Возникновение и развитие ассоциативной психологии в XVIII веке
В XVIII веке в Западной Европе нарастал процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Произошла индустриальная революция, которая превратила Англию в могущественную державу. Глубокие экономические изменения привели к революции во Франции. Расшатывались феодальные устои Германии. Эти социальные сдвиги укрепляли, в противовес клерикализму, всесилию церкви, новые идеологические подходы. Расширялось и крепло движение, названное Просвещением.
Ассоциативная психология как одно из основных направлений психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциаций, имеет многовековые традиции. Сам термин «ассоциация» (от познелат. Соединение) означает связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
Понятие ассоциации было введено Аристотелем, термин – Локком, но подход к ассоциации как универсальному механизму психической жизни был сформулирован впервые Девидом Гартли.
В XVIII векеознаменованном завершением построения динамико-механистической картины мира, возникают направления ассоциативной психологии: естественно-научное:(Д.Гартли и Д.Пристли связывали возникновение ассоциаций с взаимодействием организма и внешней среды) и идеалистическое (Дж.Беркли и Д.Юм рассматривали ассоциации как связь феноменов внутри сознания субъекта). Благодаря научной деятельности представителей этих направлений к концу XVIII века утвердилось воззрение, согласно которому: а) психика построена из элементов – ощущений, которые первичны; б) сложные психические образования (представления, чувства, мысли) вторичны и возникают посредством ассоциаций; в) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; г) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения в опыте.
Джорж Беркли (1685 -1753).Английский философ-идеалист. В основе его теоретической концепции – отрицание «великого механического начала». Беркли принимал за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания. По Дж.Беркли, опыт – это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные, осязательные и др. Вещи есть комбинация ощущений или идей. Пространство, согласно Беркли, - продукт взаимодействия ощущений. Одни ощущения (напр. зрительные) связаны с другими (напр. осязательными), и весь этот комплекс ощущений люди считают вещью, данной им независимо от сознания
Ученый делает выводы: а) человек воспринимает только свои, единичные идеи (ощущения); б) существование вещей состоит из воспринимаемости; в) идеи усваиваются бестелесной субстанцией (человеческой душой; г) душа обладает: разумом – способностью воспринимать идеи и волей – способностью в определенных пределах вызывать или воздействовать на них.
В теории зрительного восприятия пространства Дж.Беркли высказал несколько ценных идей: а) удаленность, положение и величина предметов воспринимаются первоначально только осязанием (собственно глаз ничего, в том числе трехмерное пространство, не воспринимает); б) в опыте происходит соединение зрения и осязания, в результате собственно осязаемые качества (расстояние, величина, фигура) начинают восприниматься зрительно (также и слух); в) эта связь в опыте обеспечивает правильное поведение человека – пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц; г) зрительные образы связаны с языком: зрение стало для осязания языком, стало выражать содержание зрительного опыта.
Дэвид Юм (1711-1776)– английский философ, историк экономист, публицист. Он оказался создателем оригинальной скептической науки, фундаментом которой являются: а) радикальный феноменолизм – субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов, б) агностицизм и в) как важнейшая основа – психологизм теории познания.
Принцип ассоциаций и виды ассоциативных связей описываются психологическим механизмом. Выделяют типы ассоциаций: по сходству, по смежности в пространстве и времени, причинности, по контрасту. Принцип ассоциаций Юм возводит в ранг объяснительного принципа (по аналогии с законом гравитации Ньютона), но причины «притяжения» в человеческом мире, как и телесном, непознаваемы. Познание, по Юму, - это ассоциация различных идей. Знание отношений причинности в окружающем человека мире устанавливается в опыте. Поясняя это положение, он приводил такой пример: если хлеб однажды насытил вас, то рождается уверенность, что подобные объекты будут вызывать те же действия.
Д. Гартли(1705-1757 гг.)– английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии. Стремился объяснить психические процессы на основе принципов И.Ньютона. Гартли представил психический мир человека продуктом работы организма как вибраторной машины. Вибрации служат физиологической основой психических процессов: ощущений, восприятия, мышления; основой эмоциональных состояний; произвольных и непроизвольных движений. Различия протекания психических процессов объясняются различием вибраций (физиологически: по силе, частоте, месту воздействия, по направлению проникновения в мозг). Параллельно этому в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические «спутники» этих вибраций – от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий.
Механизм ассоциаций включает следующие этапы: вибрации внешнего эфира вызывают соответствующие вибрации вещества нервов и мозга; этим вибрациям соответствуют определенные психические явления; между вибрациями устанавливается определенная связь; в последующем вызов одной вибрации привлечет за собой и вызов другой; это соответствует процессу вызывания одной идеи при помощи другой