шкала интернальности в области неудач Ин. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля по отношению отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя и разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
4. Шкала интерналъности в семейных отношениях Ис. Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
5. Шкала интернальности в области производственных отношений Ип. Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий Ип указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению — невезению.
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений Им. Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Низкий Им, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.
7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни Из. Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература
7. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
8. Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009.
9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
10. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
11. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
б) дополнительная литература
17. Богданова Д. А., Посохова С. Т. Справочник практического психолога. Психодиагностика. М.: ЭКСМО, 2005.
18. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. - М.: МГУ, 1991.
19. Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 454-465.
20. Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: Учебное пособие.— Челябинск, 1979.
21. Гиппенрейтер Ю.Б. «О природе человеческой воли» // Психологический журнал – 2005 – Т. 26 - № 3. – С. 15-24.
22. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006.
23. Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.- с. 19-23.
24. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000.
25. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Институт практической психологии, 2002.
26. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др., Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб: Питер, 2000.
27. Практическая психология для менеджеров / Под ред. М. К. Тутушкиной. - М.: Филинъ, 1996.
28. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии – М.: Просвещение, 1979.
29. Чумаков М.В. Диагностика волевых особенностей личности / М.В. Чумаков // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – С. 169–178.
30. Штейнмец А.Э. Общая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
31. Экспериментальные исследования волевой активности.— Рязань, 1986.
32. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. – М.: Аспект Пресс, 2002.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
9. http://psylib.kiev.ua - Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»
10. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии
11. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
12. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Заполните таблицу «Виды волевых действий»
Волевые действия | Характеристика |
2. Заполните таблицу «Волевые качества личности»
Волевые качества личности | ||
первичные | вторичные | третичные |
3. Изобразите схематически психологическую структуру волевого акта // Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004. С. 384
Лабораторное занятие № 4
Тема: Темперамент
Цель:рассмотреть методы исследования индивидуально-типологических свойств личности.
Организационная форма занятия:лабораторное занятие.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
6. Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств.
7. Типологические свойства нервной системы и типы ВНД.
8. Свойства темперамента и их проявление в интеллектуальной, коммуникативной и моторной сферах.
9. Типы темперамента и их психологическая характеристика.
10. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Методические рекомендации:
По первому вопросу: студент должен иметь представление о темпераменте как биологическом фундаменте, на котором формируется личность как социальное существо. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2007; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
По второму вопросу: студент должен иметь представление о типологических свойствах нервной системы как основе темперамента (сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов), рассмотреть классификацию свойств нервной системы по В.Д. Небылицыну (сила, динамичность, лабильность, подвижность нервной системы) по В.М. Русалову (системные, комплексные, элементарные свойства), по Б.М. Теплову (эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, сила эмоции, тревожность, реактивность непроизвольных движений, активность волевой целенаправленной деятельности, пластичность-ригидность, резистентность, субъективация); охарактеризовать учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности (слабый тип, сильный неуравновешенный тип, сильный уравновешенный подвижный тип, сильный уравновешенный инертный тип) и соотношение типов ВНД со свойствами темперамента. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По третьему вопросу: студент должен охарактеризовать свойства темперамента и их проявление в интеллектуальной, коммуникативной и моторной сферах (энергичность, пластичность, скорость и впечатлительность), рассмотреть критерии выделения свойств темперамента в школе В.М. Русалова. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2007; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007.
По четвертому вопросу: студент должен дать психологическую характеристику четырем типам темперамента – сангвиническому, флегматическому, холерическому, меланхолическому. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По пятому вопросу: в ходе занятия студент должен раскрыть значение понятия «индивидуальный стиль деятельности»,охарактеризовать индивидуальный стиль деятельности как результат приспособления врожденных свойств нервной системы человека к требованиям определенной деятельности. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007.
Ход проведения лабораторного занятия: