Заявка на подбор работника
Дата составления заявки | |
Вакансия | |
Подразделение | |
Функциональные обязанности | |
Образование | |
Опыт работы | |
Уровень владения компьютером | |
Знание иностранных языков | |
Личные данные (пол, возраст) | |
Другие требования (профессионально важные качества) | |
Условия найма (режим работы, структура заработной платы, испытательный срок) | |
Канал привлечения кандидатов |
Это самый общий образец подобной заявки, он может быть расширен и модифицирован с учетом специфики конкретной организации.
Заявку на подбор работника составляют линейные руководители – начальники отделов и подразделений; на ее основе специалисты кадровой службы определяют источники набора, методы оценки персонала. Заявка на подбор работника, как и психограмма, предназначена для служебного использования линейными и функциональными руководителями, не предполагается ознакомление работников и кандидатов с этими документами.
1.2.3. Определение потребности в персонале
На первом этапе определения потребности в персонале необходимо решить вопрос: возможно ли оптимизировать деятельность имеющегося персонала и вообще обойтись без подбора? При положительном ответе на этот вопрос следует решить, как лучше использовать и развивать персонал организации. Если нельзя обойтись без подбора новых работников, то необходимо учитывать влияние на планирование этого процесса двух групп факторов – внешних и внутренних по отношению к организации.
В число внешних факторов, влияющих на оценку потребности организации в персонале, входят:
· законодательная деятельность государства, внутренняя и внешняя экономическая политика, налоговые льготы;
· общее состояние и изменение структуры рынка продукции и услуг, экономические кризисы;
· ситуация и наличие конкуренции на рынке труда, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы;
· деятельность и нормативные ограничения профобъединений;
· научные исследования и разработки.
К внутренним факторам, влияющим на планирование потребности в персонале, относят:
· состояние самого бизнеса, стратегию организации;
· организационную структуру, штатное расписание, изменения в структуре персонала;
· планы и перспективы развития организации, новые проекты, изменение технологий, уровня оснащенности и автоматизации производства;
· текучесть кадров, естественную убыль персонала;
· условия труда, его сложность и трудоемкость, режим работы организации;
· систему управления и организации труда, стиль руководства;
· оценку загруженности работников.
Планирование потребности в кадрах предполагает определение числа необходимых работников по каждому подразделению, основных требований к кандидатам (профессионального и психологического характера), сроков подбора (оптимального и допустимого) и затрат на подбор персонала.
Должностные инструкции, права и обязанности персонала
Должностные инструкции
Должностные инструкции создаются на основе анализа работы с целью упрощения процедур: оценки и отбора кандидатов на вакантные должности; введения в должность и адаптации новых работников; регламентации работы (распределения обязанностей, делегирования полномочий, разграничения зон ответственности); оценки работников и контроля результатов деятельности; создания системы стимулирования. Информация должностных инструкций является открытой для работников организации.
Должностная инструкция состоит из нескольких разделов.
Раздел 1 «Общие положения» содержит: название отдела; наименование и категорию должности; основную цель деятельности работника на указанной должности; квалификационные требования; перечень документов и нормативно-правовых актов, которые должен знать работник; порядок назначения и освобождения от должности; порядок замещения должности; подчинение и подчиненность; взаимодействие, внутренние и внешние профессиональные связи; условия работы.
Раздел 2 «Функции» – отражает общие направления деятельности работника на данной должности, участок или предмет работы.
Раздел 3 «Должностные обязанности» – перечисляет виды работ и конкретные операции, выполняемые работником согласно занимаемой должности.
Раздел 4 «Права» обозначает для работника два вида прав – права на доступ к ресурсам (информационным, материальным, трудовым) и полномочия, т.е. права на принятие решений.
Раздел 5 «Ответственность» и санкции за невыполнение обязанностей.
Должностная инструкция составляется четко, подробно, в конкретных, юридически грамотных терминах. Здесь следует избегать расплывчатых формулировок, неопределенности и перечисления абстрактных требований. Необходимо детализировать все пункты должностной инструкции, использовать исчислимые параметры.
Главное правило при составлении должностной инструкции – это соблюдение баланса обязанностей, прав и ответственности работника. Неконструктивно, если у работника при множестве обязанностей не хватает прав и полномочий для принятия необходимых решений или при достаточном объеме прав не обозначена ответственность за выполнение обязанностей.
При разработке должностной инструкции целесообразно соблюдать следующий порядок:
1) служба кадров предлагает создать в организации систему должностных инструкций, обучает работников технологии и правилам формулирования положений должностной инструкции, знакомит с шаблоном из справочника-классификатора;
2) либо линейные руководители создают тексты должностных инструкций для себя и своих подчиненных, либо каждый работник организации для себя составляет инструкцию самостоятельно. Второй вариант предпочтительнее, так как он предполагает рефлексию работника, создающего собственную должностную инструкцию;
3) служба кадров и руководители высшего звена корректируют разработанные должностные инструкции;
4) генеральный директор утверждает должностные инструкции.
Должностная инструкция обязана соответствовать текущей бизнес-ситуации, т.е. меняться вместе с профессиональным ростом работника и развитием организации. Именно поэтому необходимо привлекать самих работников к созданию инструкций и учитывать специфику организации.