Глава 4. Культура речи и правила служебного общения
Статья 11. Культура речиСтатья 12. Общие правила служебного общенияСтатья 13. Особенности общения с посетителями органов внутренних делСтатья 14. Особенности общения с иностранными гражданамиГлава 5. Руководитель и служебный коллектив
Статья 15. Морально-психологический климат в коллективеСтатья 16. Профессионально-этические требования к руководителюСтатья 17. Неформальные отношения в служебном коллективеГлава 6. Отдельные проблемы профессиональной этики
Статья 18. Внешний вид и форма одеждыСтатья 19. Отношение к служебному удостоверению
Статья 20. Правила обращения со служебной информацией
Статья 21. Оформление и содержание служебных помещений Глава 7. Профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения сотрудника Статья 22. Коррупционно опасное поведение и его предупреждениеСтатья 23. Коррупционно опасное поведение руководителя
Статья 24. Этический конфликт и этическая неопределённость
Статья 25. Конфликт интересов и его предупреждение
Статья 26. Отношение к ненадлежащей выгоде
Статья 27. Отношение к подаркам и иным знакам внимания
Статья 28. Защита интересов сотрудника
32. Федеральные законы «О милиции», «О безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О чрезвычайном положении» об основных требованиях к нравственному облику сотрудников ОВД,
Закон Российской Федерации “О безопасности” в качестве основного объекта безопасности определяет “личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность” (ст.1). Защите прав и свобод граждан при обеспечении безопасности посвящена статья 7, в которой говорится, что их ограничение возможно только в исключительных случаях, предусмотренных законом. При этом отмечается, что граждане, общественные или иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность, а должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.Законе РФ “Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации”, который в качестве одной из основных целей определяет защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Первыми среди основных принципов данной деятельности зафиксированы нравственные принципы: законности, уважения прав и свобод личности. Обеспечению прав и свобод личности в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности посвящена ст. 5 Закона, закрепляющая право граждан обжаловать, в том числе в суд, действия органа, если они привели к ограничению их прав и свобод, а также потребовать информацию о сведениях, полученных в отношении них оперативным способом. Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих тайну переписки, телефонных или других переговоров, телеграфных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, допускается лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих тяжкие преступления, совершающих либо совершивших тяжкие преступления и только с санкции прокурора (ст.8). Соответсвующую принципу уважения прав и свобод личности направленность имеет положение о том, что материалы оперативной проверки не являются основанием для ограничения прав и законных интересов физических и юридических лиц (ст.10) и, более того, органы, осуществляющие оперативно-розыскные мероприятия, обязаны, в соответствии со своей компетенцией, принимать все необходимые меры для защиты охраняемых законом прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства (ст.12).Нравственно-этический характер имеют нормы, содержащиеся в Законе Российской Федерации “О чрезвычайном положении”. Регламентируя условия введения соответствующего режима, закон определяет, что чрезвычайное положение может вводится лишь в условиях, когда обстоятельства представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю (ст.3). Основной целью введения чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи (ст.2). В соответствии со статьей 15 Закона, чрезвычайные меры могут предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан за исключением следующих:
а) введение чрезвычайного положения не может служить основанием для применения пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания; б) права на жизнь, на свободу мысли совести, религии в понимании этих прав и свобод, принятом в Международном Пакте о гражданских и политических правах и непротиворечащих им законах Российской Федерации. Даже в условиях чрезвычайного положения Закон не допускает применение обратной силы уголовного закона, устанавливающего наказуемость деяния или усиливающего наказание (ст.27). В условиях чрезвычайного положения не подлежат изменению порядок и условия применения силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст.28). Неправомерное применение силы сотрудниками органов внутренних дел, превышение должностными лицами служебных полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, установленных настоящим Законом, влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству (ст.33).
В соответствии с международно-правовыми обязательствами, вытекающими из Международного пакта о гражданских и политических правах, в случае объявления чрезвычайного положения Президент в трехдневный срок принимает меры к оповещению генерального секретаря ООН об ограничении прав и свобод граждан составляющих отступление от обязательств по указанному Международному пакту, об объеме этих отступлений и о причинах такого решения (ст.41). ФЗ о полиции Глава 2. Принципы деятельности полиции
Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
Статья 6. Законность
Статья 7. Беспристрастность
Статья 8. Открытость и публичность
Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан
Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество
Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
гуманизма,;законности,;объективности, выражающейся в беспристрастности и отсутствии предвзятости при принятии служебных решений;справедливости, означающей соответствие меры наказания характеру и тяжести проступка или правонарушения;коллективизма и товарищества, проявляющихся в отношениях, основанных на дружбе, взаимной помощи и поддержке;лояльности, предусматривающей верность по отношению к Российской Федерации, МВД России, уважение и корректность к государственным и общественным институтам, государственным служащим;
нейтральности по отношению к политическим партиям и движениям, предполагающей отказ сотрудника от участия в их деятельности в любых формах;толерантности, заключающейся в уважительном, терпимом отношении к людям с учётом социально-исторических, религиозных, этнических традиций и обычаев.