Я-концепция как структура установок на себя

Дальнейшее развитие теории Я-концепции шло в направлении унификации концептуально-терминологического аппарата для описания Я-концепции и поиска надежных эмпирических рефе­рентов для измерения, результатом чего стало представление ее

96_________________________.______________________Глава 2

как совокупности или структуры установок индивида к самому себе (Р. Берне). Эта структура может быть представлена в виде схе­мы (см. Рис. I). Эти установки группируются в три категории: ре­альное Я (каким индивид представляет себя на данный момент); социальное Я (как, по мнению индивида, его представляют другие люди) и идеальное Я (каким индивиду хотелось бы быть).

Понимание Я-концепции как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер. Образ Я (структура представле­нии о себе самом) складывается из когнитивных составляющих уста­новок (ролевые, стагусные, имущественные, ценностные и др. харак­теристики человека). Все они входят в образ Я с разными весами, т е. образуют иерархию с точки зрения субъективной значимости. Второй компонент динамический, процессуальный — это эмоционально-оце­ночный компонент. Источниками оценочных суждений индивида о себе самом я&тяются" а) социокультурные стандарты и нормы соци­ального окружения, б) социальные реакции других людей к индиви­ду (их субъективная интерпретация); в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни. Фактически индивид ре­ализует два процесса самооценки: а) сравнение «реального Я» с «иде­альным Я», б) сравнение «реального Я» с «социальным Я».

В целом, мотиваиионная функция Я-концепции, регулирую­щая поведение человека, состоит в следующем:

Я-концепция как структура установок на себя - student2.ru

Социальная психология личности________________________________97

1. Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии с теми компонентами Я-образа, которые актуали­зируются этой ситуацией и которые необходимо проявлять ин­дивиду (постигать, поддерживать, защищать, избегать и т. д.).

2. На основе базовой потребности в самоактуализации, поддер­жании и защите своего Я, потребности в положительной само­оценке, а также (и это самое главное) в зависимости от субъек­тивной значимости для индивида тех параметров Я-концеп-ции, которые активизированы ситуацией, формируется и вы­бирается конкретная форма поведения в данной ситуации.

2.4.3. Источники развития и формирования Я-концепции

Из многочисленных источников формирования Я-концепции че­ловека, по-видимому, наиболее жизненно важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека:

1. Представление о своем теле {телесное Я).

2. Язык - как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях.

3. Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других, о себе.

4. Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвое­ние связанных с этой ролью стереотипов (мужчина—женшина).

5. Практика воспитания детей в семье.

Телесное Я и образ тела. Рост, вес, телосложение, цвет глаз, про­порции тела тесно связаны с установками индивида к себе, само­чувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другим компонентам Я-концепции, субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внеш­него обозрения и социальных оценок, как тело человека.

Исследования дают совершенно убедительные свидетельства тому, как различные телосложения человека вызывают совершен­но различные и совершенно согласованные реакции других лиц.

Задайте себе несколько вопросов — как вы реагируете на невысо­кого полного человека? На ешсокого, стройного, атлетически сло­женного? Какие ассоциации у вас возникают, лаже если вы незнако­мы с этими людьми? Уверенно можно ответить — эти два типа чело­века будут вызывать у вас совершенно разные чувства, установки и ожидания по отношению к этим лицам.

В целом исследования подобного плана выявляют общую тен-

4 Зак 838

9S______________________________________________________Глава 2

денцию: чувства и эмоциональные оценки, которые испытывает ин­дивид в отношении своего тела, совпадают с чувствами, которые он испытывает к самому себе в целом, как к личности. Общий уровень удовлетворенности своим телом пропорционально соизмерим с об-шим уровнем принятия себя. Таким образом, высокая самооценка личности сильно коррелирует с удовлетворенностью своим телом.

Другими словами, так же, как для каждого hj нас существует иде­альная Я-кониепция себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к I идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой Я-концепшш в

1 целом. Эти идеальные представления меняются со временем и меж-

ду культурами. Отсюда следует и практический вывод: нельзя судить о других людях только по их внешности при взаимодействии с ними, чтобы уменьшить отрицательные эффекты стереотипного восприя­тия внешности и эффекта получения неодобряемыхЯ-образовтела.

Язык и развитие Я-концепции. Значение языка для развития Я-кониепции очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этою мира («Я», «мое*, и т. д.) и дает первый толчок к развитию Я-концепции. Другими словами, Я-концепция осознается чело­веком в языковых терминах и ее развитие осуществляется посред­ством языковых средств.

Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении, привязанности, зашиге и т. п.) — другой важный источник формирования Я-концепции. Чтобы пере­живать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавлива­емые значимыми другими (родителями, учителями, ближайшей соци­альной средой) жизненно важны для развития у подростка Я-концеп­ции. С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают.

Существует много исследований, посвященных этому вопросу, результаты которых позволяют выделить общую закономерность. Если индивид принимается, одобряется, признается другими людьми, пользуется их уважением {т. е. получает больше положительные под­крепления) и осознает это, то у него, вероятнее всего, развивается по­ложительная Я-концепция. Если другие — родители, сверстники, учи-

Социальная психология личности_______________________________99

теля - отвергают его, выставляют на посмешите, принижают, боль­ше критикуют (т. е. он получает больше негативных подкреплений), то, вероятнее всего, у него будет развиваться отрицательная Я-кон-цегшия. Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников (школьные группы и др.) имеет огромное значение для формирования и «оформления» центральных Я-установок в подростковом возрасте.

Полоролевая идентификация. Принадлежность личности к муж­скому или женскому полу является одним из краеугольных осно­ваний Я-концепции человека, все другие функции и характерис­тики покоятся именно на этих представлениях - Я существо муж­ского или женского пола.

Различают два процесса формирования половой принадлежно­сти индивида - половая идентификация и половая типизация. Идентификация - это более ранний процесс (в основном бессозна­тельный) отождествления себя с ролью другою человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типи­зация, следующая за идентификацией, - более осознанный про­цесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, ти­пичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Оп­ределение и усвоение половой роли - важнейший и универсальный компонент Я-концепции. Для описания процесса половой типиза­ции исследователями введено понятие «стандарта половой роли» (или полоролевого стандарта) как приобретенных в процессе соци­ального научения форм поведения и личностных характеристик, типичных для данного пола в данной конкретной культуре И в каждом обществе (культуре) существуют социально одобряемые нормы, стандарты, формы поведения и психологические характе­ристики, приписываемые ролям мужчины и женщины.

Многочисленные исследования подтверждают, что, несмотря на формальное юридическое провозглашение равноправия, в большинстве культур больше свободы, власти и ценности припи­сывается мужской роли.

И поскольку характеристики, связанные с традиционными пред­ставлениями о половых ролях (полоролевыми стандартами) в обще­стве проявляют наибольшее сопротивление к изменениям, то неуди­вительно, что Я-концепции женщин имеют в целом тенденцию быть менее положительными, чем Я-концепции мужчин, г. к женский сте­рео гип содержит меньше социально одобряемых характеристик.

Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практи­ка воспитания дегеи в семье оказывает огромное и во многих се­мьях преобладающее влияние на развитие Я-концепции личное -

4*

100____________________________________________________Гиава2

ти. Большинство психологов разделяют ту точку зрения, что пер­вые 5 лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я-концепции человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми

Психологами предпринимались многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас мо­жет убедиться на собственном опыте. Вместе с тем, как показали исследования, определенные корреляции и тенденции в форми­ровании типов личности вполне очевидны в отношении таких ус­тановок воспитания как: а) авторитарность, безразличие, отвер­жение, вседозволенность и 6J теплота, забота, уважение детей, ра­зумный контроль, проявляемые родителями в воспитании детей.

Исследования этой проблемы весьма обширны и многочисленны, но имеющаяся литература на эту тему в основном опубликована на английском языке. Сразу необходимо подчеркнуть, что выявленные в исследованиях тенденции исключительно репрезентативны, лосколь-ку их согласованность у разных исследователей очень высока.

Некоторые из основных результатов подобных исследований кратко можно свести к следующему. Родители детей с высокими Я-оценками постоянно проявляют искреннюю заинтересованность в благополучии ребенка, теплоту и заботу о нем. Они проявляют меньше снисходительности, вседозволенности, опираются на вы­сокие стандарты поведения и подкрепляют их соответствующими правилами. В практике воспитания больше применяются поощре­ния, чем наказания. Четко устанавливаемые ребенку границы пове­дения допускают применение родителями менее жестких форм на­казан ия. Существование ограничений обеспечивает ребенку тот социальный мир, в котором он может достигать успеха.

Наоборот, родители детей с низкими Я-оиенками, как прави­ло, проявляют такие качества, как применение жестких наказа­ний, безусловность подчинения ребенка требованиям родителей в сочетании с элементами вседозволенности. Они чаще бывают холодны, безразличны и малообщительны, противоречивы во вза­имоотношениях с детьми. Несогласованные реакции родителей такой ребенок воспринимает как подтверждение отвержения, враждебности и отсутствие принятия его со стороны родителей.

В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет какого-то золотого правила или общей модели воспитания, позволя-

Социальная психология личности______________________________НИ

юшей ребенку развить высокую самооценку Но, по-видимому, поло­жительная самооиенка с большей вероятностью возникает тогда, ког­да к детям относятся с уважением, одобрением, определяют им четко определенные стандарты и границы поведения, а также разумные притязания и ожидание успеха вместе с постоянным и согласованным подкреплением со стороны родителеи выбранной линии поведения Следующие условия воспитания в семье способствуют разви­тию здоровой высокой самооценки личности

• положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое, уважительное принятие родителями своих детей,

• четкое установление социальных норм границ и правил поведения детей, целенаправленное и согласованное под­держание этих норм родителями,

• уважение со стороны родителей индивидуальной инициа­тивы ребенка в этих установленных пределах,

• минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопре деленности в обшении с детьми

Социальная психология признает межличностно детерминиро­ванную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу Я-концепции, в то же время во многом игнорирует стабилизационные и объединяющие качества, приписываемые ей в гуманистических формулировках Такой взгляд во многом обязан школе символи­ческого интеракционизма в социальной психологии В частности Ч Кули (1902 г) предложил концепцию зеркального Я, в которой Я-концепция формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе символического взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами Г Мид (1934 г) в своей теории «обобщенного другого» главным предусловием развития Я-концеп-ции считал способность индивида принимать роль другого, с тем чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены и интериоризированы Объединение таких оценочных представлении «обобщенного другого* и есть главный источник формирования Я-концепции и внутренней регуляции поведения индивида Однако, представление о Я-концепиии как о преимуще­ственно интерпсихическом феномене может привести к экстремаль­ному ситуационизму Хотя есть много свидетельств тому, что Я-кон­цепция индивида подвержена изменениям при целенаправленных воздействиях извне (например, психотерапии), нельзя игнорировать также [Многократно эмпирически подтвержденный факт о грансси-туациональной согласованности Я-концепции здоровой личности

102____________________________________________________Глава 2.

Социализация личности

К определению социализации j

Социализация как понятие давно используется разными науками-от политэкономии до юриспруденции, и обычно в него вкладывается I совершенно разный смысл. Психология включила это понятие в свой

тезаурус позже других и, естественно, стремилась наполнить его сво­им собственным содержанием. Однако единства мнений в этих по­пытках не получилось, поскольку понятие социализации оказываюсь неразрывно связанным с представлениями о личности и о характере ее связей с обществом. Отсюда и разные интерпретации процессов социализации. Для одних это научение социальному поведению (здесь явная печать общеизвестной бихевиористской методологии); для других — моделирование личности в соответствии с требованиями культуры (здесь находят отражение идеи течения «культура и лич­ность» 30-х гг., сюда же можно огнесги теорию формирования «совет­ского человека», а также концепцию «запрограммированной культу­ры» Б. Ф. Скиннера); для третьих социализация - это подготовка к «социальному участию» в группах (отражение одного из узких подхо­дов к предмету социальной психологии, который ограничивает его лишь проблемой «группа—личность», с акцентом на малые группы).

Несмотря на все сложности и ограничения, с которыми столкну­лась в своей истории отечественная социальная психология, она тем не менее накопила ценный арсенал методологических, теоретичес­ких и эмпирических знаний. С позиций этих знаний социализация вполне справедливо понимается как усвоение индивидом социаль­ного опыта путем включения в социальную среду и воспроизведение системы социальных связей и отношений (Г. М. Андреева, 1986). Если ориентироваться на теорию социальной установки, объясняю­щую процессы регулирования социального поведения человека, то можно сказать, что социализация — это становление, формирование и развитие системы социальных установок личности.

Принципиальный вопрос, с которым постоянно сталкивается те­ория социализации, — это вопрос об активности — пассивности инди­вида в этом процессе. В большинстве случаев интерпретация процес­сов социализации в западной психологии делает акцент на «принуж­дении», «насильственном навязывании» взглядов, «индоктринации» и т. п. Иными словами, индивид в этих процессах выступает лишь как пассивный элемент социального мира, который этот мир формирует по заданным нормам и стандартам. Однако сама жизнь показывает, что процесс социализации носи г более сложный характер, так как да-

Социальная психология личности_______________________________103

леко не все становятся «добровольно конформными*, и даже выступа­ют против того, что им «индоктринируется». Это значит, что в процес­се собственной социализации человек рано или поздно начинает иг­рать активную роль, т.е. становится субъектом.

Оговорка «рано или поздно» означает, что в жизненном цикле че­ловека есть период, когда он беспомощен и из него можно действи­тельно «лепить» многое — это период младенчества. Однако с разви­тием когнитивных способностей начинается становление личности и развивается ее собственная активность, роль которой в процессах со­циализации в каждом отдельно\1 случае зависит от конкретных усло­вий окружения индивида. Это окружение может способствовать либо подавлению активности человека и формированию действительно конформной личности, либо развитию таких качеств, которые позво­лят личности преодолеть «принудительную конформность».

Исходя из сказанного, можно предложить и такое понимание социализации: это процесс активного усвоения индивидом цен­ностей и норм общества и формирование их в систему соци­альных установок, которая определяет позиции и поведение ин­дивида как личности в системе общества.

Наши рекомендации