Классическое направление
Классическое направлениев уголовном праве исходит из идей просветителей-гуманистов XVIII в., чьи уголовно-правовые взгляды довольно часто выделяют в качестве отдельного просветительско-гуманистиче-ского направления, предшествующего классической школе (к его представителям относят Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Ч. Беккариа, французского революционера Ж.-П. Марата).
Впервые идеи классической школы были систематизированы в работе итальянского юриста Чезаре Беккариа«О преступлениях и наказаниях» (1764)1, сыгравшей решающую роль как в становлении данного направления, так и в развитии науки уголовного права в целом. Ч. Беккариа (1738—1794)2 опубликовал эту скромную по объему книгу-памфлет в возрасте 26 лет. Книга являлась удачным синтезом идей, высказанных ранее просветителями, прежде всего Ш. Монтескье, по вопросам уголовного права и правосудия.
В своем труде Ч. Беккариа не ограничился критикой общественных порядков, системы правосудия и действующего законодательства, а предложил позитивную программу уголовно-правовых реформ, опиравшуюся на два исходных принципа: гуманизма и законности. Первый нашел свое выражение в предложениях автора ограничить круг деяний, рассматриваемых в качестве преступлений, уменьшить карательность уголовных наказаний. Ч. Беккариа считал, что «каждый гражданин может делать все, что не противно законам, однако за нарушение закона следует наказание». Второй принцип отразился в положениях, согласно которым преступление и наказание могут быть установлены только законом, а издавать и толковать законы вправе только сам законодатель, а не судья3.
Ч. Беккариа одним из первых четко сформулировал основные цели наказания: «Цель наказания... заключается не в чем ином, как в пре-
Блестящий перевод работы Ч. Беккариа выполнил профессор Московского университета М.М. Исаев (см.: Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / Биографический очерк и перевод книги Беккариа проф. М.М. Исаева. М., 1939).
2 О жизни и творчестве 4. Беккариа см. также: Решетников Ф.М. Беккариа. М., 1987.
См.: Решетников Ф.М. Уголовное право буржуазных стран. Вып. 2. М., 1966.
Глава XXV. Основные направления в науке уголовного права
дупреждении новых деяний преступника, наносящих вред его согражданам, и в удержании других от подобных действий. Поэтому следует применять такие наказания и такие способы их использования, которые, будучи адекватны совершенному преступлению, производили бы наиболее сильное и наиболее длительное впечатление на души людей и не причиняли бы преступнику значительных физических страданий». Именно Ч. Беккариа впервые убедительно обосновал необходимость отказа от смертной казни как вида наказания, в частности, указав на ее мнимое предупредительное значение.
Идеи Ч. Беккариа были положены в основу французского УК 1791 г. и стали отправной точкой в последующей разработке основных начал уголовного законодательства и уголовно-правовых институтов не только в континентальной Европе, но и в других частях света. Российская императрица Екатерина II использовала многие идеи Ч. Беккариа при подготовке Наказа 1767 г., данного комиссии для сочинения проекта нового Уложения. На рукописи Наказа имелась собственноручная пометка императрицы о том, что вся 10-я глава Наказа «Об обряде криминального суда» есть перевод из книги Беккариа, сделанный по ее повелению1.
Оригинальная уголовно-правовая теория была разработана английским ученым-философом Иеремией Бентамом(1748-1832). В своих многочисленных работах И. Бентам развил идеи Ш. Монтескье и Ч. Беккариа о необходимости соразмерности наказания, попытавшись найти конкретный способ определения такой соразмерности. Исследователь создал модель преступника и процесса принятия им решения перед совершением преступления. По мысли И. Бентама, человек, прежде чем совершить преступление, оценивает положительные и отрицательные последствия нарушения правовой нормы. В зависимости от того, чего преступление принесет больше: хорошего или плохого, человек решает, совершить преступление или нет. Эти взгляды И. Бентама перекликались с теорией А. Фейербаха о превентивной функции наказания. Бентам выступал за проведение «экономной» уголовной политики, он стал родоначальником уголовно-правового прагматизма. Учение И. Бентама в значительной степени повлияло на развитие уголовно-правовой теории и законодательства, в частности на разработку УК Франции 1810 г.
В английской уголовно-правовой науке идеи классической школы поддерживались ее главными теоретиками — У. Блэкстоном, М. Иденом и Дж. Стифеном, составившим в 1878 г. один из наиболее удачных проектов УК Англии2.
См.: Беликов С.Я. Значение Беккариа в науке и в истории русского уголовного законодательства. Харьков, 1889. С. 220.
См.: Решетников Ф.М. Уголовное право буржуазных стран. «Классическая» школа и антрополого-социологическое направление. 2-е изд. М., 1985. С. 52-65.
Раздел восьмой. Зарубежное уголовное право
На формирование идейной основы классической школы (в особенности ее консервативного, «метафизического» направления) значительно повлияли идеи немецких философов И. Канта и Г. Гегеля.
Родоначальник классической немецкой философии Иммануил Кант(1724—1804) оказал серьезное влияние на современную ему уголовно-правовую теорию и в особенности на решение проблемы оснований уголовной ответственности и наказания1. По мнению И. Канта, причины совершения преступления заложены в самой внутренней природе человека — в его «злой воле», не обусловленной никакими внешними обстоятельствами. Исходя из этой философской посылки, основанием уголовной ответственности И. Кант считал свободную волю правонарушителя как разумного существа. Кантовская идея о свободе воли преступника явилась философским обоснованием учения классической школы в объяснении как причин преступного поведения, так и следующих за ним уголовно-правовых последствий такого поведения — уголовной ответственности и наказания.
В вопросах уголовного наказания И. Кант исходил из торжества абстрактной справедливости. Известно яркое высказывание Канта: «Если бы справедливость погибла, то людям не стоило бы жить на земле». Философ исходил из «карающего императива», согласно которому единственной целью наказания является возмездие по принципу талиона: убийство должно наказываться смертной казнью, изнасилование — кастрацией и т.д. И. Кант доводил свое учение о наказании до логического завершения. Он писал, что если бы гражданское общество должно было прекратить свое существование, то должен быть наказан последний убийца, находящийся в тюрьме и приговоренный к смерти (Fiatjustitia, pereat mundus — Да свершится правосудие, хотя бы погиб мир).
Несмотря на отмеченные крайности, нельзя не признать, что уголовно-правовая теория Канта является глубоко гуманной, преисполненной уважением к человеческой личности, которая — единственная — должна являться объектом правового воздействия, но никогда не может быть средством достижения иных целей2. Именно это во многом определяет ее сохраняющуюся привлекательность и для современного уголовного права.
Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831), вошедший в историю как основоположник диалектического метода,
См.: Пионтковский АЛ. Уголовно-правовые воззрения Канта, А. Фейербаха и Фихте. М., 1940.
И. Кант писал: «Права человека должны считаться священными, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти. Здесь нет середины, и нельзя измышлять среднего, прагматически обусловленного права... всей политике следует преклонить колени перед правом» (Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. М., 1994. С. 461).