Личностные опросники и теории личности
Ранее было сказано о том, что опросники могут быть эмпирическими и фактор- ными. Создание эмпирических опросников происходит путем поиска вопросов (заданий), позволяющих разделять группы испытуемых, подобранные на осно- ве какого-либо критерия, имеющего отношение к тестируемому поведению или свойству личности. Зачастую таким критерием является клинический диагноз или синдром. Например, утверждения шкал MMPI формировались из тех, на ко- торые чаще всего определенным образом отвечали больные разной нозологи- ческой принадлежности. Соответственно, применяя этот опросник, мы устанав- ливаем «близость» обследуемого одному из типов дисгармонического развития личности. Такой подход позволяет ограничиться пониманием ответов как эмпи- рических показателей и не требует анализа причинно-следственных связей. Эмпи- рическим опросникам отдают предпочтение многие психологи-практики за рубе- жом (Hathaway, 1965; Wade & Baker, 1977; и др.).
Не приходится возражать против применения «эмпирических» опросников для симптоматической диагностики, а связанные с этим проблемы имеют по боль- шей части технический характер. Точность диагноза, осуществляемого с их помо- щью, во многом будет зависеть от полноты раскрытия статистических закономер- ностей. Высказываемое иногда противниками тестирования в какой бы то ни было форме мнение о непродуктивности подобных опросников для решения, например, задач клинико-психологической диагностики якобы потому, что получаемые с их помощью «коды и кривые возвращают клинике ее же синдромы, нозологические формы, типы психопатий и т. д., но только в формализованном виде» (Рубин- штейн, 1979, с. 55), неправомерно. Достигаемая при использовании таких опрос- ников индивидуализация картины заболевания позволяет наметить оптимальные пути терапии и коррекции, объективно оценить их эффект.
Термином «факторные опросники» по сути дела объединяются два их типа — опросники типологические и опросники черт личности. Например, опросник Айзенка разработан на основе выделения типов личности как целостных обра- зований, не сводимых к набору черт (факторов). Такой подход к конструирова- нию опросника требует группировки обследуемых, а не личностных признаков (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский, 1985). В этом случае диагностика осущест- вляется на основе сопоставления с соответствующим типом личности и фактор- ный анализ используется для группировки испытуемых по степени близости в пространстве измеряемых личностных признаков. Причем в случае исследований Айзенка речь идет о «группировке испытуемых на заданные группы» (о каждом испытуемом заранее известно, к какой группе он принадлежит). Задача сводится к тому, чтобы найти правило разделения этих испытуемых на заданные группы по психологическим признакам.
|
5.3. Личностные опросники и теории личности 27 7
Таблица5.2